• 25 октября, 2016
  • 183

ПАНАЦЕЯ

Карпов Валерий

начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО


Интервью с начальником управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерием Карповым

К сожалению, в России до сих пор скрывается большая часть небольших аварий и есть «серые» зоны, где контроль за опасными объектами затруднен. При этом страхование ОПО остается панацеей для граждан, ведь гражданин может получить компенсацию за вред жизни, здоровью или имуществу в НССО — даже если нерадивый собственник опасного предприятия не удосужился застраховать свою ответственность. Что делается для повышения осведомленности граждан о своих правах, рассказал начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов.

Современные страховые технологии: Как работает механизм компенсационных выплат, что в нем требует изменений и дополнительной настройки?

Валерий Карпов: С самого первого года реализации закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» у нас не было больших затруднений с компвыплатами. Из тенденций можно отметить активную динамику последних месяцев: темпы роста объема выплат постоянно ускоряются. Например, за 8 месяцев 2016 года мы уже заплатили столько же, сколько за 2 предыдущих года, вместе взятых. Уровень травматизма на авариях примерно одинаков, а вот самих случаев — больше. Больше людей обращается, больше аварий фиксируется.

ССТ: Еще не так давно была дискуссия о том, что у нас и, например, в Европе, очень различается соотношение количества погибших и пострадавших при авариях. Что сейчас с этой статистикой?

В. К.: У нас по компенсационным выплатам статистика 1:1 вместо 1:10 по погибшим и пострадавшим, потому что владельцы зачастую скрывают аварии с незначительным вредом здоровью и шантажируют своих рабочих, запрещая им куда-либо обращаться. Им невыгодно выносить сор из избы, потому что каждая такая выплата от страховой дойдет до Ростехнадзора и приведет к внеплановым проверкам и прочим неприятным последствиям.

ССТ: Но какие-то люди, пострадав, все же обращаются в страховую за выплатами?!

В. К.: Ну не все же владельцы опасных объектов стараются нарушить закон! Хотя при этом есть и такие случаи, когда владелец ОПО сам договаривается со своим рабочим: я тебе и больничный оплачу, и сына выучить помогу — только молчи. Такие случаи в статистику не попадают. О большом количестве небольших аварий никто так никогда и не узнает. Но мы видим явный дисбаланс по пропорциям мелких и крупных аварий.

ССТ: А страхование как-то влияет на уровень безопасности? На безопасности ведь всегда экономят, а контроль порой — формальный…

В. К.: С одной стороны, есть механизм прямого влияния. В ОПО действует коэффициент, который напрямую зависит от уровня опасности, и впоследствии будет коэффициент, который зависит от аварийности. Но сама стоимость страхования ОПО для крупных объектов составляет десятые, а то и сотые доли процентов от размера их прибыли — это копейки. И надо понимать, что вложения в безопасность на таких объектах — на несколько порядков выше, чем возможная скидка на страхование, которая за такие вложения полагается. То есть экономическое стимулирование здесь работает очень условно. Так что можно сказать, что с точки зрения вероятности возникновения аварии ОСОПО никак не влияет на ситуацию.

ССТ: А с точки зрения социальной защищенности граждан?

В. К.: Я считаю, что ОСОПО — панацея! Иначе граждане остаются один на один с нерадивыми собственниками опасных предприятий: если они не могут найти 30 тыс., чтобы оплатить годовой полис, то откуда им взять 2 млн рублей на выплату при гибели человека! В отличие от того же ОСАГО наш союз платит пострадавшим, в том числе и при отсутствии страховки. То есть гражданин в любом случае защищен законом. По статистике, мы в 90 % случаев платим за нерадивых владельцев ОПО, а не за обанкротившихся страховщиков.

ССТ: Получается, те владельцы ОПО, кто даже не удосужился купить страховку — они выходят сухими из воды?

В. К.: Мы получаем право регресса и обращаемся к владельцам с иском. Уже подано несколько десятков таких исков. Но деньги мы получили пока только в единичных случаях, и то — только через суд. Потому что к моменту взыскания с них уже, как правило, нечего взять — предприятие банкротится. Ведь не покупают страховку, в основном, мелкие или средние компании. Две трети всех выплат у нас — по подъемным кранам и лифтам, которые принадлежат небольшим ТСЖ, мелким подрядным организациям и пр. Там же еще постоянно происходит круговорот этих подъемных механизмом, эти краны сдаются друг другу в аренду, все запутывается, кто из них владелец, кто эксплуатант, зачастую сами не понимают, кто и что должен страховать…

ССТ: Получается, сотрудники таких компаний хоть как-то защищены только благодаря ОСОПО?

В. К.: И сотрудники, и обычные граждане. Ведь сколько было случаев, когда краны падали за пределы строительной площадки, на улицу или соседний дом?! Имущество у нас страдает, как правило, при авариях на теплосетях или на стройплощадках, когда страдают стоящие рядом автомобили или дома.

ССТ: Есть ощущение, что во всех более или менее резонансных случаях щедро платит государство — аварии просто заливаются деньгами.

В. К.: Так и происходит, особенно, если регион богатый. Но это не значит, что страховщики не платят. Бюджетные выплаты осуществляются сверх того, что полагается по закону от страховых компаний и НССО. И весь этот популизм начинается, как правило, еще до того, как ктото обращается за страховыми выплатами — просто надо снять социальное напряжение, показать заботу власти о людях. Можно только порадоваться за граждан, получающих помощь. Особенно, в случаях, когда страховых выплат может и не хватить.

ССТ: Закон об обязательном страховании ОПО работает уже несколько лет. Как-то меняется отношение к этому виду страхования у граждан, у собственников бизнеса?

В. К.: Ну у граждан изначально не было причин относиться к закону плохо — главное, чтобы они в принципе об этом хоть что-то знали! Мы стали активно работать с МЧС и на их площадках, через информационные каналы рассказываем о праве граждан на получение выплат. По всем мало-мальски крупным событиям мы даем пресс-релиз с контактами, куда гражданин может обратиться. С 6 сентября 2016 на видном месте публиковать информацию не просто о том, что объект застрахован, но и о том, что делать в случае происшествия: куда обращаться, какие документы предоставлять и пр. И все страховщики должны будут в течение одной недели после страхового случая размещать на своем сайте информацию для потерпевших. Кроме того, эта информация должна передаваться ими в НССО, и мы ее дублируем на нашем сайте. Я думаю, и владельцам ОПО теперь будет сложнее что-то скрывать, и потерпевшие, зная о полагающихся им выплатах, десять раз подумают, поддаваться ли на шантаж со стороны владельцев бизнеса.

ССТ: Все равно не очень понятно, как некая группа предприятий выпадает из поля зрения — вашего и Ростехнадзора, который постоянно мониторит ситуацию с теми же подъемными кранами…

В. К.: Во-первых, у Ростехнадзора постепенно урезаются полномочия по контролю. Ряд объектов из-под его надзора выводятся. Например, за лифтами и АЗС они не надзирают. Во-вторых, как я уже сказал, невозможно уследить за постоянной передачей тех же кранов «дочкам» — просто невозможно отследить.

ССТ: Как исправить ситуацию, чтобы не было таких казусов, как в Кизляре?

В. К.: Первое — усилить надзор. Второе — доработать регламент Ростехнадзора по расследованию всех этих происшествий, хотя бы для случаев, когда картина происшествия ясна. Более того, опыт показывает, что можно и нужно адекватно реагировать на такие ситуации и вне регламента. Например, участие представителя НССО в расследовании аварий на незастрахованных объектах пока так и отрегулировано, но мы активно работаем с Ростехнадзором при таких авариях — и всегда находим должное взаимопонимание. И, конечно, было бы полезно ужесточить ответственность владельцев ОПО за непостановку опасных объектов на учет и несоблюдение требований закона в части обязательного страхования.

В марте в Кизляре произошла трагедия на автомобильной газовой заправочной станции: при переливе топлива загорелся бензовоз, огонь перекинулся на другие бензовозы и емкости с топливом. В результате пожара и взрыва около 10 человек госпитализировано с 1–2 степенями ожогов. Еще более 30 человек обратились в медпункт с небольшими травмами. Почти 60 домовладений повреждено, из них 2 — не подлежат восстановлению, около 10 — серьезно повреждены. Мы оцениваем ущерб примерно в 18–20 млн рублей. Эта АГЗС действует уже порядка 18 лет, жители на нее жаловались, так как там ведутся работы без соблюдения противопожарных норм. Владелец изначально не поставил ее на учет и не застраховал — якобы не знал, что это ОПО. Теперь, когда мы спрашиваем инспекторов, почему не осуществляется расследование аварии, нам говорят: наша комиссия начинает расследование только после получения от владельца оперативной информации о том, что произошла авария. А владелец ничего никому не сообщил. Для расследования нет оснований. МЧС пытается возбудить уголовное дело по своей части. Но это дело долгое, на год или на два. А пока у потерпевших на руках нет ничего, с чем они могли бы обратиться за возмещением. НССО заплатит сразу же, как только придет документ от любого из органов, указанного в законе — МЧС или Ростехнадзор. Но пока документа нет, мы ничего сделать не можем. К нам уже даже пришел запрос от уполномоченного по правам человека в Дагестане — они пытаются разобраться, почему потерпевшие не могут получить свои выплаты. Но пока ничего сделать нельзя. И с владельца взять нечего: все, чем он зарабатывал на жизнь, сгорело.

 

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

РАВНОМЕРНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Руководитель «Сбербанк страхование» Дмитрий Попов убежден, что для обеспечения справедливой цены страхования необходимо, чтобы в регионе было застраховано от 20 до…

СВОБОДА, РАВЕНСТВО… СТРАХОВАНИЕ

Президент, председатель правления Российской Национальной Перестраховочной Компании (РНПК) Николай Галушин ратует за «усредненный, сбалансированный» путь в страховании жилья от несчастных случаев:…

ВО ИМЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Пожары часто возникают в результате стихийных бедствий. И сами они часто превращаются в стихийные бедствия, если происходит неконтролируемое развитие пожара в…