• 28 ноября, 2023
  • 95

Объединиться во имя здоровья нации

С 22 по 26 ноября в Москве состоялся XIV Всероссийский конгресс пациентов – одно из ключевых мероприятий в сфере здравоохранения. Ежегодно оно проводится при поддержке Минздрава России, Росздравнадзора и других госструктур, с участием профильных федеральных ведомств, Всероссийского союза пациентов (ВСП), Всероссийского союза страховщиков (ВСС), представителей страховых медицинских организаций (СМО) и врачей.

Тема XIV конгресса – «Вектор развития: пациент-ориентированное здравоохранение» – красной нитью прошла через все мероприятия.

Министр здравоохранения России М.А. Мурашко, приветствуя участников конгресса, отметил важность коммуникации медицинского и пациентского сообществ, перечислил условия, необходимые для эффективной работы: четкое понимание пациент-ориентированного подхода; развитие направления цифровой трансформации; совершенствование систем мониторинга и профилактики сердечно-сосудистых и онкозаболеваний; стандартизация подходов к ведению пациентов. Министр подчеркнул: очень важно поддерживать состояние здоровья и управлять им, назвав управление здоровье «ключевым аспектом».

Конгресс открыл круглый стол «Новый Гражданин. Современный пациент», на котором сопредседатель ВСП Я.В. Власов дал актуальное определение пациент-ориентированного здравоохранения в России и подчеркнул: для построения справедливой, эффективной, оптимальной системы общественного здоровья необходимо менять модель отношений «врач-пациент» с патерналистской на партнерскую, повышать прозрачность систем здравоохранения и их деятельности, чтобы пациенты могли ориентироваться и взаимодействовать с ними согласно своим потребностям. По мнению Власова, немаловажно и совершенствование знаний и навыков медработников в области коммуникации с пациентами, повышение уровня информированности и приверженности к лечению пациентов и членов их семей, а также повышение доступности и понятности медицинской информации.

«В базе слова “пациент” зашито слово “медицина”, а “здравоохранение” в своей базе имеет слово “здоровье”. Задача пациент-ориентированного здравоохранения в том, чтобы человек не стал пациентом, а охранял собственное здоровье. Для этого ему нужны значительные знания, и он должен быть окружен такими же знающими структурами, которые бы понимали: здравоохранение – это охрана здоровья», – уверен Я.В. Власов.

Такими знающими, по формулировке Власова, структурами являются и современные СМО, которые не только выполняют обязанности, предписанные законом, но и реализуют собственные проекты по сопровождению и содействию застрахованным при получении помощи по ОМС, используя разные инструменты, способствуют приверженности граждан здоровому образу жизни.

В докладе на круглом столе «Институт защиты прав пациента: новые подходы и инструменты» Т.А. Фомина, заместитель директора Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика», отметила: информированность граждан о функциях СМО в процессе оказания медицинской помощи по полису ОМС довольно высока.* 82,3% респондентов безошибочно указали вопросы, находящиеся в компетенции СМО: информационное сопровождение на всех этапах оказания медицинской помощи в системе ОМС. В прошлом году компетентных пациентов было меньше – 77,7%.

Вице-президент ВСС Д.Ю. Кузнецов отметил: хотя и благодаря СМО информированность граждан о том, какая организация чем занимается, повысилась, нельзя сказать, что от одного участника системы здравоохранения зависит все. «Можно информировать граждан, что им положена диспансеризация, и другой вопрос, как она организуется, какие эмоции возникают у человека при ее получении. Существует неудовлетворенность граждан в связи с отношением к себе медработников, и этот вопрос надо решать уже с медицинскими учреждениями. Все участники отрасли стараются, чтобы система здравоохранения и ОМС была ориентирована на пациента, при этом граждане ждут от СМО сопровождения в сложных ситуациях при получении медицинской помощи».

И они это сопровождение получают. Л.Г. Романенко, управляющий директор страховой компании «СОГАЗ-Мед», эксперт ВСС, в своем докладе «Пациентоориентированность в деятельности страховых медицинских организаций» подчеркнула, что взаимодействие с пациентом – основополагающий аспект, на котором строят свою работу СМО, работающие по ОМС.

«Для удобства застрахованных мы реализовали разные каналы связи с компанией: через сайт и
мобильное приложение, с помощью телефона прямой связи в медицинской организации, путем личного обращения в офис, с помощью бесплатного звонка в круглосуточный контакт-центр. В прошлом году мы получили 4,5 млн обращений, за 9 месяцев текущего года – 3,8 млн (+10%). Пациентоцентричность компании выражается и в персонифицированном подходе к каждому застрахованному – в создании комфортной среды. В это понятие входит: информирование, приглашение на профилактические медицинские мероприятия, маршрутизация, контроль организации плановых госпитализаций, консультации и защита прав в сфере ОМС, разрешение жалоб, контроль качества медицинской помощи и другие вопросы», – рассказала Л.Г. Романенко.

В качестве одного из важных трендов 2023 г. эксперт назвала увеличение объема оказанного содействия застрахованным. В сравнении с предыдущим годом прирост составил 66%. Число обращений по медицинским вопросам возросло на 18%.

«Важная часть нашей деятельности – проактивная защита прав застрахованных (без обращений). Оказано содействие 1,2 тыс. нуждающимся в помощи пациентам с онкозаболеваниями; 2 тыс. пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В зоне особого внимания застрахованные из фокус-групп – пациенты с заболеваниями, составляющими основные причины смертности. С ними работаем проактивно», – подчеркнула Л.Г. Романенко.

В качестве одного из важных элементов формирования пациент-ориентированного здравоохранения спикеры конгресса называли цифровую трансформацию системы ОМС, позволяющую автоматизировать различные процессы, повышать контроль за сроками, условиями предоставления медпомощи и ее качеством. И цифровой профиль пациента – важная и неотъемлемая часть такой трансформации. Как заметила Л.Г. Романенко, цифровой медицинский профиль позволит врачам и пациентам лучше понимать друг друга, снять нагрузку с медицинских работников, исключить дублирование медицинских назначений и услуг.

Далее серия круглых столов сменилась пленарными дискуссиями. В своем выступлении «Вектор развития системы здравоохранения в Российской Федерации» первый заместитель Министра здравоохранения России В.А. Зеленский заметил: «Мы выстраиваем и будем дальше настраивать систему страховых представителей, и страховщики находятся постоянно с нами в диалоге. Мы переходим и будем дальше двигаться в сторону неких проактивных форматов работы со страховщиками».

Участники конгресса особо подчеркивали важную роль СМО в деле развития пациент-ориентированного здравоохранения. По словам Вице-президента ВСС Д.Ю. Кузнецова, страховые медицинские организации должны являться тем универсальным инструментом, который будет использоваться в первую очередь пациентом для защиты своих прав в системе ОМС, а государством – в качестве инструмента его политики в сфере защиты здоровья. Д.Ю. Кузнецов уверен: именно СМО показывают болевые точки и точки приложения сил для исправления  ситуации, сложившейся в отечественном здравоохранении.

К этому заключению пришли и участники тренинговой сессии «Диалог на равных «Взаимодействие пациента и страховой компании: проблемы маршрутизации и задачи НКО», проходившей в заключительный день конгресса. Е.В. Ершов, начальник Отдела мониторинга деятельности по защите прав застрахованных Управления защиты прав застрахованных компании «СОГАЗ-Мед», ответил на вопросы представителей НКО, принял участие в разборе кейсов – конкретных проблем, с которыми сталкиваются пациенты при получении медицинской помощи. Е.В. Ершов напомнил о существующих правах пациентов в системе ОМС и призвал коллег более широко использовать имеющиеся площадки для их защиты. В частности, координационные советы с участием представителей органов власти, территориальных фондов, СМО и медорганизаций. Е.В. Ершов напомнил, что на этих советах в обязательном порядке рассматриваются обоснованные жалобы застрахованных, призвал участников сессии более тесно сотрудничать со СМО. А также информировать тех, кто обращается за помощью в пациентские организации, что, при возникновении проблем с оказанием медицинской помощи по ОМС, следует обращаться в свою страховую компанию. При этом эксперт напомнил: помимо выполнения обязанностей, предписанных СМО законом, компания «СОГАЗ-Мед» реализует проекты по индивидуальному сопровождению определенных групп застрахованных – действует проактивно во всех регионах присутствия компании. «Страховые компании действительно заинтересованы в оказании помощи гражданам. И чтобы эту помощь получило большее количество людей, все нам нужно взаимодействовать более полноценно!», – резюмировал эксперт.

Похожие статьи

Всероссийский союз пациентов предлагает разработать чёткую национальную программу внедрения клинических рекомендаций

Всероссийский союз пациентов предлагает разработать чёткую национальную программу внедрения…

Со следующего года клинические рекомендации по лечению тех или иных заболеваний будут обязательными. По мнению пациентского сообщества, обязательность их применения -…
XV Всероссийский конгресс пациентов: «СОГАЗ-Мед» рассказал о роли СМО в охране здоровья застрахованных

XV Всероссийский конгресс пациентов: «СОГАЗ-Мед» рассказал о роли СМО…

Одно из важнейших отраслевых мероприятий проходит с 27 ноября по 1 декабря в Москве. Представители ведомств и госструктур, страховых и пациентских…
РОЛЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОЛЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В…

Указом Президента РФ1 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены национальные проекты, в…