Равноправное партнерство на благо клиента

Горяинов Александр

Заместитель генерального директора СК «МАКС»

Равноправное партнерство на благо клиента

 

Именно для решения вопросов цифрового взаимодействия была со­здана АИС страхования, оператором которой является АО «НСИС». Много было сделано за прошедший год с момента запуска информационной системы в промышленную эксплуата­цию 1 апреля 2024 года. И еще больше предстоит сделать. В первую очередь, это касается стабилизации работы системы и предоставление новых сервисов для страховщиков. Благода­ря тому, что костяк НСИС составляют выходцы из РСА и страховых компа­ний, мы видим, что они всегда ста­раются помогать в решении проблем и вопросов, которые ставит рынок.

ЦИФРОВЫЕ ПАРТНЕРЫ СТРАХОВАНИЯ

Стоит отметить особенности стра­хования и его отличие от банковской сферы. Банковский бизнес —тран­закционный, вовлекающий клиента в постоянное взаимодействие, а стра­ховой — инцидентный, т. е. малочастотный. И главное, чем реже клиент обращается в страховую компанию, тем для него лучше! Это означает, что его жизнь спокойна, в ней нет не­приятностей и неожиданных проис­шествий. С учетом этого и подходы к цифровизации страхования карди­нально отличаются от банков. Трудно представить, что клиент страховой компании по несколько раз в день заходит в приложение или на ее сайт. Если не учитывать страхование ДМС, то частотность обращений по стра­ховым случаям по розничным видам страхования колеблется от единиц до нескольких десятков процентов.

Сопровождение обяза­тельных договоров стра­хования накладывает на страховые компании социальную функцию, исполнение которой без партнерства с государ­ством или его цифровым аватаром невозможно

Это означает, что в тех редких случа­ях, когда клиенты обращаются в стра­ховую компанию, исключая продление договора страхования или выплату, они должны получить максималь­но простой и понятный клиентский путь, где нет места повторному вводу данных, подтверждению информации, которая имеется у страховой компании или ее партнеров. При этом основными партнерами, конечно, являются опера­торы государственных информацион­ных систем —ведомства или уполномо­ченные ими организации.

Большим подспорьем для страховых компаний стали методы МВД по проверке действительности паспортов

Именно сопровождение обязатель­ных (публичных) или вмененных договоров страхования накладывает на страховые компании социальную функцию, исполнение которой без партнерства с государством или его цифровым аватаром — Единым порта­лом государственных услуг (ЕПГУ) — невозможно. В частности, авторизация с использованием ЕСИА дает клиенту страховой компании доступ к любому цифровому сервису.

Могут возразить, что использование ЕСИА ограничивает возможность клиентов обращаться в страховые ком­пании, но это не так. Например, в соот­ветствии с законодательством предо­ставление данных страховой истории из АИС страхования через НСИС про­исходит только на основании запроса, подписанного УКЭП или Госключом. Этот сервис в НСИС —один из самых востребованных и популярных.

Продолжая этот при­мер, хочется обратить внимание на некоторую странность: в насто­ящее время заключе­ние договора ОСАГО в форме электронного документа и его переда­ча в АИС страхования через информационную систему любой страхо­вой компании не требует обязательного использования ЕСИА, УКЭП или Госключа. А вот чтобы кли­ент смог получить данные по своему полису из Личного кабинета НСИС, уже все эти сервисы нужны, и иден­тификация, и электронная подпись. Думаю, что такое электронное взаимо­действие должно быть единообразно и для страховщиков, и для НСИС.

УЛУЧШЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ

Особо хочется обозначить те усилия, которые прикладывает Минцифры по совершенствованию связанных со страхованием цифровых сервисов на портале ЕПГУ. Это и электронный «Европротокол», и дистанционная регистрация обращений по убыткам ОСАГО, и реализация самоосмотров, которые в ближайшее время должны быть введены в промышленную экс­плуатацию.

Успешным проектом с точки зре­ния технологии и возможности взаимодействия ЕПГУ и страховых компаний, безусловно, является возможность заключения договоров добровольного медицинского стра­хования для трудовых мигрантов. Пройденный в этом проекте путь открывает широкие возможности для внедрения на ЕПГУ таких сервисов для добровольных и обязательных видов страхования.


Функции для страхователя

  • — получение любого цифрово­го сервиса — авторизация с использованием ЕСИА
  • — подписание докумен­тов с помощью сервиса «Госключ»
  • — передача страховой компа­нии согласия на использо­вание данных из цифрового профиля — возможность не тратить время на инфор­мирование об изменении документов, продаже или приобретении транспортных средств*

Преимущества

  • для клиента — от его имени не выполняются неавторизо­ванные запросы, сокращается клиентский путь
  • для страховой компании — получение достоверных и акту­альных сведений у владельцев этой информации.

* По сути, страховщик подписывается на изменение данных клиента, которые поступают ему в автоматическом режиме.


Партнерство страховщиков, госу­дарства, ведомств, внедрение СМЭВ-4 позволит вдохнуть новую жизнь в об­служивание клиентов, сократить время отклика систем, встроить возможности мощной системы в клиентский путь, а также не позволит делать ошибки, проводя по лабиринтам сложных в глубине, но простых на поверхности страховых бизнес-процессов.

Сложность для страховщиков одна: являясь коммерческими организаци­ями, им не всегда удается получить доступ в СМЭВ к тем или иным видам сведений в ведомствах.

Большим подспорьем для страховых компаний стали методы МВД по про­верке действительности паспортов (требуется для проведения идентифи­кации в соответствии с № 115-ФЗ), а также информации о регистрации собственников транспортных средств для предоставления персональных предложений по ОСАГО и расчета коэффициента территории.

Сложность для стра­ховщиков одна: они являются коммерче­скими организациями, и им не всегда удается получить доступ к СМЭВ к тем или иным видам сведений в ведомствах.

Отдельным вопросом является циф­ровое взаимодействие с клиентами, и здесь могла бы помочь возможность использования сервисов push-уве­домлений на портале ЕПГУ и системы ГЭПС. Сейчас страховые компании не могут использовать эти сервисы гарантированной доставки юридиче­ски значимых сообщений.

В последнее время страховые ком­пании фиксируют появление в России рынка профессиональных «помощни­ков», работающих на рынке защиты прав потребителей. На наш взгляд, способы их работы заслуживают пристального внимания правоохрани­тельных органов. Этот рынок необ­ходимо вывести из тени и допускать к возможности защиты прав потре­бителей только аккредитованные организации, деятельность которых на рынке страхования должна регла­ментироваться нормативными актами Роспотребнадзора и Банка России. В противном случае потерпевшими от услуг «помощников» становятся все те же потерпевшие в ДТП, которым на месте по кабальным договорам цес­сии или псевдодоверенностям выпла­чиваются крохи, а затем со страховщиков взы­скиваются несоразмер­ные понесенному ущер­бу выплаты. При этом бремя оплаты налогов за все дополнительно взысканные и получен­ные «представителями» суммы также ложатся на потерпевших.

В заключение хочется сказать, что страховые компании, обслуживая обя­зательные виды страхования, должны иметь возможность полноценно ис­пользовать цифровую инфраструктуру государства для обеспечения макси­мального удобства и защиты интере­сов клиентов.


  1. Ввести аккредитацию или лицензирование Банком России ор­ганизаций, имеющих право профессиональ­но заниматься защи­той прав потребителей в страховании
  1. Ввести обязательное заверение у нотариу­сов договоров цессии по взысканию страхо­вых возмещений
  1. Законодательно за­претить получение воз­мещений по штрафам, пеням, неустойкам цессионариями или поверенными лицами, не являющимися близ­кими родственниками потерпевших
  1. Предоставить право страховщикам наравне с государственными ведомствами про­водить проверки доверенностей и за­веренных договоров цессии в Федеральной нотариальной палате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…