- 2 сентября, 2024
- 25
Московский экспортный центр подвел итоги семи лет работы
Московский экспортный центр представил итоги семилетней работы по поддержке столичных предпринимателей на внешних рынках. В пресс-конференции также приняли участие представители компаний, которые рассказали, как им удалось развить свой экспортный потенциал благодаря различным инструментам поддержки МЭЦ.
Московский экспортный центр был создан в 2017 году Правительством Москвы и работает в контуре Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. За годы работы МЭЦ кратно расширил портфель услуг. Если в 2017 году предпринимателям были доступны всего 2 инструмента поддержки экспортной деятельности: организация участия московских компаний в выставках за рубежом и консультации в сфере ВЭД, то сегодня Московский экспортный центр предлагает свыше 30 программ и сервисов, заявил Виталий Степанов, генеральный директор АНО «Московский экспортный центр».
«В городе сосредоточена пятая часть от числа всех экспортеров России. Более 80% из них – это предприятия малого и среднего бизнеса, которым мы помогаем выходить на зарубежные рынки и закрепляться на них. В своей работе МЭЦ учитывает интересы бизнеса – мы работаем в тесной связке со столичными предпринимателями, чтобы запускать востребованные инструменты поддержки и помочь компаниям Москвы развивать бизнес на международном уровне. Собственно, для того, чтобы увеличить число московских экспортеров с мировым именем, объемы их поставок за рубеж и обеспечить эффективную работу на внешних рынках и был создан МЭЦ».
Сегодня столичные производители поставляют свою продукцию в 167 стран мира, где востребован самый широкий спектр товаров и услуг московских компаний в различных отраслях – от легкой, пищевой и химической промышленности до кино и анимации, медицинских технологий и ИТ. В топ-5 стран столичного несырьевого неэнергетического экспорта вошли Китай, Индия, Турция, Беларусь и Казахстан.
При содействии города московскому бизнесу выйти на экспорт легко: фактически, Московский экспортный центр стал единым окном поддержки столичных предпринимателей, которые получают помощь по трем основным направлениям – обучение и развитие компетенций, поддержка продвижения и продаж за рубежом и финансовые меры поддержки.
За 7 лет этими инструментами воспользовались свыше 17 тысяч московских компаний, отметил Виталий Степанов. Более 1 500 из них вышли на рынки более чем 110 стран мира с помощью МЭЦ. За этот период объем заключенных экспортных контрактов при поддержке Московского экспортного центра превысил 108 миллиардов рублей.
Добиться таких успехов позволяет комплексный подход МЭЦ к развитию экспортного потенциала компаний столицы, начиная с обучения в Московской школе экспортера, где предприниматели на мастер-классах, семинарах и лекциях знакомятся с нюансами международной коммуникации, логистики, таможенного оформления и сертификации, а изучают основы осваивают навыки маркетинга и деловой этикет. Этим инструментом МЭЦ воспользовались свыше 30 тысяч представителей московского бизнеса.
Помимо обучения, МЭЦ формирует условия для пополнения кадров в области внешнеэкономической деятельности в рамках проекта Export Lab, подчеркнул Виталий Степанов:
«Мы объединяем иностранных студентов, которые обучаются в вузах Москвы, с потенциальными работодателями – столичными экспортноориентированными компаниями. Студенты проходят в компаниях стажировки, нарабатывают практику, параллельно помогая компаниям выстраивать коммуникацию со странами, откуда студенты приехали. Со временем в результате такого взаимодействия бизнес получает квалифицированные кадры, которые погружены в его проблематику и при этом владеют разными языками, понимают культурную и деловую специфику своих регионов и помогают компаниям выстраивать экспортное направление бизнеса внутри организации».
Еще один эффективный способ выйти на внешний рынок – акселерационные программы МЭЦ: Экспортеры 2.0, Moscow Fast Track, GoGlobal, MENA Accelerator и ряд других. В режиме интенсивной подготовки предприниматели учатся оценивать сильные стороны своей бизнес-модели, определять экспортные направления востребованности своего продукта – и в соответствии с ними совершенствовать свою маркетинговую стратегию, адаптируя продукт и команду к условиям выбранного рынка. Начиная с 2019 года, Московский экспортный центр организовал и софинансировал участие почти 700 компаний в 33 потоках акселерации. В результате общая сумма экспортных контрактов выпускников акселерационных программ превысила 5 миллиардов рублей.
Так, акселерационная программа «Экспортный форсаж» помогла компании «Интеллектуальные Робот Системы» выйти на активный экспорт, в результате чего объем поставок на внешние рынки вырос в 60 раз. Компания производит робототехнические комплексы, промышленных роботов и другое высокотехнологичное оборудование для различных сфер промышленности и планирует расширить свою экспортную географию за счет выхода на рынки Африки, Азии и Тихоокеанского региона.
Михаил Перевозчиков, заместитель директора по развитию бизнеса компании «Интеллектуальные Робот Системы»:
«Мы недавно начали взаимодействовать с Московским экспортным центром, но уже отмечаем заметную пользу от такого сотрудничества. Мы активно пользуемся мерами финансовой поддержки и не только. Например, благодаря МЭЦ наши сотрудники, которые занимаются ВЭД и маркетингом, получили актуальную информацию об эффективных способах действия на тех рынках, которые нас интересуют. И это, безусловно, поможет нам оперативно выйти на них».
Значительно укрепило свой экспортный потенциал и ООО «НПК «ТЕХНОВОТУМ». После участия в акселераторе Tech Export to India: с 2022 по 2023 год объем его экспортной выручки вырос более чем на 30%. Компания разрабатывает и производит высокоточное электронное оборудование неразрушающего контроля, где качество материала и наличие дефектов выявляется без разрушения или повреждения образца – этот продукт востребован, в частности, на железных дорогах.
Наталья Сляднева, заместитель генерального директора НПК «Техновотум»:
«Хочется отдельно поблагодарить коллег из МЭЦ за помощь в поиске специалистов, с которыми можно обсуждать внедрение нашего продукта, в интересующих нас странах – ведь, как правило, это сотрудники государственных организаций, а они неохотно идут на контакт с коммерческим сектором. При поддержке МЭЦ потенциальные партнеры на местах рассматривают нас уже не просто как компанию, а как конкурентоспособного поставщика».
Найти своих потребителей и надежных партнеров на внешних рынках столичным компаниям помогают деловые мероприятия МЭЦ за рубежом. Это один из самых популярных инструментов МЭЦ, который востребован у предпринимателей, подчеркнул Виталий Степанов: участие в международных выставках и бизнес-миссиях дает возможность заявить о себе за рубежом, презентовать свой продукт и договориться о новых сделках. За 7 лет работы МЭЦ для столичных компаний было организовано более 200 международных мероприятий в 56 странах, по итогам проведенных там переговоров объем заключенных контрактов превысил 5,5 млрд рублей.
Так, с 2021 года ведущий российский разработчик и экспортер программных продуктов для корпоративных коммуникаций, видеоконференцсвязи и совместной работы – московская компания TrueConf – регулярно принимает участие в международных отраслевых выставках на стендах Made in Moscow. По итогам 2023 года число скачиваний программных продуктов компании за рубежом выросло на 35% в сравнении с предыдущим годом. Сегодня решениями TrueConf пользуются, например, индийская организация космических исследований, Министерство обороны Шри-Ланки, военно-морская академия Индонезии, Министерство транспорта и коммуникаций Мьянмы, полиция Непала и другие организации.
Лев Якупов, директор по маркетингу «Труконф»:
«Мы занимаемся внешнеэкономической деятельностью более 10 лет – и должен сказать, когда мы начинали, московских экспортеров на наших рынках встречались единицы. Сейчас число таких компаний увеличилось в разы – и это все благодаря МЭЦ, потому что без его поддержки они просто не смогли бы на этих рынках оказаться. Ведь даже просто приехать на выставку в другую страну представить свой продукт – это уже значительные затраты. Сейчас это стало доступно небольшим компаниям и стартаперам, потому что фактически МЭЦ берет на себя все организационные, логистические и маркетинговые расходы – остается потратиться только на билет. Еще один выгодный аспект взаимодействия с МЭЦ связан с публичностью: одно дело – стенд малоизвестной компании, и совсем другое – стенд Made in Moscow, на который МЭЦ может привести премьер-министра страны, а с ним и местные СМИ, и бизнес».
Компания «Таргетта» – разработчик решений виртуальной реальности для обучения врачей и студентов медицинских вузов – активно участвует в выездных деловых мероприятиях МЭЦ за рубежом и по их итогам заключила контракты на поставки своих продуктов в Бразилию, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Иран, Иорданию и Саудовскую Аравию.
Инна Бондарева, основатель и генеральный директор «Таргетта»:
«Все эти 7 лет работы Московского экспортного центра мы вместе, и все наши успехи – это совместные успехи. У МЭЦ очень серьезная аналитика в плане выбора геополитического направления экспорта – она дает картину востребованности того или иного продукта в разных регионах, и это позволяет эффективно и без лишних потерь двигаться вперед. Мы учимся у наших коллег из МЭЦ, перенимаем их технологии и применяем в ходе работы на выставках и бизнес-миссиях. И я бы выделила главное в работе Московского экспортного центра – экспортоцентричность: составляя график международных деловых мероприятий, МЭЦ ориентируется на интересы самих экспортеров».
Выстраивать и поддерживать постоянную коммуникацию с потенциальными зарубежными партнерами столичным экспортерам помогает институт амбассадоров Москвы за рубежом. Этот инструмент поддержки введен в арсенал МЭЦ всего год назад, но уже продемонстрировал свою эффективность, отметил Виталий Степанов. Помощью представителей бизнеса Москвы за рубежом воспользовались более 100 компаний, ряд из них уже заключили экспортные контракты на более чем 300 миллионов рублей. Сегодня амбассадоры работают в Китае, Индии, Египте, ОАЭ, Вьетнаме и Малайзии – и МЭЦ намерен расширять географию присутствия амбассадоров, заявил руководитель Московского экспортного центра.
Популярной остается и другая услуга Московского экспортного центра – продвижение московских брендов на площадках онлайн-коммерции и в ритейл-сетях за рубежом. МЭЦ вывел на зарубежные маркетплейсы более 900 московских компаний, которые воспользовались широким спектром поддержки – от пошаговой юридической консультации до маркетингового сопровождения, включая помощь с поставкой первой партии товара.
Город финансово поддерживает экспортеров целевыми грантами и в рамках программы льготного кредитования, отметил руководитель МЭЦ. Например, система грантовой поддержки дает возможность бизнесу возместить 10 процентов суммы экспортного контракта. В этом году такой кешбэк удвоили для новых и активных экспортеров – высокотехнологичных предпринимателей и компаний, занятых в сфере обрабатывающей промышленности.
В целом, начиная с 2019 года столичные экспортеры города получили от Правительства Москвы финансовую поддержку в виде субсидий и грантов на сумму 1,8 млрд рублей.
Столица продолжает создавать условия для развития московского бизнеса на международной арене и внедрять новые инструменты поддержки предпринимателей. Например, совсем недавно совместно с тремя крупными российскими банками — Сбер, Промсвязьбанк, Совкомбанк — была запущена программа предэкспортного финансирования, в рамках которой экспортеры могут получить в кредит до 100 млн рублей по льготной ставке 11% годовых на пополнение оборотных средств, связанных с производством и поставкой высокотехнологичной продукции в рамках экспортного контракта.