• 11 мая, 2025
  • 41

Сохранится ли конкуренция?

Соломатин Илья

Заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» по внешним связям, член правления

Сохранится ли конкуренция?

НСИС по мере накопления массива данных будет оказывать все большее влияние на рынок. Заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» по внешним связям, член правления Илья Соломатин поделился своими размышлениями о том, принесет ли это пользу страховщикам.

 

ССТ: В чем значимость НСИС для страхового рынка?

Илья Соломатин: Рынок не сидел сложа руки все эти годы — мы зани­мались созданием информационных систем. Но разные базы данных отно­сились к компетенции разных союзов: ВСС, РСА, НССО и др. Поэтому, наверное, на госу­дарственном уровне созрело решение о создании единой страховой информационной системы. Скажу сразу: оценивать, насколько правильным было это решение, время еще не пришло.

Мы видим, что НСИС собирает все данные на рынке. Начав с обязательных видов, которые являются локомотивами и драйвера­ми роста страховой отрасли, органи­зация постепенно переходит к персо­нификации, то есть формированию справедливого тарифа для конкрет­ного индивидуума по различным характеристикам: как он управляет транспортным средством, какое жилье страхует, какие у него предпочтения.

ССТ: Можно ли сказать, что НСИС — это глобальный путь к цифровизации?

И. С.: Информация, которая собира­ется в НСИС, составляет часть циф­рового профиля человека, с ней будет очень трудно спорить. С другой сторо­ны, что такое конкуренция? Когда мне не нравится стоимость страхования у одного страховщика, я выбираю для себя более комфортные условия у другого. Мы опасаемся, что, по сути дела, верификация страхового тарифа от НСИС для конкретного человека будет некой константой, от которой уже сложно будет сделать шаг влево или вправо. То есть, при наличии единой базы сложно будет искать конкурентные преимущества, постро­енные на цене продукта.

Поэтому, видимо, надо будет при­бавлять к страхованию что-то еще, чтобы, так сказать, изменять тариф. Здесь я вижу и плюсы, и минусы. Сей­час сложно сказать, что будет локомо­тивом дальнейшего развития.

Мы неоднократно слышали от НСИС, что они — это не только база данных. Были попытки сделать что-то подобное маркетплейсу, бюро страховых историй и др., но это уже немного другой этап развития.

Надо серьезно смотреть, насколько это интересно самим страховщикам, и помогает ли это развитию рынка. Логично, что превращаться в посред­ников между клиентом и базой дан­ных, где считаются единые тарифы, у страховщиков желания нет. Если НСИС на основании базы данных будет рассчитывать персональные тарифы, то даже актуарии тогда будут не нужны.

ССТ: Может ли индивидуальный тариф заставить человека задуматься о своих рисках, изменить манеру вождения, отношение к рисковой ситуации?

И. С.: Если мы выучены определен­ным алгоритмам на уровне мышечной памяти, то очень тяжело что-то изме­нить. Если человек 10−15 лет водил автомобиль в одном стиле, его сложно переучить на другой. Вместе с тем, с возрастом реакция замедляется, и стиль вождения может меняться.

ССТ: Каким вы видите развитие взаи­модействия страховщиков с НСИС?

И. С.: НСИС — это монополия на данные, на глубину цифрового профиля конкретного человека. Чем больше данных будет накапли­ваться, тем тяжелее будет с ними спорить.

С точки зрения только страхования это, навер­ное, не совсем благо. Если все оцифровано, если нет дискуссии о том, что есть справедливый или несправедливый тариф, то и конкуренции как таковой нет. Есть то, что «назначено».

Мы видим, что НСИС собирает все данные на рынке. Начав с обяза­тельных видов, которые являются локомотивами и драйверами роста стра­ховой отрасли, организа­ция постепенно перехо­дит к персонификации.

Но сейчас на банковском и страхо­вом рынках все более активную роль играют платформы, которые обла­дают огромными массивами данных и могут себе позволить предоставлять весь комплекс финансовых услуг. Сегодня тот, кто обладает данными, тот, по сути дела, является провай­дером нового страхования. Мы это видим: и рынок, и само страхование меняются в сторону скорости, цифры и удобства клиентов.

Похожие статьи

Потенциал не исчерпан

Потенциал не исчерпан

Динамика, продемонстрированная отраслью за последний год, позволяет констатировать, что страховой рынок не только активно и успешно развивается, но и имеет хороший…
Смысл страхования

Смысл страхования

Из выступления Директора Департамента страхового рынка Банка России Ильи Смирнова на конференции «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании»
Урегулирование важнее

Урегулирование важнее

Фокус на клиентоцентричность и диджитализацию страхового продукта сейчас смещается с этапа продажи полисов на этап урегулирования. Президент ВСС Евгений Уфимцев рассказал,…