• 2 марта, 2024
  • 29

МОШЕННИЧЕСТВО: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Алексеев Виктор

заместитель генерального директора СК «МАКС»

МОШЕННИЧЕСТВО: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Что способствует «успешной» деятельности автоюристов, аваркомов и экспертов, почему ее можно назвать мошенничеством только с бытовой точки зрения, а не с процессуальной? Под этим углом предлагает рассмотреть тему мошенничества со стороны «внешних» страховых посредников заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

Как ни странно это звучит, в основе лично­го обогащения мошенников лежит социаль­ная направленность судебных и контроль­ных органов власти. Первым существенным толчком к резкому развитию автоюризма по­служило решение Пленума ВС РФ о приме­нении к страховщикам штрафных санкций в рамках закона о защите прав потребителей в размере 50 % от страховой выплаты. Хотя до этого было еще и решение о признании УТС материальным ущербом.

Затем суды решили отнести услуги ава­рийного комиссара к страховой выплате по ОСАГО, хотя в 40-м законе о таких услугах нет ни слова, даже законодательно­го понятия «аварийный комиссар» до сих пор не существует. Далее страховое сообще­ство законодательно заставили заниматься абсолютно несвойственным ему делом — ремонтировать автомобили, расширив тем самым автоюристам возможность предъяв­лять претензии к качеству ремонта, срокам проведения ремонта. В условиях санкцион­ного давления, равного отсутствию запча­стей, почва для исков со стороны посредни­ков стала просто благодатной.

Апофеозом и кульминацией, позволив­шей автоюристам существенно нарас­тить доходы, стало решение о неустойке 1 % в день. Это — стимул выйти с иском к страховщику о не согласии с размером выплаты, произведенной два года назад, и на разнице в 40 тыс. руб., основанной на «объективных» выводах судебной экс­пертизы, получить 300 тыс. руб. неустойки. Или умышленно не использовать выданное направление на ремонт, а через год, догово­рившись со СТОА об официальном отказе от производства ремонта в связи с отсут­ствием запчастей, взыскать со страховщика минимум 800 тыс. руб. — стоимость ремон­та плюс штрафы, неустойки.

Но суды не стоят на месте, суды идут дальше. В последнее время наметилась тен­денция взыскания со страховых компаний полной стоимости ремонта, рассчитанной не по ЕМР, а по среднерыночной стоимо­сти, невзирая на установленный законом лимит страховой выплаты 400 тыс. руб. Автоюристы уже потирают руки — есть повод. Только вот поборники «заботы о людях» забывают о том, что этой самой заботой пользуются менее 1 % не самого законопослушного населения, а нагрузка в виде повышения стоимости страховки ложится на остальные 99 % честных и по­рядочных граждан. Соглашусь в качестве вывода в том, что роль ВСС в данной ситуа­ции с точки зрения отстаивания интересов страхового рынка должна быть ключевой.

Теперь о «внутреннем» мошенничестве страховых посредников-агентов. Ситуация в последние годы действительно суще­ственно поменялась. Еще 10–12 лет назад самым распространенным и материалоем­ким по ущербу было банальное присвоение брокером (агентом юридическим лицом) полученных от страхователей страховых премий, когда дебиторская задолженность у некоторых страховых компаний по этой причине достигала 1 млрд руб. Достаточно вспомнить пресловутый «Ф-полис». Сейчас в связи с цифровизацией и развитием онлайн продаж этот вид мошенничества встречается редко.

Актуальными продолжают оставаться страхование объектов под заведомое на­ступление страхового события и, конечно же, страхование «задним числом». По всем указанным направлениям службы страхо­вых расследований страховых компаний уже давно наработали методики раскрытия и документирования таких преступлений.

ОБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ПОД ЗАВЕДОМОЕ НАСТУПЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СОБЫТИЯ

Кстати, цифровизация не обошла сто­роной креативных мошенников. Совсем недавно раскрыли схему оформления «однодневных» дешевых полисов ОСАГО с использованием доступа к базе БСО ре­альных логинов и паролей добросовестных агентов, воспользовавшихся созданным мошенниками сайтом с услугой «Помощь страховому агенту». Благодаря встроен­ному в нашу информационную систему логическому контролю, удалось оперативно вскрыть и пресечь использование такой схемы. Поэтому борьба на этом направле­нии остается актуальной, хотя и приобрета­ет новые формы.

Похожие статьи

ВСС предупредил о новых мошеннических схемах, направленных на владельцев полисов ОМС

ВСС предупредил о новых мошеннических схемах, направленных на владельцев…

В России распространяется новая мошенническая практика: неизвестные, представляясь страховщиками, предлагают россиянам скачать для замены полиса ОМС приложение Минздрава, которое на самом…

Финансовый уполномоченный предложила меры по снижению случаев вовлечения автоюристов…

Для снижения активности недобросовестных автоюристов в сфере ОСАГО необходимо проводить идентификацию потребителя через МФЦ при подаче финансовому уполномоченному обращений в бумажном…

«МАКС» выплатил 2,9 млн рублей за повреждённый пикап Toyota…

Страховая компания «МАКС» выплатила 2 млн 939 тыс. рублей за пикап Toyota Hilux 2019 года выпуска, получивший существенные повреждения в дорожно-транспортном…