- 18 сентября, 2024
- 36
НА МОРЕ И СУШЕ
В настоящее время в России активно реализуются морские строительные проекты, для страховой защиты которых привлекаются отечественные страховщики. Антон Черкасов, руководитель управления андеррайтинга строительно-монтажных рисков АО «СОГАЗ», поделился особенностями организации работы с такими проектами.
ССТ: Почему работа с рисками морских проектов так важна для вашей компании?
Антон Черкасов: Россия — единственная страна в мире, которую омывают 12 морей и три океана. Она активно развивает свои морские пути, участвует в международных проектах и инициативах, укрепляя экономические связи и расширяя рынки сбыта. Например, Северный морской путь планируется использовать не только для транспортировки грузов из России в Китай и другие страны Азии, но и как коридор между европейской и восточной частями страны. Это приводит к увеличению количества сопутствующих строительных проектов.
Морские строительные проекты охватывают строительство и реконструкцию объектов на континентальном шельфе и в территориальных водах. К ним относятся портовые сооружения, гидротехнические объекты, такие как волноломы, плотины и дамбы, а также энергетические объекты, включая разработку подводных месторождений углеводородов и строительство нефтяных и газовых платформ. Важным элементом этих проектов являются транспортные коммуникации, включая подводные трубопроводы и морские кабели связи. Каждый из этих проектов уникален и требует индивидуального подхода к управлению рисками и страхованию, учитывая их высокую стоимость и сложность.
ССТ: В чем заключается сложность реализации морских проектов?
А. Ч.: Морские проекты требуют учета множества факторов на всех этапах, начиная с проектирования и строительства и заканчивая последующим гарантийным обслуживанием и эксплуатацией. Важную роль играют гидродинамические условия, такие как волны, приливы и течения, а также суровые морские условия, включая штормы и коррозию от соленой воды. Установка объектов на воде и под водой требует использования специализированных методов и техники, таких как плавучие краны и подводные роботы.
Логистика морских проектов усложняется доставкой материалов и оборудования по воде, что требует тщательного планирования и увеличивает затраты. Кроме того, транспортировка персонала и оборудования зачастую требует использования вертолетов и судов снабжения, что также добавляет сложности. Зависимость от погодных условий может привести к задержкам, требуя гибкости в планировании и управлении проектом.
Все морские проекты обязательно подлежат страхованию. Специалисты, ответственные за управление рисками в этих проектах, обладают высокой квалификацией. Мы тесно взаимодействуем с ними, учитывая множество нюансов, которые необходимо проработать в страховом покрытии: лимиты, риски, оговорки, важные как для клиента, так и для страховщика.
Также следует учитывать, что строительство таких проектов может длиться до 10 лет, и на протяжении всего этого срока, а также в период послепусковых гарантийных обязательств, требуется страхование с последующим страхованием операционной стадии проекта. Такой договор страхования может действовать более 10 лет.
ССТ: Получается, что специалист или команда могут работать над одним проектом практически всю свою трудовую жизнь?
А. Ч.: Вполне возможно! Причем это не тот случай, когда подписанный договор просто кладется на полку. Проводится постоянный мониторинг рисков, и практически ежедневно ведется работа.
В отличие от сухопутных проектов, на морских проектах дополнительно работает морской гарантийный сюрвейер (МГС). Перед морской операцией, такой как транспортировка или буксировка, которая определена в договоре страхования, он анализирует подготовку и выполнение всех условий с инженерной точки зрения. МГС проверяет на месте, все ли сделано в соответствии с требованиями, и выдает сертификат одобрения. Если сертификат не выпущен, страхование на эту операцию не распространяется.
Клиент сам решает, будет ли он проводить операцию без страхового покрытия. Практика показывает, что клиенты обычно устраняют все замечания, которые дает МГС, и не проводят операции без страхового покрытия.
ССТ: Каким рискам подвергается такие проекты?
А. Ч.: Морские строительные проекты сопряжены с природными и техногенными рисками. Природные риски включают стихийные бедствия, такие как ураганы, тайфуны, цунами и землетрясения, а также сложные гидрометеорологические условия: сильные волны, ветер, течения, ледовые условия и температурные экстремумы.
Техногенные риски связаны с возможными ошибками в проектировании, качеством материалов и конструкций, а также с ошибками при проведении работ и тестирования. Особое внимание следует уделять рискам, связанным с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и проведением пусконаладочных работ «под нагрузкой».
ССТ: Достаточно ли сейчас в России квалифицированных специалистов для оценки рисков и проведения качественного МГС?
А. Ч.: В России есть несколько специализированных компаний, где работают специалисты с опытом в международном бизнесе. Страховщики сегодня готовы принимать риски морских проектов — мы обладаем достаточной квалификацией, чтобы их прорабатывать.
ССТ: Какие вопросы вызывают наибольшие сложности в обсуждениях с клиентами по морским проектам?
А. Ч.: Самым сложным является вопрос управления рисками. Важно найти баланс между объемом страхового покрытия, ответственностью страховщиков и обязанностью клиентов соблюдать определенные требования.
Например, при сюрвейерских осмотрах часто выявляются несоответствия требованиям безопасности, особенно в области взрыво- и пожаробезопасности. На некоторых объектах должна быть установлена противоаварийная защита и оборудование для контроля углеводородов. Страховщики и клиенты следят за тем, чтобы такие системы были введены в эксплуатацию до начала пусконаладочных работ, что помогает минимизировать риски и обеспечить безопасность проекта.
Все морские проекты обязательно подлежат страхованию. Специалисты, ответственные за управление рисками в этих проектах, обладают высокой квалификацией. Мы тесно взаимодействуем с ними, учитывая множество нюансов, которые необходимо проработать в страховом покрытии: лимиты, риски, оговорки, важные как для клиента, так и для страховщика.
ССТ: Почему это так важно?
А. Ч.: Риски при пусконаладочных работах являются максимальными во время стройки. Наш риск-инженер обязательно выезжает на объект перед началом таких работ. По результатам инспекции могут быть сформированы рекомендации и замечания для целей улучшения и контроля качества риска. Если замечания критические, они должны быть устранены. Критичность определяется размером возможного ущерба и вероятностью его наступления.
ССТ: Есть ли особенности в страховании морских проектов в России?
А. Ч.: Для страхования морских проектов используется специальная форма договора, разработанная для покрытия рисков, связанных с морскими строительными проектами, особенно в нефтегазовом секторе. Мы проводим большую работу, чтобы привести требования к страхованию морских проектов в соответствие с российским законодательством. Полис может быть адаптирован под нужды проекта с помощью дополнительных условий и оговорок.
Особенности страхового покрытия для морских проектов учитывают их специфику и отличают такие договоры от стандартного покрытия строительно-монтажных рисков «от всех рисков», применяемого на суше. Страховое покрытие охватывает территорию заводов-изготовителей элементов и конструкций, расходы на мобилизацию и демобилизацию флота, риски, связанные с морской транспортировкой и буксировкой, а также предусматривает обязательное привлечение независимого МГС для контроля за соблюдением условий безопасности морских операций.
В России есть несколько специализированных компаний, где работают специалисты с опытом в международном бизнесе. Страховщики сегодня готовы принимать риски морских проектов — мы обладаем достаточной квалификацией, чтобы их прорабатывать.
ССТ: Как вы оцениваете перспективы этого сегмента страхового рынка?
А. Ч.: Мы увеличиваем количество таких проектов в нашем портфеле, и отрасль развивается. Строятся буровые платформы на шельфе, реализуются проекты строительства инфраструктуры и логистики Северного морского пути. Мы видим большие перспективы в участии в таких масштабных и важных для страны проектах.