• 18 сентября, 2024
  • 36

НА МОРЕ И СУШЕ

Черкасов Антон

Руководитель управления андеррайтинга строительно-монтажных рисков АО «СОГАЗ»

НА МОРЕ И СУШЕ

В настоящее время в России активно реализуются морские строительные проекты, для страховой защиты которых привлекаются отечественные страховщики. Антон Черкасов, руководитель управления андеррайтинга строительно-монтажных рисков АО «СОГАЗ», поделился особенностями организации работы с такими проектами.

ССТ: Почему работа с рисками морских проектов так важна для вашей компании?

Антон Черкасов: Россия — единственная страна в мире, которую омывают 12 морей и три океана. Она активно развивает свои морские пути, участвует в международ­ных проектах и инициативах, укрепляя экономические связи и расширяя рынки сбыта. Например, Северный морской путь планируется использовать не только для транспортировки грузов из России в Китай и другие страны Азии, но и как коридор между европейской и восточной частя­ми страны. Это приводит к увеличению количества сопутствующих строительных проектов.

Морские строительные проекты охва­тывают строительство и реконструкцию объектов на континентальном шельфе и в территориальных водах. К ним отно­сятся портовые сооружения, гидротех­нические объекты, такие как волноломы, плотины и дамбы, а также энергетические объекты, включая разработку подводных месторождений углеводородов и строи­тельство нефтяных и газовых платформ. Важным элементом этих проектов являют­ся транспортные коммуникации, вклю­чая подводные трубопроводы и морские кабели связи. Каждый из этих проектов уникален и требует индивидуального подхода к управлению рисками и страхо­ванию, учитывая их высокую стоимость и сложность.

ССТ: В чем заключается сложность реа­лизации морских проектов?

А. Ч.: Морские проекты требуют уче­та множества факторов на всех этапах, начиная с проектирования и строительства и заканчивая последующим гарантийным обслуживанием и эксплуатацией. Важную роль играют гидродинамические усло­вия, такие как волны, приливы и течения, а также суровые морские условия, вклю­чая штормы и коррозию от соленой воды. Установка объектов на воде и под водой требует использования специализирован­ных методов и техники, таких как плавучие краны и подводные роботы.

Логистика морских проектов усложня­ется доставкой материалов и оборудо­вания по воде, что требует тщательного планирования и увеличивает затраты. Кроме того, транспортировка персонала и оборудования зачастую требует исполь­зования вертолетов и судов снабжения, что также добавляет сложности. Зависимость от погодных условий может привести к за­держкам, требуя гибкости в планировании и управлении проектом.

Все морские проекты обязательно под­лежат страхованию. Специалисты, ответ­ственные за управление рисками в этих проектах, обладают высокой квалифика­цией. Мы тесно взаимодействуем с ними, учитывая множество нюансов, которые необходимо проработать в страховом по­крытии: лимиты, риски, оговорки, важные как для клиента, так и для страховщика.

Также следует учитывать, что строи­тельство таких проектов может длиться до 10 лет, и на протяжении всего этого срока, а также в период послепусковых гарантийных обязательств, требуется страхование с последующим страховани­ем операционной стадии проекта. Такой договор страхования может действовать более 10 лет.

ССТ: Получается, что специалист или команда могут работать над одним про­ектом практически всю свою трудовую жизнь?

А. Ч.: Вполне возможно! Причем это не тот случай, когда подписанный договор просто кладется на полку. Проводится постоянный мониторинг рисков, и прак­тически ежедневно ведется работа.

В отличие от сухопутных проектов, на морских проектах дополнительно работает морской гарантийный сюрвейер (МГС). Перед морской операцией, такой как транспортировка или буксировка, ко­торая определена в договоре страхования, он анализирует подготовку и выполнение всех условий с инженерной точки зрения. МГС проверяет на месте, все ли сделано в соответствии с требованиями, и выдает сертификат одобрения. Если сертификат не выпущен, страхование на эту операцию не распространяется.

Клиент сам решает, будет ли он прово­дить операцию без страхового покрытия. Практика показывает, что клиенты обычно устраняют все замечания, которые дает МГС, и не проводят операции без страхово­го покрытия.

ССТ: Каким рискам подвергается такие проекты?

А. Ч.: Морские строительные проекты сопряжены с природными и техногенны­ми рисками. Природные риски включают стихийные бедствия, такие как ураганы, тайфуны, цунами и землетрясения, а также сложные гидрометеорологические условия: сильные волны, ветер, течения, ледовые условия и температурные экстремумы.

Техногенные риски связаны с возможны­ми ошибками в проектировании, качеством материалов и конструкций, а также с ошиб­ками при проведении работ и тестиро­вания. Особое внимание следует уделять рискам, связанным с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и проведением пусконаладочных работ «под нагрузкой».

ССТ: Достаточно ли сейчас в России квалифицированных специалистов для оценки рисков и проведения качествен­ного МГС?

А. Ч.: В России есть несколько специа­лизированных компаний, где работают специалисты с опытом в международном бизнесе. Страховщики сегодня готовы принимать риски морских проектов — мы обладаем достаточной квалификацией, чтобы их прорабатывать.

Особенности страхового покрытия для морских проектов

ССТ: Какие вопросы вызывают наи­большие сложности в обсуждениях с кли­ентами по морским проектам?

А. Ч.: Самым сложным является вопрос управления рисками. Важно найти баланс между объемом страхового покрытия, ответственностью страховщиков и обязан­ностью клиентов соблюдать определенные требования.

Например, при сюрвейерских осмотрах часто выявляются несоответствия требо­ваниям безопасности, особенно в области взрыво- и пожаробезопасности. На неко­торых объектах должна быть установлена противоаварийная защита и оборудование для контроля углеводородов. Страховщи­ки и клиенты следят за тем, чтобы такие системы были введены в эксплуатацию до начала пусконаладочных работ, что помогает минимизировать риски и обеспе­чить безопасность проекта.

Все морские проекты обязательно подлежат страхованию. Специалисты, ответственные за управление рисками в этих проектах, обладают высокой квалификацией. Мы тесно взаимодействуем с ними, учитывая множество нюансов, которые необходимо проработать в страховом покрытии: лимиты, риски, оговорки, важные как для клиента, так и для страховщика.

ССТ: Почему это так важно?

А. Ч.: Риски при пусконаладочных ра­ботах являются максимальными во время стройки. Наш риск-инженер обязательно выезжает на объект перед началом таких работ. По результатам инспекции могут быть сформированы рекомендации и за­мечания для целей улучшения и контроля качества риска. Если замечания крити­ческие, они должны быть устранены. Критичность определяется размером возможного ущерба и вероятностью его наступления.

ССТ: Есть ли особенности в страхова­нии морских проектов в России?

А. Ч.: Для страхования морских про­ектов используется специальная форма договора, разработанная для покрытия ри­сков, связанных с морскими строительны­ми проектами, особенно в нефтегазовом секторе. Мы проводим большую работу, чтобы привести требования к страхова­нию морских проектов в соответствие с российским законодательством. Полис может быть адаптирован под нужды про­екта с помощью дополнительных условий и оговорок.

Особенности страхового покрытия для морских проектов учитывают их специфи­ку и отличают такие договоры от стандарт­ного покрытия строительно-монтажных рисков «от всех рисков», применяемого на суше. Страховое покрытие охватывает территорию заводов-изготовителей эле­ментов и конструкций, расходы на моби­лизацию и демобилизацию флота, риски, связанные с морской транспортировкой и буксировкой, а также предусматривает обязательное привлечение независимого МГС для контроля за соблюдением условий безопасности морских операций.

В России есть несколько специализированных компаний, где работают специалисты с опытом в международном бизнесе. Страховщики сегодня готовы принимать риски морских проектов — мы обладаем достаточной квалификацией, чтобы их прорабатывать.

ССТ: Как вы оцениваете перспективы этого сегмента страхового рынка?

А. Ч.: Мы увеличиваем количество таких проектов в нашем портфеле, и отрасль развивается. Строятся буровые платформы на шельфе, реализуются проекты стро­ительства инфраструктуры и логистики Северного морского пути. Мы видим боль­шие перспективы в участии в таких мас­штабных и важных для страны проектах.

Похожие статьи

СОГАЗ готов выполнить свои обязательства по выплате возмещения пассажирам…

Гражданская ответственность перевозчика АО «ФПК», чей поезд пострадал в результате аварии в Мурманской области 18 декабря 2024 года, застрахована в АО…
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТРАХОВАНИЯ ЖИЛЬЯ: ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТРАХОВАНИЯ ЖИЛЬЯ: ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

Что и как можно изменить в законодательной базе России, чтобы страхование жилья стало для населения страны эффективным инструментом финансовой защиты в…
ПЕРВЫЙ ПРИОРИТЕТ

ПЕРВЫЙ ПРИОРИТЕТ

Человекоцентричность означает готовность страховщика всегда вставать на сторону человека в сложной для него жизненной ситуации. Важно, чтобы взаимодействие с компанией было…