• 17 марта, 2025

Саморегулирование в стандартизации страховой деятельности

Артамонов Алексей

Вице-президент АО «АльфаСтрахование», директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти

Саморегулирование в стандартизации страховой деятельности

Основные функции ВСС как саморегулируемой организации — самостоятельная и инициативная работа, содержанием которой является разработка стандартов деятельности страховых организаций — членов Союза, а также контроль за соблюдением этих стандартов.

Инструментами регулирования страховой деятельности и отношений с потребителями страховых услуг слу­жат базовые стандарты ВСС — сбор­ник правил поведения и ориентиров, основанных на страховом законода­тельстве, учитывающий современное состояние страхового рынка. То есть, базовый стандарт признан дать стра­ховщикам удобные алгоритмы приме­нения действующих норм права в ре­альных условиях и при этом улучшить качество взаимодействия с клиентом.

На текущий момент введены в дей­ствие утвержденные Банком России два базовых стандарта ВСС — базовый стандарт совершения операций и ба­зовый стандарт защиты прав потреби­телей.

Действующие базовые стандарты ВСС.

Прошедший 2024 год оказался богат на законодательные изменения в на­правлении стандартизации страховой деятельности.

В частности, с 1 июля 2024 года заработал новый порядок рассмотре­ния обращений граждан страховыми организациями, с 1 октября 2024 года вступило в силу указание Банка Рос­сии, направленное на актуализацию требований к базовым стандартам СРО.

Именно в этот период в результате реорганизации существовавших ранее при ВСС нескольких групп экспертов, занимающихся разработкой стандар­тов, была создана единая площадка по разработке базовых стандартов — Экспертная группа по стандартизации страховой деятельности, в которую вошли представители крупнейших страховщиков, членов Союза.

В текущем формате Экспертная группа по стандартизации страхо­вой деятельности объединила в себе функционал разработки, внедрения, сопровождения и обобщение практи­ки применения базовых стандартов страховой деятельности, а также вы­работку предложений по их совершен­ствованию, проведение экспертизы, подготовки заключений и разъяснений по вопросам их применения.

В состав Экспертной группы вошли сотрудники страховщиков — членов ВСС и исполнительного аппарата Союза, участвовавшие в процессе с «нулевого цикла» и имеющие боль­шой опыт в развитии обозначенного направления.

Принцип управления разработкой базовых стандартов ВСС непосред­ственно участниками страхового сообщества практически сразу показал свою эффективность.

Изменения предложенные в базовые стандарты направлены на снижение операционной нагрузки страховщиков

В кратчайшие сроки Экспертной группе во взаимодействии с профиль­ными Комитетами ВСС и Службой Банка России по защите прав потре­бителей и обеспечению доступности финансовых услуг удалось разработать и согласовать значительный блок изменений в базовые стандарты ВСС.

По мнению Экспертной группы, предложенные изменения позволят привести требования базовых стандартов ВСС в соответствие с действующим законодательством и, что немаловажно, в условиях жесткого регулирования страхового рынка устранят риски двойного регулирования, так как включают в себя поправки, исключающие положения базовых стандартов, дублирующие нормы, уже урегулирован­ные действующим законодательством.

Следует подчеркнуть, что часть предложенных Экспертной группой изменений в базовые стандарты направлены на снижение операционной нагрузки Страховщиков.

Изменения в базовых стандартах.

В ближайшей перспективе Экспертная группа бу­дет решать такие серьезные задачи, как разработка двух новых стандартов, обозначенных Банком Рос­сии в перечне обязательных для разработки СРО: базового стандарта корпоративного управления и базового стандарта внутреннего контроля.

Наряду с деятельностью по разработке и сопрово­ждению базовых стандартов страховой деятельно­сти, важнейшей функцией ВСС является контроль за соблюдением их требований.

В ВСС проводится полномасштабная работа по кон­тролю соблюдения страховыми организациями — членами Союза требований базовых стандартов.

В частности, в Союзе применяется практика опре­деления поведенческого риск-профиля по каждой страховой организаций. Таким образом выявляются страховщики, попадающие в приори­тетные группы для плановых контроль­ных проверок со стороны ВСС.

Хочется отметить, что страховое со­общество выглядит достойно на фоне остального финансового рынка — мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения количества жалоб по раз­личным видам страховой деятельно­сти со стороны потребителей.

Требования к правилам поведения при взаимодействии с получателями страховых услуг создаются участни­ками страхового рынка в процессе разработки базовых стандартов, контроль за их исполнением осущест­вляется ВСС.

Требования действующих базовых стандартов.

Работа в направлении детально­го информирования потребителей об условиях оказываемых финансовых услуг совершенствуется и проводится страховым сообществом постоянно.

Так, некоторое время назад на пло­щадке ВСС была реализована задача по разработке и внедрению на страхо­вом рынке при осуществлении добро­вольного страхования ключевых ин­формационных документов (КИДов), использующихся для информирования об основных условиях страхового про­дукта. В качестве методологической помощи членам Союза были разрабо­таны примеры заполнения КИД.

Однако после выхода соответствую­щего регуляторного документа Банка России от разработанных страховым сообществом КИДов пришлось отка­заться.

Считаю важным обратить внимание на то, что стандарты СРО разраба­тываются по тем вопросам, которые не урегулированы законом или норма­тивным актом Банка России. С учетом этого, ВСС вправе разрабатывать базовые стандарты по любым вопро­сам регулирования страховой деятельности, нет какого-то закрытого перечня тем, которые могут регулироваться на уровне стандартов. Мне кажется, что страховщики недостаточно активно используют этот инструмент.

Принимая во внимание наличие у страхового сообщества лучшей практики, методической и прак­тической базы, инструментов контроля, кажется логичным делегирование Банком России функци­онала поведенческого контроля на уровень инсти­тута самоуправления, что в свою очередь могло бы стать серьезным стимулом для развития страхового рынка. В частности, Банк России наделен полномо­чиями по установлению минимальных (стандарт­ных) условий договоров добровольного страхо­вания и периодически этим правилом пользуется, что не всегда ведет к безупречным результатам, ведь взгляд регулятора на страховую деятельность через призму защиты прав потребителей заведомо искажен.

Думаю, установление минимальных условий договора страхования — отличный предмет для саморегулирования. В общем-то, СРО и созданы для того, чтобы инструментами «цехового» регулиро­вания настраивать процесс взаимодействия стра­ховщика с клиентами так, чтобы, с одной стороны, соблюсти баланс между стимулированием развития и инноваций, и исключением грубого нарушения прав клиента, с другой. Когда более десяти лет назад принималось решение о создании мегарегуля­тора, было очевидно, что в его деятельности априори заложены конфликты интересов: между развитием финансового рынка, отдельных секторов, финан­совой стабильностью на макро- и микроуровне, защитой прав потребителей и другими функциями мегарегулятора. Для балансирования возможного конфликта между этими функциями Банка России было принято решение о создании СРО по каждому виду деятельности и обязательности членства в них финансовых институтов.

Полагаю, что страховому сообществу стоит еще раз критически взглянуть на регулятивный ланд­шафт и сформулировать свои амбиции к перерас­пределению части полномочий от Банка России к СРО. Уверен, что найдутся те аспекты страховой деятельности, где регулирование стандартами СРО более оправдано, чем законодательное, либо регу­лирование нормативным актом Банка России.


Базовые стандарты ВСС

Действующие базовые стандарты ВСС

Стандарт совершения страховыми органи­зациями и иностранными страховыми орга­низациями операций на финансовом рынке (базовый стандарт совершения операций)

Предусматривает в том числе:

  • порядок и условия совершения операций, связанных с заключением договоров страхо­вания/перестрахования;
  • урегулирование требований о страховой выплате;
  • требования к защите информации;
  • условия взаимодействия со страховыми агентами.

Стандарт защиты прав и интересов физи­ческих и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединя­ющих страховые организации и иностранные организации (базовый стандарт защиты прав потребителей).

Предусматривает в том числе требования:

  • к предоставлению и раскрытию информа­ции страховой организацией;
  • к информационному оснащению офисов и работникам страховой организации;
  • правила взаимодействия с получателями услуг по договору страхования и порядок рассмотрения обращений.

Изменения в базовых стандартах

Пример 1

В базовом стандарте защиты прав потребите­лей исключены часть требований по порядку работы с обращениями, дублирующие нормы действующего законодательства, а из базового стандарта совершения операций предложено удалить требования раздела по защите информации, которые уже урегулиро­ваны на уровне специального нормативного акта Банка России.

Пример 2

В базовый стандарт совершения операций предлагается внести изменения в части тре­бований к наличию информации в реестре агентов страховщика, согласно которым ре­естр страховых агентов страховщика должен содержать страховой номер индивидуально­го лицевого счета (СНИЛС), либо идентифи­кационный номер налогоплательщика (ИНН) страхового агента — физического лица, в том числе физического лица, зарегистрирован­ного в качестве индивидуального предпри­нимателя. По мнению Экспертной группы, предложенная вариативность позволит сни­зить операционную нагрузку страховщиков, связанную с наполнением реестра агентов страховщика данными по агентам — физиче­ским лицам.

Требования действующих базовых стандартов

  1. К различным способам фиксации взаимо­действия с потребителем страховых услуг.
  2. К недопущению дискриминации, в том числе к людям с нарушениями здоровья.
  3. К полноте, достоверности сообщаемых сведений, не злоупотреблению доверием или недостаточной финансовой грамотно­стью потребителя.
  4. К предоставлению потребителю финансо­вой услуги информации о периоде охлажде­ния, когда клиент имеет право отказаться от услуги заключения договора и получить обратно свои денежные средства.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…