- 7 июля, 2023
- 113
ОТ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА — К ЭКОСИСТЕМЕ ДЛЯ ФЛИТ-МЕНЕДЖЕРА
В «Зетта Страховании» активно эволюционирует цифровая платформа. Сейчас это личный кабинет с самыми широкими возможностями для автопарков, но уже завтра на его основе будут построены сервисы, использующие телематику и позволяющие урегулировать убытки даже без заявления страхователя. Планами на будущее в своем интервью поделился вице-президент — директор департамента корпоративного автострахования «Зетта Страхование» Кириак Пурсанов.
ССТ: Когда автопарки большие, управлять их страхованием очень сложно. Как в этой задаче помогает личный кабинет?
Кириак Пурсанов: Мы давно занимаемся корпоративным автострахованием и очень хорошо понимаем потребности, формирующиеся в этом сегменте. Когда в 2015–2016 годах начался бум цифровизации, и у банков в дополнение к личным кабинетам стали появляться мобильные приложения с разнообразным и постоянно развивающимся функционалом, мы также заинтересовались созданием онлайн-инструментов для работы с клиентами в формате полноценного личного кабинета.
В страховании есть два основных стрима, где этот сервис востребован: ДМС и авто. Эти два направления предполагают наибольшее количество «касаний» между клиентом и страховщиком в период действия договора. Постоянное взаимодействие происходит как в момент заключения договора, так и во время внесения в него изменений или расторжения, не говоря уже о получении требуемой услуги по рискам.
Значимым участком коммуникации является этап урегулирования убытков. Поэтому в качестве первого шага мы сделали личный кабинет, позволяющий оперативно заявлять о страховых событиях, направлять пакеты электронных документов для первичного формирования выплатного дела и получать направление на станцию технического обслуживания.
Потом наш личный кабинет стал эволюционировать в сторону полноценной коммуникации с клиентом. Мы добавили возможность просмотра договора с перечнем застрахованных автомобилей, а также функцию подачи заявления на заключение договора в отношении новых машин. В финале интегрировали полноценный электронный документооборот между страховой компанией и клиентом.
ССТ: Это общие тенденции для рынка?
К. П.: Тенденции общие, но у нас эта эволюция происходила очень интенсивно. Сегодня цифровая система «Зетта Страхования» позволяет дистанционно пройти весь путь от заключения договора до урегулирования страхового случая. Мы разработали для потребителей очень интересный интерфейс, он востребован, особенно в крупных флотах. Дальше будем внедрять ролевые модели с ранжированными правами, чтобы сервисом могли пользоваться все, кто работает с автопарком в компании, — начиная от того, кто управляет машиной, заканчивая теми, кто следит за техническим состоянием парка и отвечает за эффективность управления им.
Fleet management — область управления, которая занимается организацией работы автопарка.
ССТ: Какие функции есть в личном кабинете сейчас, а какие вы планируете внедрить в будущем?
К. П.: Сегодня в личном кабинете «Зетта Страхования» доступен целый пул услуг по управлению автопарком. Предусмотрена подача заявления на заключение договора и выдача готового полиса в цифровом виде. Отправить заявление на расторжение договора также можно через личный кабинет. Чаще всего подключенные флит-менеджеры используют сервис, чтобы оперативно подать заявление на страхование или сообщить о страховом событии через диалоговый интерфейс.
В личном кабинете можно видеть весь список застрахованных транспортных средств и производить различные действия как с парком в целом, так и с отдельно взятыми автомобилями:
пролонгировать или расторгнуть договор и заказывать сервисные услуги, такие как аварийный комиссар, эвакуация, техпомощь.
ССТ: Для флит-менеджера наличие личного кабинета совершенно необходимая вещь или ее можно расценить больше как «развлекательный» сервис?
К. П.: Функционально наш сервис реально необходим тем, у кого разветвленная региональная сеть. Если автопарк работает на площадке одного города, то там процедура взаимодействия со страховой компанией достаточно отработана. Например, флит-менеджер раз в неделю обобщает данные по парку, собирает все документы и подает их в офис страховщика. Обычно это происходит через персонального менеджера, которого компания чаще всего предоставляет клиенту.
А вот когда страховые случаи происходят в разных регионах и там нет представителей, которые постоянно объезжают места дислокации машин, взаимодействовать со страховой компанией гораздо удобнее через личный кабинет.
ССТ: Насколько важно наличие сервиса по внесению изменений в договоры страхования?
К. П.: Опция по внесению изменений становится не лишней и даже нужной при управлении крупными парками от 100 транспортных средств. Особенно, когда тенденция по цифровизации все очевиднее проникает во все функции компаний. Электронный ПТС, корпоративная переписка, электронный документооборот — все уходит в цифру. В какой-то момент начал расти спрос и на возможность дистанционного внесения изменений в действующие договоры страхования. Не говорю, что это основная функция, но часто продажа или покупка автомобиля влечет за собой изменение состава застрахованного парка, а значит, это необходимо отображать в договоре. Страховое покрытие распространяется на весь список машин, который всегда должен быть актуальным.
По нашим оценкам, наличие такого сервиса снижает нагрузку на подразделения по урегулированию на 15–20 %, но, конечно, все индивидуально и зависит от выстроенных процессов.
ССТ: При каком размере парка без личного кабинета вообще не обойтись?
К. П.: Цифровизация нужна не только в связи с большим количеством машин в автопарке. Многое зависит в том числе от регионального характера использования автомобилей. Если у предприятия 100 единиц транспорта, которые разбросаны даже в Центральной России с хорошей доступностью сервиса, личный кабинет становится удобным инструментом. Он существенно экономит время флит-менеджера, избавляет от необходимости пересылки документов почтой или какими-то другими сервисами. Электронный документооборот в этом плане, конечно, помогает.
Важным фактором является и то, как внутри компании определена нагрузка флит-менеджера, как обозначен его функционал. Сегодня все пытаются сократить расходы, и с этой точки зрения оптимизация документооборота идеально вписывается в тренд: поставил галочку, подписал цифровой подписью и нажал на кнопку. Такие инструменты, безусловно, будут активно развиваться, доходя до сегмента совсем небольших корпоративных флотов.
ССТ: При участии в тендере наличие многопрофильного личного кабинета у страховой компании обязательно?
К. П.: В различных сегментах рынка действуют разные правила. Для крупных клиентов, для больших флотов да, это так. Для малого и среднего бизнеса наличие личного кабинета не является определяющим фактором. В качестве обязательного условия его рассматривают, пожалуй, только компании, у которых раньше были иностранные акционеры. Для них этот сервис обязателен уже последние четыре года. Именно оттуда пошел тренд на оптимизацию расходов на операционную деятельность и сопровождение всех страховых историй в компании.
Для некоторых крупных клиентов, если говорить о нашей практике, наличие функционального личного кабинета — ключевое требование при заключении договора. Они на практике видят эффективность этого инструмента. Например, у одной из компаний до того, как она стала пользоваться личным кабинетом, договор страхования автопарка курировали 20 сотрудников, а после подключения сервиса для этой работы стало достаточно семи человек.
Мы стремимся к тому, чтобы личный кабинет стал полноценной экосистемой для наших клиентов. Для этого наполняем его услугами, связанными с полным циклом эксплуатации автомобиля, от наших партнеров.
ССТ: Наличие личного кабинета снижает издержки и для страховщика?
К. П.: Безусловно. Когда личный кабинет работает эффективно, в том числе снижаются операционные издержки страховщика, а в офисе урегулирования убытков не стоит очередь из клиентов. К тому же существенно сокращается срок урегулирования убытков. По нашим оценкам, наличие такого сервиса снижает нагрузку на подразделения по урегулированию на 15–20 %, но, конечно, все индивидуально и зависит от выстроенных процессов. Поэтому очень важно разрабатывать личный кабинет сразу интегрированным в базу, в которой работают и продажи, и урегулирование. Так возникает единая экосистема.
ССТ: Как будет развиваться сервис личных кабинетов дальше?
К. П.: Чтобы личный кабинет был актуальным, он должен постоянно развиваться. У нас есть много интересных идей на этот счет. В их числе — предложение телематического сервиса.
Речь не о простой телематике, она уже давно существует. С помощью наших партнеров, которые занимаются разработкой таких систем, мы хотим вообще исключить необходимость обращаться при ДТП в страховую компанию.
Когда случается авария, с помощью технологий мы будем сразу понимать, что именно произошло, какие повреждения получил автомобиль, сможем оценить их степень и понять приблизительный размер ущерба. В большинстве случаев у клиентов благодаря этому сервису отпадет необходимость уведомлять страховую компанию — в наших IT-системах сразу появится информация о страховом событии с результатами трасологии и схемой ДТП. Получив эти данные, мы будем готовы выдавать направление на ремонт. Безусловно, все роли и критерии можно настроить в зависимости от того, какие в компании требования к процессам. Автоматизировать можно звонок клиенту при сигнале о событии, вызов аваркома, эвакуатора и выдачу направления на ремонт. Эти опции способны сильно упростить и облегчить работу с парками как клиенту, так и страховой компании.
В целом мы стремимся к тому, чтобы личный кабинет стал полноценной экосистемой для наших корпоративных клиентов. Для этого наполняем его услугами, которые связаны с полным циклом эксплуатации автомобиля, от наших партнеров. Это шинный сервис, автомойки, сервисные центры для прохождения техосмотра, купля-продажа деталей и горюче-смазочных материалов. Уже сейчас очевидно, что такой набор интересен не только крупным паркам. Благодаря тому, что в личном кабинете отображается география присутствия и цены на услуги, он позволяет сохранить время и, главное, бюджет компании.