• 2 марта, 2024
  • 76

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Строгий контроль со стороны работников страховой компании и постепенная цифровизация процессов позволяют эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны страховых посредников. Однако мошенники не сдаются. О том, с какими видами мошенничества сталкиваются сегодня страховщики, рассказал в своем интервью вице-президент ВСС Сергей Ефремов.

ССТ: Часто ли встречаются случаи мошенничества с участием страховых посредников?

Сергей Ефремов: Мошенничество может быть внешним или внутренним, в зависи­мости от того, связано ли оно с оформлени­ем страхового полиса, либо с деятельностью страховой компании. Посредники, которые участвуют во внешнем мошенничестве, это, в первую очередь, недобросовестные автоюристы, эксперты, аварийные комиссары. Они предлагают свои услуги страхователю, если у него возникли проблемы или опасе­ния, что общение со страховой компанией может вызвать сложности. Страховщик в этом случае несет дополнительные за­траты на штрафы и пени, а страхователь получает лишь минимальное возмещение. Эти темы мы неоднократно поднимали.

Недобросовестные Автоюристы обычно предлагают полный комплекс услуг, вклю­чая оформление доверенности у нотариуса, причем иногда без присутствия самого страхователя. Случаи такого сговора с нота­риусами выявлялись неоднократно.

Кроме того, можно столкнуться с экспер­тами, которые работают по заданию либо самого страхователя, либо его посредника, чтобы обеспечить максимально большую сумму страховой выплаты. Такие эксперты могут быть связаны с автоюристами, но мо­гут действовать и самостоятельно.

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

ССТ: Такая ситуация характерна только для автострахования или других видов она также касается?

С. Е.: Приходится сталкиваться с недо­бросовестными заключениями специали­стов в страховании от несчастных случаев, а также жизни и здоровья. Страховые посредники предлагают получить справ­ки от лечебных учреждений с указанием увеличенной степени повреждения или заболевания, которое у пациента отсут­ствует. Безусловно, здесь посредники вступают в сговор с врачами. Также мы встречаем случаи, когда в сговор с вра­чами вступают непосредственно застрахо­ванные лица.

Такая же ситуация наблюдается и при страховании имущественных объектов — домов и строений. Цель у мошенников всегда одна — получить дополнительное страховое возмещение.

ССТ: Какие внутренние мошенничества вы обнаруживаете чаще всего?

С. Е.: Достаточно часто встречается стра­хование задним числом, в первую очередь, этим злоупотребляют страховые агенты и брокеры.

Когда убыток уже произошел, клиент пы­тается заключить договор задним числом, а страховой посредник пытается найти контакты в компании, которые позволят оформить такой полис. Особенно характер­ны такие ситуации для ДТП и страхования недвижимости, например, когда жилье получило повреждения из-за стихийного бедствия, а договор страхования заключен не был.

Мы видим достаточно характерную си­туацию по районам ЧС, когда выясняется, что жители массово заключали договоры страхования жилья и машин за день или два до стихийного бедствия. Такая картина наблюдалась после урагана в Краснодар­ском крае, еще ранее — в Иркутской обла­сти и на Дальнем Востоке, когда там было затопление территории.

ССТ: Встречаются ли случаи фальсифи­кации самого страхового случая?

С. Е.: Если страховой агент входит в преступную группу, могут быть выявле­ны спланированные страховые события, чтобы получить большую сумму страхового возмещения. Иногда строится практически фанерный дом, но договор заключается, как будто застрахован солидный коттедж. Организованный пожар полностью уничто­жает такой объект, а мошенники получают приличные выгоды. Такие же случаи встре­чаются и с транспортными средствами. При этом страховой агент приносит в страховую компанию фальшивый акт о проведенном предстраховом осмотре.

Также есть проблема в завышении или занижении страховой премии. Особенно часто мы это наблюдаем в ОСАГО. Порой недобросовестные посредники страхуют авто по реальной стоимости, а в страховую компанию передают информацию о более дешевом автомобиле. Разницу агент при­сваивает себе.

количество страховых агентов на рынке страхования

ССТ: Встречаются ли в вашей практике случаи сговора между страховым агентом и сотрудниками страховой компании?

С. Е.: Такие сговоры не исключение. В этом случае объект страхования фактиче­ски не осматривается, может быть сфаль­сифицирован год выпуска транспортного средства, искажаются данные, которые важны для оценки риска: наличие или отсутствие систем пожаротушения, ис­правных инженерных коммуникаций и т. д. Иногда агенты помогают таким образом страховаться своим родственникам или знакомым: старый дом страхуют как дом с евроремонтом, вписывают дорогую ме­бель и технику, которых на самом деле нет.

Также встречаются случаи мошенниче­ства, когда агенты занимаются страхова­нием юридических лиц. Но когда имуще­ственный комплекс юридического лица достаточно дорогой, осмотр проводит представитель страховщика — совершить мошенничество сложнее.

ССТ: Актуальна ли такая практика, когда страховые агенты берут деньги от клиента, но не доносят их до страховой компании?

С. Е.: Такие ситуации возможны, когда у агента есть право получать страховые премии на свой счет, либо наличными, например, если он оформлен индивиду­альным предпринимателем. Агент обязан перечислить собранные средства со своего расчетного счета на счет страховой ком­пании. Но если он долгое время страхует своего клиента и хорошо знает состояние объекта страхования, то может присвоить деньги в надежде на то, что страховой слу­чай не произойдет.

Клиент при этом пребывает в полной неиз­вестности: он агенту деньги передал, агент страховой полис выписал — вроде бы, все хорошо. Но на самом деле объект остался незастрахованным. У нас были ситуации, когда при наступлении страхового случая агент сам производил выплаты, а клиент думал, что это выплатил страховщик.

ССТ: Сейчас активно развиваются раз­ного рода сервисы интеграторов. Возмож­но ли мошенничество там?

С. Е.: Интегратор удобен агенту, ког­да нужно быстро посмотреть наиболее выгодное предложение для своего клиента. Тогда он должен иметь личный кабинет на маркетплейсе и передавать информацию по своим клиентам. Мы сталкивались с си­туацией, когда онлайн-площадка торгует базами таких агентов. Вообще, когда аген­там предлагаются услуги по формированию договоров, упрощению учета и т. п., с боль­шой вероятностью это — противоправный сбор базы данных с целью дальнейшей перепродажи.

ОСАГО ЗА 1000 РУБЛЕЙ

В 2023 году ряд страховых посред­ников предлагали ОСАГО по крайне низкой цене. Они выписывали клиенту бумажный полис, который тот приносил в ГИБДД для регистрации транспорт­ного средства. В течение 1–2 дней этот полис находился в базе АИС ОСАГО, но в связи с тем, что страховая премия в страховую компанию не поступала, он аннулировался. Именно выявив такие злоупотребления, ГИБДД выступила с инициативой — отказаться от требова­ния наличия полиса ОСАГО при реги­страции транспортного средства.

ССТ: Какие меры должны быть приняты?

С. Е.: Для борьбы с мошенниками нужно установить жесткий контроль со стороны страховщика за деятельностью посредни­ков. Когда у агента небольшой страховой портфель, когда он работает в небольшом населенном пункте, его договоры неслож­но проверить. С другой стороны, там, где работают небольшие страховые коллек­тивы, где все друг друга поддерживают и прикрывают, сговор весьма вероятен. В таких ситуациях злоупотреблений может быть больше.

Минимизировать мошенничество помо­гает цифровизация, когда уходит в про­шлое отказ от оплаты страховой премии наличными, используется электронный полис и т. д. Однако мошенники находят новые способы совершения незаконных действий.

ВСС системно занимается подготовкой методических рекомендаций. У нас разра­ботаны методички по автострахованию, мы их постоянного обновляем в связи с возникновением новых видов мошенни­чества. Сейчас разработали методические рекомендации по выявления признаков мошенничества в страховании жизни и здоровья, а также имущества и ответ­ственности.

Похожие статьи

НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества

АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) разработала для страхового сообщества набор инструментов по противодействию мошенническим практикам.

Телефонные мошенники активизировались перед Новым годом и убеждают россиян…

Перед новогодними праздниками по всей стране участились случаи нападений с поджогами под воздействием телефонных мошенников.

Сбер и МВД России будут разрабатывать и совершенствовать технологии…

Мошенники всё чаще применяют технологию DeepFake для обмана граждан. Чтобы эффективнее противостоять злоумышленникам, необходимо наладить более тесное взаимодействие банков и правоохранителей.