• 21 июля, 2020
  • 171

Подъем МСП: технологии важнее денег

Редько Антон

Основатель платформы MUST по управлению рисками коммерческих автопарков

Микро, малые и средние предприятия играют важную роль в большинстве стран, особенно с развивающейся экономикой. МСП выступают одним из ключевых драйверов экономического развития, инноваций и обеспечивают занятость большей части населения. Предприятия этого сектора могут обеспечивать до 60% общей занятости населения и до 40% национального дохода в разных странах.

Вместе с тем, именно этот сегмент практически полностью отрезан от банковского рынка и других источников капитала. Банковская индустрия нацелена на поддержку крупного бизнеса и корпоративных инвестиционных проектов. Доступность финансирования остается критическим барьером для роста малых и средних предприятий, а на фоне финансового кризиса и выживания для большинства из них.

По разным оценкам, на сегодняшний день можно говорить о дефиците ликвидности в российском сегменте малого и среднего бизнеса на уровне более $250 млрд. или 17,5 трлн. рублей.

Без доверия нет развития

Факторов, сдерживающих финансирование малого и среднего предпринимательства в России, на самом деле много.

Сложность и неумение оценивать реальную стоимость и ликвидность активов финансируемых предприятий, отсутствие работающих механизмов мониторинга эффективности бизнеса, крайне высокие требования, предъявляемые к объемам резервирования банков со стороны регулятора – вот только часть причин роста сложности получения финансирования, высоких процентных ставок или отказов в предоставлении кредитов для МСП.

Наряду с приведенными выше факторами, есть не менее серьезная проблема растущего недоверия предпринимателей к участникам финансового рынка. Из-за сложности процедур, необходимости в предоставлении дополнительного обеспечения, требований в личном поручительстве, а также длинных сроков принятия решения, представители МСП существенно реже рассматривают банки и лизинговые компании в качестве источников финансирования для развития бизнеса. По данным глобального исследования по торговому финансированию (ICC Global Survey on Trade Finance), 83% проблем доступности капитала для МСП обусловлены именно сложностью оформления кредитов.

На фоне развития кризисных явлений, различные правовые и нормативные требования могут дополнительно повысить стоимость и сложность процесса оформления финансирования.

Следует отметить очевидное нежелание финансовых организаций инвестировать в изучение потребностей малого и среднего бизнеса. Согласно данным Росстата, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП должен быть по итогам 2020 года не менее 23,5%. Объем сегмента МСП оценивается примерно в 25-27 трлн. рублей. Чтобы изучить риски этого сегмента рынка и создать эффективные инструменты для управления такими рисками нужно потратить не менее 10% стоимости этого рынка. Это высокий входной билет для представителей любого сектора экономики, в том числе финансового. Именно поэтому мы пока не видим на рынке действительно серьезных технологических прорывов в сегменте МСБ.

До сих пор банки принимают решение об открытии кредитных линий в основном на основе анализа данных транзакций своих клиентов. Нажатием одной кнопки в личном кабинете можно оформить заявку на кредит без сбора дополнительных документов. Это действительно очень технологично и удобно. Такую возможность предоставляют примерно ТОП 10 крупных банков страны. В тоже время, низкая скорость развития правовой базы и дефицит венчурного капитала в России приводит к тому, что основная часть представителей микро, малого и среднего бизнеса не имеет доступа к современным финтех решениям, получившим широкое развитие, например, в странах Европы и в США.

Рынок как вода, выход найдет

Большинство представителей микро и малого бизнеса прибегают к займам у знакомых и партнеров по бизнесу, закладывают имущество, транспорт в ломбардах.

Изменить ситуацию способны финтех решения, которые повысят доступность финансирование для МСБ и в некоторых сегментах уже составляют конкуренцию банковскому кредитованию.

p2p-платформы и краудфандинговые площадки

Банки уже не первый год испытывают конкурентное давление со стороны финтех-компаний и p2p-сервисов. P2p-платформы и краудфандинговые площадки связывают тех, кто готов дать в долг с теми, кому нужны деньги. Сервисы осуществляет современный скоринг заемщиков, обеспечивают удобство оплаты по выданным кредитам, предлагают гораздо более выгодные условия для заемщика и инвестора. По оценкам McKinsey, в ближайшее время этот растущий сегмент способен отобрать у традиционных банков 10% их прибыли, или порядка $105 млрд. По прогнозам Foundation Capital, к 2025 году объем мирового рынка p2p-кредитования может достигнуть $1 трлн.

Представители МСП в последнее время стали активнее привлекать «народное финансирование» и меньше кредитоваться в банках. Рынок быстро развивается за счет появления новых игроков, включая площадку от Сбербанка. С 1 января 2020 года вступил в силу закон о краудфандинге, согласно которому Банк России начал вести реестр участников этого рынка. Сегмент со временем станет понятнее и прозрачнее, а значит и привлекательнее для потенциальных заемщиков.

Факторинг

Факторинг один из наиболее гибких инструментов по сравнению с классическим кредитованием. Сейчас, когда банки ужесточают условия выдачи займов, факторинг для МСП стал одним из немногих инструментов финансирования, для которого не требуется предоставления залога банку. Компаниям–факторам нужно совершенствовать продукты для клиентов, упрощать процесс получения услуги, предложить коробочные решения для МСП. Для микро и малых предпринимателей с дебиторской задолженностью до 500 млн рублей факторинг как инструмент на российском рынке почти недоступен.

Ограничение предложений на страховом рынке, кстати, может стать драйвером развития института взаимного страхования. Именно сейчас этот забытый в России инструмент может пережить настоящий ренессанс. На долю взаимного страхования приходится в среднем около 27% мировой страховой премии, около $1,3 трлн. долларов США. Проникновение этого инструмента в России вероятнее всего в сегментах, где люди или бизнес объединены схожими интересами. Например, от страхования дач и коттеджей, до страхования мотоциклов и космических рисков, морских судов.

Что дальше

Сейчас в целом рынок насыщен, крупные клиенты между банками давно поделены, спрос на кредиты заметно снизился. Привлекательность МСП как клиентов на этом фоне растет. «Сфера поддержки малого и среднего бизнеса – это вообще важнейший приоритет в работе правительства», говорил премьер-министр Михаил Мишустин. Идет речь в целом о смягчение условий и предоставление льгот для таких предприятий.

Наилучшие шансы выиграть конкуренцию за этот сегмент получат банки, финтех стартапы, которые сумеют правильно выстроить технологические процессы, лучше других обрабатывать большой объем данных. Настоящим конкурентным преимуществом станет и легкость общения: МСП должны иметь возможность оформить услугу в один клик, решать вопросы в чате, а услуга должна предоставляться бесшовно, именно тогда, когда она действительно нужна для развития и сохранения бизнеса.

Похожие статьи

Встроенное страхование поможет автоконцернам выиграть технологическую гонку

Технологии начинают объединять такие глобальные концерны как Volvo и Allianz или Daimler (Mercedes Benz) и Swiss Re и примеров такого рода…

Как из-за пандемии придется измениться рынку страхования грузоперевозок

Пандемия и самоизоляция кардинально изменили бизнес-ландшафт экономики страны. Во время самоизоляции около 20-30% парка машин «стояли возле забора». Именно на столько…