- 11 мая, 2025
- 48
Равноправное партнерство на благо клиента

Именно для решения вопросов цифрового взаимодействия была создана АИС страхования, оператором которой является АО «НСИС». Много было сделано за прошедший год с момента запуска информационной системы в промышленную эксплуатацию 1 апреля 2024 года. И еще больше предстоит сделать. В первую очередь, это касается стабилизации работы системы и предоставление новых сервисов для страховщиков. Благодаря тому, что костяк НСИС составляют выходцы из РСА и страховых компаний, мы видим, что они всегда стараются помогать в решении проблем и вопросов, которые ставит рынок.
ЦИФРОВЫЕ ПАРТНЕРЫ СТРАХОВАНИЯ
Стоит отметить особенности страхования и его отличие от банковской сферы. Банковский бизнес —транзакционный, вовлекающий клиента в постоянное взаимодействие, а страховой — инцидентный, т. е. малочастотный. И главное, чем реже клиент обращается в страховую компанию, тем для него лучше! Это означает, что его жизнь спокойна, в ней нет неприятностей и неожиданных происшествий. С учетом этого и подходы к цифровизации страхования кардинально отличаются от банков. Трудно представить, что клиент страховой компании по несколько раз в день заходит в приложение или на ее сайт. Если не учитывать страхование ДМС, то частотность обращений по страховым случаям по розничным видам страхования колеблется от единиц до нескольких десятков процентов.
Сопровождение обязательных договоров страхования накладывает на страховые компании социальную функцию, исполнение которой без партнерства с государством или его цифровым аватаром невозможно
Это означает, что в тех редких случаях, когда клиенты обращаются в страховую компанию, исключая продление договора страхования или выплату, они должны получить максимально простой и понятный клиентский путь, где нет места повторному вводу данных, подтверждению информации, которая имеется у страховой компании или ее партнеров. При этом основными партнерами, конечно, являются операторы государственных информационных систем —ведомства или уполномоченные ими организации.
Большим подспорьем для страховых компаний стали методы МВД по проверке действительности паспортов
Именно сопровождение обязательных (публичных) или вмененных договоров страхования накладывает на страховые компании социальную функцию, исполнение которой без партнерства с государством или его цифровым аватаром — Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) — невозможно. В частности, авторизация с использованием ЕСИА дает клиенту страховой компании доступ к любому цифровому сервису.
Могут возразить, что использование ЕСИА ограничивает возможность клиентов обращаться в страховые компании, но это не так. Например, в соответствии с законодательством предоставление данных страховой истории из АИС страхования через НСИС происходит только на основании запроса, подписанного УКЭП или Госключом. Этот сервис в НСИС —один из самых востребованных и популярных.
Продолжая этот пример, хочется обратить внимание на некоторую странность: в настоящее время заключение договора ОСАГО в форме электронного документа и его передача в АИС страхования через информационную систему любой страховой компании не требует обязательного использования ЕСИА, УКЭП или Госключа. А вот чтобы клиент смог получить данные по своему полису из Личного кабинета НСИС, уже все эти сервисы нужны, и идентификация, и электронная подпись. Думаю, что такое электронное взаимодействие должно быть единообразно и для страховщиков, и для НСИС.
УЛУЧШЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ
Особо хочется обозначить те усилия, которые прикладывает Минцифры по совершенствованию связанных со страхованием цифровых сервисов на портале ЕПГУ. Это и электронный «Европротокол», и дистанционная регистрация обращений по убыткам ОСАГО, и реализация самоосмотров, которые в ближайшее время должны быть введены в промышленную эксплуатацию.
Успешным проектом с точки зрения технологии и возможности взаимодействия ЕПГУ и страховых компаний, безусловно, является возможность заключения договоров добровольного медицинского страхования для трудовых мигрантов. Пройденный в этом проекте путь открывает широкие возможности для внедрения на ЕПГУ таких сервисов для добровольных и обязательных видов страхования.
Функции для страхователя
- — получение любого цифрового сервиса — авторизация с использованием ЕСИА
- — подписание документов с помощью сервиса «Госключ»
- — передача страховой компании согласия на использование данных из цифрового профиля — возможность не тратить время на информирование об изменении документов, продаже или приобретении транспортных средств*
Преимущества
- для клиента — от его имени не выполняются неавторизованные запросы, сокращается клиентский путь
- для страховой компании — получение достоверных и актуальных сведений у владельцев этой информации.
* По сути, страховщик подписывается на изменение данных клиента, которые поступают ему в автоматическом режиме.
Партнерство страховщиков, государства, ведомств, внедрение СМЭВ-4 позволит вдохнуть новую жизнь в обслуживание клиентов, сократить время отклика систем, встроить возможности мощной системы в клиентский путь, а также не позволит делать ошибки, проводя по лабиринтам сложных в глубине, но простых на поверхности страховых бизнес-процессов.
Сложность для страховщиков одна: являясь коммерческими организациями, им не всегда удается получить доступ в СМЭВ к тем или иным видам сведений в ведомствах.
Большим подспорьем для страховых компаний стали методы МВД по проверке действительности паспортов (требуется для проведения идентификации в соответствии с № 115-ФЗ), а также информации о регистрации собственников транспортных средств для предоставления персональных предложений по ОСАГО и расчета коэффициента территории.
Сложность для страховщиков одна: они являются коммерческими организациями, и им не всегда удается получить доступ к СМЭВ к тем или иным видам сведений в ведомствах.
Отдельным вопросом является цифровое взаимодействие с клиентами, и здесь могла бы помочь возможность использования сервисов push-уведомлений на портале ЕПГУ и системы ГЭПС. Сейчас страховые компании не могут использовать эти сервисы гарантированной доставки юридически значимых сообщений.
В последнее время страховые компании фиксируют появление в России рынка профессиональных «помощников», работающих на рынке защиты прав потребителей. На наш взгляд, способы их работы заслуживают пристального внимания правоохранительных органов. Этот рынок необходимо вывести из тени и допускать к возможности защиты прав потребителей только аккредитованные организации, деятельность которых на рынке страхования должна регламентироваться нормативными актами Роспотребнадзора и Банка России. В противном случае потерпевшими от услуг «помощников» становятся все те же потерпевшие в ДТП, которым на месте по кабальным договорам цессии или псевдодоверенностям выплачиваются крохи, а затем со страховщиков взыскиваются несоразмерные понесенному ущербу выплаты. При этом бремя оплаты налогов за все дополнительно взысканные и полученные «представителями» суммы также ложатся на потерпевших.
В заключение хочется сказать, что страховые компании, обслуживая обязательные виды страхования, должны иметь возможность полноценно использовать цифровую инфраструктуру государства для обеспечения максимального удобства и защиты интересов клиентов.
- Ввести аккредитацию или лицензирование Банком России организаций, имеющих право профессионально заниматься защитой прав потребителей в страховании
- Ввести обязательное заверение у нотариусов договоров цессии по взысканию страховых возмещений
- Законодательно запретить получение возмещений по штрафам, пеням, неустойкам цессионариями или поверенными лицами, не являющимися близкими родственниками потерпевших
- Предоставить право страховщикам наравне с государственными ведомствами проводить проверки доверенностей и заверенных договоров цессии в Федеральной нотариальной палате