• 18 апреля, 2018
  • 149

НСА: Счетная палата указала на необходимость государственной стратегии в развитии агрострахования

Отчет был рассмотрен на коллегии Счетной палаты 17 апреля. В опубликованном на сайте Счетной палаты сообщении отмечается, что снижение объема сельхозстрахования с господдержкой и охвата им отрасли АПК происходит на фоне общего сокращения объемов финансирования. В 2017 г. количество заключенных договоров сельхозстрахования с господдержкой снизилось в 2,2 раза по сравнению с 2016 г. При этом страховая сумма снизилась в 1,8 раза, а сумма страховой премии – в 3,5 раза, страховые выплаты – в 1,9 раза. Причины этого контрольный орган связал с отсутствием координации государственной политики в области развития страхования сельхозрисков. «Сегодня в сельхозстраховании с господдержкой ответственность разделена. Банк России и НСА, Минсельхоз, Минфин и региональные органы АПК имеют свои обособленные сферы компетенции, но нет ответственного за конечный результат», – указала Счетная палата.

НСА обращает внимание, что Законом о господдержке агрострахования №260-ФЗ ключевая роль в организации агрострахования прямо отведена Минсельхозу РФ – как «уполномоченному органу федеральной исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере АПК». С другой стороны, непосредственно за практическую организацию господдержки агрострахования отвечают в конечном итоге органы АПК субъектов РФ. По мнению НСА, эта особенность организации системы агрострахования и является ее главной проблемной зоной. «НСА неоднократно подчеркивал, что обеспечение работы механизмов агрострахования относится к стратегическим задачам федерального уровня. Это подтверждается и тем фактом, что агрострахование является единственным направлением господдержки, которое регулируется отдельным федеральным законом, – отметил К. Биждов. – У субъектов РФ нет ни возможностей, ни стимулов к созданию на их уровне полноценной системы управления рисками АПК, в силу величины и катастрофического характера значительной части этих рисков».

«Именно поэтому включение агрострахования в 2017 г. в «единую субсидию» с предоставлением регионам права самостоятельно определять, нужна ли их аграриям поддержка агрострахования, привело к плачевным результатам по проникновению агрострахования. Госпрограмма развития АПК с 2018 года впервые переведена Правительством на проектное управление, реализованы иные принципы льготного кредитования АПК. Организация системы агрострахования также требует федерального подхода», – заявил К. Биждов.

Счетная палата утверждает, что в результате очистки рынка от финансово неустойчивых страховщиков к концу 2017 г. в России осталось всего 19 компаний, которые могли заниматься сельхозстрахованием с господдержкой, что в свою очередь могло создать проблемы для аграриев с доступом к страховой защите. Но этот показатель не является низким: для сравнения, в США на федеральном уровне в агростраховании работает 16 страховщиков. В состав НСА входят 7 крупных федеральных страховых компаний, филиальная сеть которых охватывает все субъекты РФ. По данным Минсельхоза РФ, по состоянию на начало 2018 г. в каждом субъекте РФ присутствует не менее 3 агростраховщиков-членов НСА. Согласно статистике Банка России, страховые компании в 2017 г. практически осуществляли страхование агрорисков на различных условиях в 76 регионах. При этом договоры страхования урожая с господдержкой заключались в 36 регионах, страхования сельхозживотных – в 49 регионах. Активность страховщиков на региональных рынках агрострахования в первую очередь зависит от организации субсидирования. Если в регионе в прошлые годы были проблемы с получением средств господдержки страхования, соответственно, это резко снижает интерес к данному инструменту и у аграриев, и у страховщиков.

Более детального рассмотрения требует и сопоставление показателей агрострахования с господдержкой с сегментом несубсидируемого страхования агрорисков. Так, тарифы сельхозстрахования с господдержкой не вполне корректно сравнивать с тарифами страхования тех же самых объектов без господдержки, не принимая во внимание объем застрахованных рисков. «Когда договоры страхования с господдержкой и без нее заключаются в отношении одного и того же объекта, то обычно речь идет о достраховании отдельных, единичных рисков, которые не включены в перечень рисков, указанных в законе о господдержке. То есть, по сути, происходит приобретение недорогой дополнительной страховой услуги. Естественно, что стоимость единичной опции намного ниже, чем основной услуги по страхованию всех 22 видов рисков, поименованных в законе», – пояснил президент НСА.

По данным ЦБ и НСА, в 2017 г. в РФ был заключен 881 договор страхования агрорисков на условиях господдержки, включающий 494 договора страхования урожая и 387 договоров страхования поголовья. Одновременно было заключено 72,8 тыс. договоров несубсидируемого агрострахования. Структура этих сегментов рынка агрострахования принципиально различается.

Без господдержки практически все договоры страхования (99,7%, или 72,6 тыс. договоров) были заключены по страхованию сельхозживотных. При этом основная часть (68,3 тыс., или 94%) договоров страхования животных заключены с физическими лицами, не имеющими права на получение субсидий на приобретение страховой защиты (то есть, речь идет о договорах страхования личного подсобного хозяйства по коробочным продуктам).

В страховании урожая наблюдается обратная ситуация: без господдержки аграриями заключено 202 договора, в то время как страхование с господдержкой было востребовано более чем в 2 раза чаще – 494 договора. Эти данные свидетельствуют о прямом предпочтении со стороны аграриев страхования рисков растениеводства именно на условиях господдержки, что соответствует мировой практике.

В части формирования Фонда компенсационных выплат (ФКВ), предназначенного для гарантирования выплат аграриям на случай банкротства страховщиков, Счетная палата сообщила о выполнении НСА требований закона. «Действительно, за 2017 г. ФКВ НСА был сформирован полностью в соответствии с установленными требованиями, – заявил К. Биждов. – Согласно утвержденному порядку, перечисление взносов в ФКВ за 4 квартал 2017 г. завершилось в первом квартале 2018 г. Все члены НСА на 100% выполнили свои обязательства, объем отчислений в фонд за 2017 г. соответствует расчетному – более 123 млн. руб.».

«НСА считает, что задачи развития агрострахования должны быть учтены при разработке новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на будущее десятилетие, и вопросам управления рисками в ней должно быть уделено особое место, – подчеркнул президент НСА Корней Биждов. – Хочу отметить, что с прошлого года вопрос стратегического развития агрострахования находится в фокусе внимания и законодательной, и исполнительной власти. Банк России разработал консультативный доклад на данную тему, НИФИ Минфина РФ выпустил отдельное научное исследование, посвященное агрострахованию с господдержкой. Профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации провели целый ряд совещаний, последнее из которых – обсуждение проблем сельхозстрахования на Экспертном совете при Комитете по финансовым рынкам  Госдумы РФ 11 апреля этого года. Минсельхоз также активизировал работу по данному направлению – в последний месяц прошли два совещания на тему агрострахования с участием НСА. И Банк России, и Минфин, и Минсельхоз совместно с НСА поставили задачу разработки в текущем году «Дорожной карты» развития агрострахования, учитывающей современные условия работы отрасли АПК».

Похожие статьи

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

18 декабря 2024 года в Москве состоялась девятнадцатая церемония вручения наград премии «Финансовая элита России» — одной из старейших ежегодных премий…

Осенние выплаты по ВЗР превысили 14 млн руб.

С сентября по ноябрь 2024 г. Совкомбанк Страхование урегулировала 371 случай по полисам страхования путешественников на сумму 14,1 млн руб.

Специалисты филиала «МАКС-М» в Махачкале напомнили застрахованным о важности…

Страховые представители филиала АО «МАКС-М» Махачкале проводят работу не только по привлечению граждан к прохождению диспансеризации, но и отслеживают качество ее…