• 2 марта, 2024
  • 41

МОШЕННИЧЕСТВО: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Алексеев Виктор

заместитель генерального директора СК «МАКС»

МОШЕННИЧЕСТВО: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Что способствует «успешной» деятельности автоюристов, аваркомов и экспертов, почему ее можно назвать мошенничеством только с бытовой точки зрения, а не с процессуальной? Под этим углом предлагает рассмотреть тему мошенничества со стороны «внешних» страховых посредников заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

Как ни странно это звучит, в основе лично­го обогащения мошенников лежит социаль­ная направленность судебных и контроль­ных органов власти. Первым существенным толчком к резкому развитию автоюризма по­служило решение Пленума ВС РФ о приме­нении к страховщикам штрафных санкций в рамках закона о защите прав потребителей в размере 50 % от страховой выплаты. Хотя до этого было еще и решение о признании УТС материальным ущербом.

Затем суды решили отнести услуги ава­рийного комиссара к страховой выплате по ОСАГО, хотя в 40-м законе о таких услугах нет ни слова, даже законодательно­го понятия «аварийный комиссар» до сих пор не существует. Далее страховое сообще­ство законодательно заставили заниматься абсолютно несвойственным ему делом — ремонтировать автомобили, расширив тем самым автоюристам возможность предъяв­лять претензии к качеству ремонта, срокам проведения ремонта. В условиях санкцион­ного давления, равного отсутствию запча­стей, почва для исков со стороны посредни­ков стала просто благодатной.

Апофеозом и кульминацией, позволив­шей автоюристам существенно нарас­тить доходы, стало решение о неустойке 1 % в день. Это — стимул выйти с иском к страховщику о не согласии с размером выплаты, произведенной два года назад, и на разнице в 40 тыс. руб., основанной на «объективных» выводах судебной экс­пертизы, получить 300 тыс. руб. неустойки. Или умышленно не использовать выданное направление на ремонт, а через год, догово­рившись со СТОА об официальном отказе от производства ремонта в связи с отсут­ствием запчастей, взыскать со страховщика минимум 800 тыс. руб. — стоимость ремон­та плюс штрафы, неустойки.

Но суды не стоят на месте, суды идут дальше. В последнее время наметилась тен­денция взыскания со страховых компаний полной стоимости ремонта, рассчитанной не по ЕМР, а по среднерыночной стоимо­сти, невзирая на установленный законом лимит страховой выплаты 400 тыс. руб. Автоюристы уже потирают руки — есть повод. Только вот поборники «заботы о людях» забывают о том, что этой самой заботой пользуются менее 1 % не самого законопослушного населения, а нагрузка в виде повышения стоимости страховки ложится на остальные 99 % честных и по­рядочных граждан. Соглашусь в качестве вывода в том, что роль ВСС в данной ситуа­ции с точки зрения отстаивания интересов страхового рынка должна быть ключевой.

Теперь о «внутреннем» мошенничестве страховых посредников-агентов. Ситуация в последние годы действительно суще­ственно поменялась. Еще 10–12 лет назад самым распространенным и материалоем­ким по ущербу было банальное присвоение брокером (агентом юридическим лицом) полученных от страхователей страховых премий, когда дебиторская задолженность у некоторых страховых компаний по этой причине достигала 1 млрд руб. Достаточно вспомнить пресловутый «Ф-полис». Сейчас в связи с цифровизацией и развитием онлайн продаж этот вид мошенничества встречается редко.

Актуальными продолжают оставаться страхование объектов под заведомое на­ступление страхового события и, конечно же, страхование «задним числом». По всем указанным направлениям службы страхо­вых расследований страховых компаний уже давно наработали методики раскрытия и документирования таких преступлений.

ОБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ПОД ЗАВЕДОМОЕ НАСТУПЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СОБЫТИЯ

Кстати, цифровизация не обошла сто­роной креативных мошенников. Совсем недавно раскрыли схему оформления «однодневных» дешевых полисов ОСАГО с использованием доступа к базе БСО ре­альных логинов и паролей добросовестных агентов, воспользовавшихся созданным мошенниками сайтом с услугой «Помощь страховому агенту». Благодаря встроен­ному в нашу информационную систему логическому контролю, удалось оперативно вскрыть и пресечь использование такой схемы. Поэтому борьба на этом направле­нии остается актуальной, хотя и приобрета­ет новые формы.

Похожие статьи

«АльфаСтрахование» помогла поймать крупную преступную группировку автоподставщиков на каршеринговых…

«АльфаСтрахование» помогла правоохранительным органам Санкт-Петербурга пресечь деятельность группы мошенников, которая совершила более 100 фиктивных ДТП с каршеринговыми машинами.

«МАКС» обеспечит ОСГОП «Автобусы Ульяновска»

СК «МАКС» окажет услуги обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) для нужд ООО «Автобусы Ульяновска».

Александр Горяинов назначен заместителем генерального директора СК «МАКС»

Александр Горяинов, с 2011 года возглавляющий дирекцию информационных технологий СК «МАКС», продолжит свою деятельность в качестве заместителя генерального директора компании.