- 23 августа, 2022
- 148
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 8
Завершена работа над проектом федерального закона № 126990-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с принятием Федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»). Внесен Правительством РФ 19.05.2022 г.
Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 08.06.2022 г.; во втором чтении – 29.06.2022 г.; в третьем чтении – 05.07.2022 г.
Данный проект федерального закона был разработан в целях приведения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в соответствие с проектами федеральных законов «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», а также проектом федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».
Проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» предусматривается унификация базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В связи с этим законопроектом предлагалось установить идентичный круг лиц, в отношении которых осуществляются начисление и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а именно:
– в перечень лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, включить лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
– в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включить лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
– в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, включить временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее соответственно – высококвалифицированный специалист, Федеральный закон № 115-ФЗ), а также осуществляющих трудовую деятельность постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами.
Учитывая, что статьей 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность временно пребывающего иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации, иметь действующий на территории Российской Федерации полис добровольного медицинского страхования, в целях исключения двойной страховой нагрузки по оплате медицинских услуг на указанных иностранных граждан предусмотрены соответствующие изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ.
Кроме того, законопроектом было предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части:
– установления с 1 января 2023 г. доли единого тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, на финансирование накопительной пенсии и солидарной части тарифа страховых взносов;
– учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сумм страховых взносов, исчисленных как доля от единого тарифа страховых взносов.
При этом предлагаемые изменения, по мнению Правительства РФ, не повлияют на формирование пенсионных прав граждан.
Поскольку проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» предусмотрено объединение с 01.01.2023 всех льготных категорий плательщиков страховых взносов в три группы с установлением единых пониженных тарифов страховых взносов, аналогичные изменения вносятся в законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
С учетом планируемого объединения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в законопроекте предлагается ввести для страхователей единую форму отчетности (далее – единая форма сведений), представляемую в объединенный фонд.
Единая форма сведений предполагает:
1) объединение всех форм отчетности, представляемой в настоящее время страхователями в ПФР (сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД, реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя, по форме ДСВ-3, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ).
При этом форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» будет отменена, поскольку законопроектом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" во исполнение части третьей подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента РФ по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ 16.03.2022 г. (от 10.04.2022 № Пр-622) предусмотрен переход на ежемесячное представление данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц в налоговые органы. Соответственно, сведения о работающих застрахованных лицах Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации будет ежемесячно получать от налоговых органов;
2) включение в нее отчетности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС), которая в настоящее время ежеквартально представляется страхователями в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Отдельные разделы единой формы сведений будут заполняться с той же периодичностью, которая установлена действующим законодательством (сведения о трудовой деятельности – ежемесячно (прием/увольнение – онлайн), сведения о застрахованных лицах, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя – один раз в квартал, сведения по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – один раз в квартал, о страховом стаже – один раз в год).
В целях контроля за исполнением указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 и от 28.12.2012 № 1688 в части достижения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы для страхователей, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и осуществляющих виды деятельности, которые будут определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предусматривается отражение в единой форме сведений, дополнительных сведений о размере выплат по окладу (должностному окладу), ставке заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, выплат стимулирующего характера, иных выплат, в том числе в натуральной форме и за работу на условиях неполного рабочего времени.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователи обязаны выдавать, а застрахованные лица имеют право получать справку о сумме заработка, на который были начислены взносы в ФСС, за два календарных года, предшествующие году прекращения работы или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год. Такая справка выдается в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления.
Законопроектом предусматривалось исключение обязанности страхователей выдавать увольняющемуся застрахованному лицу – работнику справку о сумме заработка, поскольку сведения о заработке застрахованного лица, необходимые для начисления пособий, будут содержаться в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В связи с этим законопроектом предусматривалось внесение изменений в следующие законодательные акты:
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку законопроект являлся частью пакета законопроектов по оптимизации тарифов страховых взносов, в состав которого входит проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», вступление в силу которого с учетом положений пункта 1 статьи 5 НК РФ предусматривается с 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам (с 1 января 2023 г.), статьей 13 законопроекта также определено вступление в силу федерального закона с 01.01.2023 г.
С принятием данного федерального закона физическим лицам, занятым по гражданско-правовым договорам, будут предоставлены гарантии по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, получат право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что ВСС в целом поддержал указанный законопроект (письма от 16.06.2022 г. на имя председателей комитетов Государственной Думы по охране здоровья Д.А. Хубезову (№ И-1147-ВСС); по труду, социальной политике и делам ветеранов Я.Е. Нилову (№ И-1149-ВСС); по финансовому рынку А.Г. Аксакову (№ И-1146-ВСС) и по вопросам семьи, женщин и детей Н.А. Останиной (№ И-1148-ВСС), но выразил обеспокоенность в отношении ряда положений, предусматривающих расширение перечня лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию.
По мнению ВСС, включение трудовых мигрантов в категорию застрахованных по ОМС лиц приведет к рискам неконтролируемого увеличения расходов ФОМС на оказание им медицинской помощи, включая дорогостоящую, в том числе высокотехнологичную (онкология, ЭКО и т.д.), что приведет к росту миграционных потоков с целью получения бесплатной медицинской помощи – развитию квази «медицинского туризма», масштаб которого в настоящее время оценить не представляется возможным. Для решения возникших проблем потребуется значительное увеличение бюджетных расходов на систему ОМС в целом – из-за недостаточного финансирования со стороны работодателей и большой востребованности медицинских услуг среди мигрантов. Предлагаемая законопроектом схема организации ежедневного информационного взаимодействия ФОМС с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации никак не сможет ограничить расходы на получение мигрантами бесплатной медицинской помощи.
С учетом этих обстоятельств, ВСС предложил сохранить сложившуюся в 2015-2022 годах систему ДМС для трудовых мигрантов и членов их семей и не включать их в перечень лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
В результате состоявшегося обсуждения на площадке профильного Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов (Я.Е. Нилов) Комитет принял межфракционную поправку, поддержанную Правительством Российской Федерации, исключающую из текста законопроекта норму о возможности для трудовых мигрантов и членов их семей осуществлять «медицинский туризм» с целью получения ими бесплатной медицинской помощи. Это право у этой категории лиц теперь возникает по истечению 3-лет после внесения взноса со стороны работодателей.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.