- 18 августа, 2022
- 140
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 7
Завершена работа над проектом федерального закона № 481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Е.С. Москвичевым, В.Б. Ефимовым, В.В. Дзюбой, В.П. Водолацким, А.А. Максимовым, А.А. Геттой, а также В.И. Лысаковым, М.Т. Гаджиевым, С.Б. Савченко, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, О.В. Савастьяновой, В.И. Синяговским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы седьмого созыва 05.06.2018 г.
Указанный проект ФЗ принят Государственной Думой в первом чтении 13.12.2018 г.
Вместе с тем, по указанному законопроекту Правительством РФ, ГПУ Президента РФ, профессиональным сообществом и ВСС были высказаны существенные замечания, которые не позволили его доработать ко второму чтению.
В результате, 23.03.2022 г. Государственная Дума отклонила указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагалось регулировать отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси в связи с организацией транспортного обслуживания населения легковым такси на территориях субъектов РФ, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси и службами заказа легкового такси.
В соответствии с частью 2 статьи 1 законопроект предлагал регулировать отношения, возникающие в том числе между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси. Вместе с тем, понятие «лица, осуществляющие деятельность по перевозке легковым такси» в законодательстве РФ об оказании услуг автомобильным транспортом, не используется, а определение указанного понятия законопроектом не было предусмотрено.
Кроме того, не был учтен еще один вид отношений – «служба заказа легкового такси – пассажир (фрахтователь)». Также основные задачи законопроекта, изложенные в части 4 статьи 1, необходимо было привести в соответствие с предлагаемыми законопроектом принципами регулирования отношений, возникающих между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси в связи с организацией транспортного обслуживания населения легковым такси на территориях субъектов РФ. Отдельными положениями законопроекта ущемлялась самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ. Так, согласно пунктам 6 – 8, 11 части 5 статьи 1 законопроекта к полномочиям РФ был отнесен ряд регулятивных полномочий применительно к вопросам, непосредственное решение которых в соответствии с положениями законопроекта относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ (вопросы предоставления предусмотренных законом государственных услуг, связанных с организацией деятельности легковых такси, ведения региональных реестров легкового такси и служб заказа легкового такси, осуществления регионального контроля (надзора) за деятельностью служб заказа легкового такси).
Вместе с тем, закрепление за федеральными органами государственной власти регулятивных полномочий по вопросам, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в качестве "собственных" полномочий, ущемляло самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ, фактически ставя их в подчиненное положение, что противоречило принципу самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации "собственных" полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ)).
Законопроектом существенно нарушалась система разграничения полномочий между уровнями публичной власти в сфере организации и деятельности легковых такси. Так, пунктом 8 части 6 статьи 1 законопроекта предусматривается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест) легкового такси в границах территории субъекта РФ. Вместе с тем, согласно подпункту 11 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ вопрос создания и обеспечения функционирования парковочных мест закреплен за субъектами РФ только применительно к автомобильным дорогам межмуниципального и регионального значения. В подпункте 5 части 1 статьи 2 и в части 1 статьи 3, а также в части 4 статьи 4 законопроекта были указаны различные перечни субъектов, у которых возникает право осуществлять деятельность по перевозке легковым такси и которым оказывается государственная услуга по выдаче, переоформлению, аннулированию разрешений на осуществление деятельности по перевозке легковым такси и выдаче дубликатов таких разрешений. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 7 законопроекта необходимо дополнить положениями о соответствии цветографической схемы легкового такси и опознавательного фонаря оранжевого цвета национальным стандартам РФ.
Кроме того, в целях обеспечения идентификации легковых такси целесообразно было бы закрепить в требованиях к ним обязательное использование государственных регистрационных знаков, предусмотренных национальными стандартами для легковых такси. В настоящее время ГОСТ Р 50577-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования" предусматривает возможность использования для легковых такси регистрационных знаков типа 1Б (с желтым фоном). В заявлении о предоставлении государственной услуги, разрешении и региональном реестре легковых такси требование о предоставлении сведений о государственном регистрационном знаке необходимо было заменить на требование о предоставлении сведений об идентификационном номере транспортного средства, что исключало бы необходимость фрахтовщика получать новое разрешение в случае замены государственного регистрационного знака.
При этом целесообразно было бы предусмотреть возможность дополнения регионального реестра легковых такси сведениями о государственном регистрационном знаке. Частью 4 статьи 7 законопроекта предусмотрено, что водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Данная норма требует корректировки с целью исключения случаев, когда водителем легкового такси может стать лицо, не управлявшее транспортным средством на протяжении длительного периода времени, но при этом имеющее требуемый общий водительский стаж.
Кроме того, в законопроекте отсутствовал механизм проверки водительского стажа на соответствие указанным требованиям. При рассмотрении положений части 3 статьи 9 законопроекта неясно, что понимается под соответствующим соглашением между субъектами РФ. Статьями 10-12 законопроекта предусматривался уведомительный порядок начала осуществления деятельности службами заказа легкового такси. Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности регулируется статьей 8 Федерального закона № 294-ФЗ и принятым в соответствии с указанной статьей постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Таким образом, регулирование уведомительного порядка начала осуществления деятельности службами заказа легкового такси должно осуществляться в рамках указанных нормативных правовых актов, а в законопроекте необходимо было установить 3-месячный переходный период для подачи уведомлений службами заказа легкового такси, которые осуществляли свою деятельность до вступления в силу федерального закона, в случае его принятия.
Статья 13 законопроекта детально регламентировались договорные отношения службы заказа легкового такси с фрахтовщиком. Данный вопрос регулируется гражданским законодательством. Соответственно из части 7 статьи 13 законопроекта необходимо было исключить положения, дублирующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 13 законопроекта договор об обработке информации о заказах легкового такси должен был содержать в том числе размер вознаграждения по договору.
При рассмотрении указанного положения законопроекта возникала неопределенность в вопросе о том, является ли условие о размере вознаграждения существенным условием договора. Представлялось, что при отсутствии в договоре условия о размере вознаграждения такой договор не должен признаваться незаключенным. Частью 2 статьи 14 и частью 2 статьи 16 законопроекта устанавливалось, что порядки осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением деятельности по перевозке легковым такси и государственного контроля (надзора) за осуществлением деятельности служб заказа такси устанавливаются законом субъекта РФ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом РФ. В связи с тем, что статьей 30 Федерального закона № 196-ФЗ установлены особенности осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, необходимо было часть 1 статьи 14 законопроекта после слов "за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении" дополнить словами "федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения,". Частью 3 статьи 14 и статьей 20 законопроекта предлагалось частично передать функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси федеральному органу исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В целях обеспечения контроля за соблюдением перевозчиками требований режима труда и отдыха водителей в законопроекте целесообразно было предусмотреть нормы об использовании ими технических средств контроля, обеспечивающих непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, или программных продуктов, предназначенных и (или) используемых для приема и (или) передачи заказов легкового такси, обеспечивающих такие же функции.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 14 законопроекта основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение трех лет со дня выдачи первого разрешения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. Однако согласно части 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Также было обращено внимание, что частью 6 статьи 18 законопроекта служба заказа легкового такси освобождается от ответственности за передачу заказа легкового такси (обеспечение доступа к информации о заказе легкового такси) лицу, не владеющему разрешением, в том случае, если это явилось следствием нарушения фрахтовщиком своих обязанностей по информированию службы заказа легкового такси о приостановлении действия или об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси.
Таким образом, согласно положениям законопроекта, первоначально разрешение у фрахтовщика должно быть, но, если оно затем аннулируется, отзывается или добровольно сдается, доступ к базам данных о пассажирах уже нелегальному перевозчику необходимо исключить.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с пунктом "в" части 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты РФ вправе устанавливать своими законами требование о соответствии цвета кузова легкового такси одной из цветовых гамм. Вместе с тем, законопроектом аналогичная норма не была предусмотрена, что также не могло быть поддержано.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.