- 12 декабря, 2025
Решает сердце
Рынок страхования жизни формируют человеческие ценности, убежден генеральный директор «Ингосстрах Жизнь» Владимир Черников. В своем интервью он объяснил, почему продукты накопительного страхования жизни — это не просто финансовый инструмент, а способ позаботиться обо всех, кто дорог.
ССТ: Как вы оцениваете текущую роль страхования жизни на российском страховом рынке?
Владимир Черников: По данным ВСС за 9 месяцев 2025 года рынок страхования жизни продолжает обеспечивать стабильный рост. Но прежде, чем говорить об этом, напомню, что произошло в первом полугодии. Это важно, поскольку показатели 9 месяцев начинают быть отличными от уже привычной динамики последних несколько лет, а статистические данные по классическим видам будут представлены позже.
Рынок СЖ по итогам 6 мес. 2025 года в общем объеме сборов составлял 54 %. Тренд носит системный характер. За 12 месяцев 2024 года доля СЖ также составила 54 % или 2,12 трлн рублей.
Первый тезис: «жизнь» обеспечивает страхованию существенный объем сборов.
Топ-3 крупнейших страховщиков возглавили именно страховщики жизни — 1-е и 2-е места. В совокупности в Топ-10 вошли 4 страховщика жизни, что свидетельствует о том, что продукт «спросовый».
Второй тезис: страхование жизни формирует доверие клиентов к страховщикам и таким образом формирует культуру страхования.
Динамика всего рынка страхования по итогам 6 месяцев 2025 составила 37 %, и 37 процентных пункта обеспечили накопительное и инвестиционное страхование жизни (НСЖ и ИСЖ). В совокупности на эти линии бизнеса приходится более 92 % общего объема рынка страхования жизни. Динамика классических видов разнонаправленная, но отклонения не превысили 1 %.
Третий тезис: страхование жизни обеспечивает динамику всему сектору страхования.
Удастся ли сохранить такую степень влияния рынка «жизни» на общую динамику страховой отрасли по итогам 9 и 12 месяцев 2025 года — вопрос пока открытый, но все же есть весомые аргументы в пользу того, что закрепившийся тренд будет продолжен.
ССТ: Что стоит за этим ростом?
В. Ч.: Основной причиной уверенного роста рынка страхования жизни является трансформация финансовых ожиданий россиян и горизонтов планирования. Клиенты всех сегментов начинают рассматривать страхование жизни в качестве адаптивной и надежной альтернативы традиционным инструментам для сбережений. Локомотивными линиями бизнеса в этой связи выступают накопительные программы НСЖ и ИСЖ.
Важно не забывать: страхование жизни — это не просто финансовый инструмент для получения дохода, сохранения капитала или формирования накоплений, а многогранный механизм, способный решать широкий спектр задач человека. Защита жизни и здоровья себя и близких, обеспечение благополучия семьи и особенно детей — это ключевое. Каждый родитель мечтает подарить своему ребенку уверенность в завтрашнем дне! Фактически, благодаря изменениям как в рынке, так и в ожиданиях россиян, страхование жизни перспективно может выйти на первый ряд по значимости для человека.
ССТ: Ожидаете ли вы, что этот тренд усилится?
В. Ч.: Наибольший объем размещенных денежных средств физических лиц находится сейчас в депозитах: 59,8 трлн руб. на конец первого полугодия 2025 года. Это ключевой ресурс для обеспечения перетока капитала в альтернативные инструменты.
За первые 6 месяцев 2025 года динамика роста рынка депозитов составила всего 5 %, что почти в 6 раз ниже динамики 2024 года (27 %). Наибольшее влияние на такой результат оказали два сегмента вкладов:
— до 1 млн руб. — отрицательная динамика (–1,8 %);
— более 10 млн руб. — 0,5 % роста, что в 68 раз меньше, чем за тот же период 2024 года.
В совокупности оба сегмента представляют 55 % объема депозитной базы.
Ключевое конкурентное преимущество НСЖ — его многогранность в рамках единой стратегии
Принимая во внимание прогноз ЦБ РФ в части ключевой ставки, которая за три года может снизиться до 8,5 %, более 20 трлн руб. может быть высвобождено из депозитной базы в пользу альтернативных инструментов, в т. ч. продуктов накопительного страхования жизни.
Ключевое конкурентное преимущество НСЖ — его многогранность в рамках единой стратегии: страховая защита жизни и здоровья себя и близких, формирование накоплений, 100-процентная защита капитала и его гарантированное преумножение, налоговые преференции для долгосрочных договоров.
Это комплексное решение, которое выходит за рамки простого сбережения средств. Рынок страхования жизни формируется ценностями — это не просто желание увеличить капитал, а потребность в реализации ежедневной заботы и обеспечении благополучия для семьи, близких и детей.
ССТ: На кого именно сегодня ориентированы страховщики жизни — меняется ли портрет их клиента?
В. Ч.: На примере действующего портфеля «Ингосстрах Жизнь» можно сказать, что портрет клиента продолжает трансформироваться:
— 45 % доля мужчин, больше в сравнении с предыдущими периодами
— 32 % люди до 40 лет, клиент становится моложе и выбирает страхование жизни как важную часть своей финансовой стратегии
— более 62 % договоров в портфеле более 5 лет, расширяется горизонт планирования
Наиболее активная группа (48 %) — лица 40–60 лет, выходящие на пик сберегательных возможностей. Именно этот сегмент клиентов может сделать свой выбор в пользу продуктов НСЖ при выходе из депозитной базы, чтобы зафиксировать конкурентную ставку гарантированного дохода в долгосрочной перспективе.
Исследование компаний группы ИНГО совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ (37 регионов России) выявило разрыв между готовностью населения к инвестированию и реальными действиями:
— 50 % респондентов готовы передать средства в управление;
— 2 % активно инвестируют на практике;
— 1 % опрошенных знают в своем окружении людей с успешным опытом.
Более половины считают, что доходность выше инфляционных ожиданий и средней ставки по депозиту — это отличная инвестиция, что наряду с цифрами по успешным кейсам в окружении, а также реальной готовностью к рисковой инвестиции делает продукты НСЖ именно тем финансовым инструментом, которое позволит на 100 % соответствовать ожиданиям клиентов.
ССТ: А как изменится работа с клиентами в будущем? Например, сможет ли искусственный интеллект полностью заменить страхового агента?
В. Ч.: В настоящий момент искусственный интеллект активно интегрируется в бизнес-процессы, демонстрируя высокую эффективность в рутинных задачах, но не ограничивается только ими. Технология превосходно справляется с обработкой больших данных, анализом речи, выявлением отклонений от стандарта взаимодействия с клиентом, обеспечивает инструменты клиентского сервиса. Например, чат-боты с функцией ИИ мгновенно отвечают на запросы клиентов в круглосуточном режиме, проводят расчет тарифа в режиме онлайн по запросу клиента, что повышает общую операционную эффективность.
Рынок страхования жизни формируется ценностями — это не просто желание увеличить капитал, а потребность в реализации ежедневной заботы и обеспечении благополучия для семьи, близких и детей.
Однако в вопросах, касающихся жизни, здоровья и долгосрочного финансового благополучия, технология выступает инструментом, но никак не заменой человеческого участия. Принятие решений о защите будущего своей семьи требует доверия, эмпатии и способности услышать неозвученные тревоги. Понять уникальные обстоятельства человека и дать чувство уверенности может только человек.
В отрасли часто обсуждаются вопросы внедрения так называемого «ситуационного страхования», в рамках которого ИИ формирует полис в зависимости от текущего характера деятельности потенциального клиента. Например, сел в машину — получи каско, решил пойти в горы — вот вам полис ВЗР и/ или НС по подписке или на рандомный срок. Но будет ли такой опыт удачным в вопросах страхования жизни — вопрос философский. Можем ли мы так же «ситуативно» проявлять заботу о близких? Думаю, ответ очевиден. Страхование жизни имеет совершенно иную философию.
ССТ: Значит ли это, что главная ценность — в человеческом участии?
В. Ч.: Миссия «Ингосстрах Жизнь» заключается в защите самого ценного — благополучия семей, здоровья и счастливого будущего подрастающего поколения. Это сфера, где решения принимаются не расчетом, а сердцем. Доверить свои главные жизненные планы и мечты люди могут только тому, кто их действительно понимает, слышит и разделяет идеологические ценности.