• 2 марта, 2024
  • 64

«ОБЛОЖИТЬ ФЛАЖКАМИ»

Свинцова Кира

Канд. юрид. наук, партнер AKS Legal

«ОБЛОЖИТЬ ФЛАЖКАМИ»

Судебная практика наглядно демонстрирует, что системные превентивные меры по борьбе с мошенничеством среди агентов и посредников позитивно влияют на статистику преступлений. При этом такие меры требуют комплексного подхода и участия многих внутренних служб страховщика, подчеркивает партнер AKS Legal Кира Свинцова.

ССТ: По вашей судебной практике эффективны ли применяемые страхов­щиками превентивные меры для борь­бы с мошенничеством среди страховых агентов?

Кира Свинцова: Мы работаем с большим количеством страховщиков, с разными подходами к превентивным мерам. В судах очень хорошо видно, что эти меры кратно уменьшают количество судебных разбира­тельств, связанных с мошенничеством.

Прежде всего, важен тщательный отбор кандидатов в страховые агенты. Страхов­щик не должен брать любых претендентов, которые выразили желание сотрудничать.

Необходима система проверки и выбора кандидатов. В некоторых компаниях они даже проходят полиграф.

В обязательном порядке необходимы детальные должностные инструкции. Хочу подчеркнуть, что они существуют в самых прогрессивных страховых компаниях. В инструкциях обязательно должен быть прописан пошаговый порядок действий в случаях, если к страховому агенту обра­щаются с противоправным предложени­ем, например, заключить договор задним числом или застраховать имущество, которого на самом деле нет. Также до агента должны быть доведены нормы УК РФ, которые предусматривают ответственность за неправомерные действия подобного характера.

ССТ: А как можно выявить злоупотре­бление, если агент все же не последовал инструкциям?

К. С.: Одним из эффективных методов яв­ляется практика сплошного сканирования: вся документация, поступающая в страхо­вую компанию, должна быть немедленно отсканирована, то есть принята к учету день в день, сохранена в базах компании. Такой порядок позволяет доподлинно установить факт и момент обращения в СК. Отсутствие сплошного сканирования создает почву для манипуляций, усложняет процесс установления юридически значи­мых обстоятельств: заявление о страховом случае, вызов на осмотр, предоставление запрошенных документов на стадии урегу­лирования и др.

В нашей практике встречались случаи подделки документов о наступлении страхового случая, о вызове страховщика на осмотр поврежденного имущества. Эти заявления появились у страховщика спустя несколько месяцев с момента наступления страхового случая. Понятно, что по про­шествии такого времени осмотр и оценка пострадавшего имущества практически невозможны. Но документы, якобы, были подписаны директором филиала. Чтобы узнать, действительно ли заявление по­ступило много месяцев назад, в те даты, которые стояли в документах, или оно было получено в компании вчера, потребовалась экспертиза. Так, было установлено, что документ, датированный летом прошлого года, фактически был изготовлен суще­ственно позднее.

Страховщикам нужна выстроенная система лимитов и видов страхования, по которым может работать страховой агент. Для новичка лимиты должны быть очень ограничены, а количество согласований по принятию на страхование предложенных им объектов должно быть достаточно большое. Агенты и посредники, которые положительно себя зарекомендовали и имеют безупречную репутацию, безусловно, заслуживают большего доверия.

ССТ: Какие признаки могут сигнали­зировать о мошенничестве страховых посредников?

К. С.: В некоторых компаниях очень хо­рошие результаты дают программы по кон­тролю за убыточностью страховых посред­ников. Если в каком-то регионе системно возникают однотипные убытки, либо часто встречаются крупные суммы выплат, то в аналитической системе поднимается «красный флажок» для более пристального изучения ситуации. Проблема может быть как с конкретным агентом, так и с руково­дителем филиала. Возможно, филиал попал под действие преступной группировки. В таком случае нужна дополнительная ра­бота по изучению ситуации.

Также очень важно наличие в компа­нии телефона доверия. Мошенничество, как правило, не организуется в одиночку, на разных этапах договора другие сотруд­ники могут заметить что-то странное, и они должны иметь возможность об этом сообщить.

Аналитика может осуществляться с помощью искусственного интеллекта в информационных системах компании.

ССТ: Важно ли с точки зрения профи­лактики мошенничества, как оформлен агент — является ли он штатным сотруд­ником компании или работает на дого­воре?

К. С.: С точки зрения масштабов мошен­нических действий наблюдается очень большая разница: является ли агент штат­ным сотрудником компании, либо работает по договору как самозанятый или предпри­ниматель. Агенты, которые работают как штатные сотрудники стра­ховой компании, совершают гораздо меньше каких-то мо­шеннических действий. Аген­ты, работающие как частные предприниматели, которые со­трудничают с большим коли­чеством страховых компаний, чаще подвержены соблазну заработать нечестным путем. Естественно, каждое их этих правил знает исключения.

Это — на самом деле боль­шая проблема. С одной стороны, страхо­вой бизнес не может работать без агентов, но риски в их работе для компании всегда есть. У меня, как у юриста, который защи­щает интересы страховых компаний в судах и проводит страховой форензик, накоплена большая практика, связанная с неправо­выми действиями страховых посредников. Договоры, в которых есть подозрение на мошенничество, в более чем 60 % слу­чаев были заключены именно посредни­ками, а не штатными агентами страховой компании. Я говорю сейчас только о нашей практике.

Для небольших компаний также характер­ны случаи, когда мошеннические действия совершаются руководителями филиалов. Например, если вместо полей рапса застра­хован пятнадцатилетний березовый лес, — это вопрос к директору филиала, как был принят объект без осмотра. Оказалось, что директор филиала совмещал функции ди­ректора и специалиста по продажам, и был заинтересован в комиссии от заключенного договора.

ССТ: Часто ли дело доходит до уголов­ной ответственности?

К. С.: В нашей практике случаи привле­чения агентов к уголовной ответственно­сти за страховое мошенничество встре­чались несколько раз. Как это работает: какое-то лицо привлекается в качестве страхового агента, на него списывается комиссионное вознаграждение, но фак­тически действия по поиску клиентов, заключению договора, предстрахово­му осмотру совершаются не страховым агентом, а иным лицом. В наших случаях, когда были возбуждены уголовные дела, это были сотрудники филиала — не только директор филиала, но и ряд других сотруд­ников.

Незаконным является то, что по договору привлечено лицо, которое никаких услуг фактически не оказывало, но дополнитель­ную агентскую комиссию получало. Такая деятельность является уголовно наказуе­мой. И такие примеры в нашей практике не единичны.

В крупных компаниях соотношение количества подозрений на мошенничество в договорах, заключенных штатными сотрудниками и внешними посредниками, — по приблизительным оценкам — 15 на 85 % соответственно. В небольших компаниях доля внутреннего мошенничества становится выше.

В заключение хочу сказать, что превен­тивные меры по борьбе с мошенничеством среди агентов и посредников требуют ком­плексного подхода. Должна быть задейство­вана HR-служба, подразделения по уре­гулированию убытков, IT-подразделения и, конечно, служба безопасности.

Похожие статьи

Сбер и МВД России будут разрабатывать и совершенствовать технологии…

Мошенники всё чаще применяют технологию DeepFake для обмана граждан. Чтобы эффективнее противостоять злоумышленникам, необходимо наладить более тесное взаимодействие банков и правоохранителей.

СК «Абсолют Страхование» – участник конференции по противодействию коррупции,…

Страховая компания «Абсолют Страхование» приняла участие в конференции «Противодействие коррупции, мошенничеству и хищениям, AntiFraud, розыск активов и должников в бизнесе, работа…
ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…