• 16 ноября, 2018
  • 158

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Жулёв Юрий

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов

В деле развития здравоохранения пациенты и страховщики по определению являются союзниками. И тем, и другим важно, чтобы врач был хорошо обучен, получал достойную зарплату и внимательно относился к больным, чтобы было как можно меньше оснований для жалоб на медицинские и страховые услуги. Об этом читателям нашего журнала рассказали сопредседатели Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв и Ян Власов.

ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДИАЛОГА ПАЦИЕНТОВ И ВЛАСТИ

Современные страховые технологии: Какие задачи решает ваш союз?

Юрий Жулёв: Союз общественных объединений пациентов создан в 2009 году крупнейшими пациентскими организациями. Членство в союзе сохраняет полную самостоятельность в принятии решений его членами. Но у нас есть этический кодекс, который должны принять все организации, присоединяющиеся к нашему союзу. У нас нет монополии на диалог с властью, но мы создаем площадки, где пациентским организациям легче вести диалог с властью на важные для всех нас общие темы: страховая медицина, льготное лекарственное обеспечение, стандарты качества и т. д. Пациентская организация очень похожа на профсоюз, объединяющий и защищающий людей, страдающих конкретным заболеванием. Мы принимаем тысячи звонков от граждан: очень многие не обладают знаниями о своих правах и о том, как эти права можно отстаивать. Есть программа госгарантий. Но на вопрос, где ее границы, никто из чиновников ответить нам не может. В 90 % случаев с пациентов, которые обращаются к нам, берут деньги за услуги, которые закреплены как бесплатные в программе госгарантий.

ССТ: Право на бесплатное медицинское обслуживание закреплено в Конституции РФ. Права граждан на бесплатное медицинское обслуживание требуют защиты?

Ю. Ж.: Как минимум, мы должны об этом говорить. Я болен гемофилией и создавал пациентскую организацию по этому заболеванию, очевидно, понимая, что если мы не защитим свои права, то мы умрем. 30 лет назад, когда создавалась организация, никто не верил, что можно добиться нормального лекарственного обеспечения. Сейчас оно для нас на европейском уровне. Проблемы всегда будут, бюджет никогда не сможет покрыть все потребности. Но важно, чтобы констатация этого факта приводила не к опусканию рук от безысходности, а к мобилизации общества на решение проблем. Мы открыто говорим пациентам: чтобы добиться адекватной помощи, нужно приложить определенные усилия.

ССТ: ОМС — это база для получения медицинской помощи. Каким образом вы взаимодействуете со страховщиками, со страховым союзом?

Ю. Ж.: До недавнего времени мы не очень плотно работали со страховыми компаниями. Основной костяк пациентских организаций — люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и нуждающиеся в лекарственном обеспечении и амбулаторном лечении, которые не входят в ОМС. Только создав союз и занявшись глобальными вопросами, мы осознали, что страховщики — наши союзники и партнеры. Мы боремся за улучшение системы, за стандарты лечения в разных сферах, за детализацию сроков лечения. Если сроки не будут зафиксированы в законе, невозможно будет отстаивать права пациентов. Недавно они начали появляться в порядках предоставления медицинской помощи и в программе госгарантий — это крайне важно.

Есть программа госгарантий. Но на вопрос, где ее границы, никто из чиновников ответить нам не может. В 90 % случаев с пациентов, которые обращаются к нам, берут деньги за услуги, которые закреплены как бесплатные в программе госгарантий.

ССТ: А реально ли обеспечить соблюдение сроков? Везде хватает специалистов, оборудования?

Ю. Ж.: Где-то их с избытком, а где-то совершенно недостаточно. Тут пациентам важно не стесняться и жаловаться — нужны сигналы, где слабое звено, где возникает конфликт интересов. Вот один из примеров: сроки проведения МРТ — до 30 дней. Часть пациентов, которые не имеют средств, будут ждать 30 дней, а другой части на этом же МРТ проведут исследование в день обращения — но за деньги. Вот источник навязывания платных услуг и конфликт интересов: МРТ куплен на бюджетные деньги, за налоги, которые мы оплатили из своего кармана, почему же его используют в коммерческих целях?!

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

ЗА КОНКУРЕНЦИЮ НУЖНО БИТЬСЯ

Высокая конкуренция, цифровизация, фокус на человека, эффективное саморегулирование рынка, сбалансированное развитие практически по всем видам страхования — это те серьезные достижения,…
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ ВЗГЛЯД СТРАХОВЩИКА

 Залогом успешного решения задач и преодоления вызовов, с которыми сталкивается страховой рынок, является профессиональное и системное взаимодействие страхового сообщества с профильными…
РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

РИСКОМ НАДО УПРАВЛЯТЬ

Главным результатом последнего года в перестраховании стало осознание клиентами и страховщиками необходимости более внимательного управления рисками. Руководитель инженерного центра АО «Российская…