- 16 декабря, 2022
- 139
РОМИР: 78% автомобилистов поддерживают реформирование ОСАГО
ОСАГО: общественная экспертиза
Информационный проект
Индивидуализация тарифов ОСАГО, начатая в 2019 году, позволяет страховым компаниям рассчитывать стоимость полисов «автогражданки» индивидуально для каждого страхователя на основании его личных характеристик. Это способствует тому, что аккуратные низкоаварийные водители платят существенно меньше тех, кто лихачит на дорогах и часто становится виновником ДТП. Недавний ежегодный опрос исследовательского центра РОМИР показал, как автовладельцы относятся к данной системе, считают ли её справедливой для себя и как влияет на стоимость полисов. В опросе приняли участие 2500 респондентов по всей России.
Подавляющее большинство опрошенных (74%) считает правильным переход к индивидуальной системе расчета тарифов ОСАГО. Доля таких автовладельцев увеличилась по сравнению с 2021 годом: тогда в таком же опросе 67% респондентов отметили правильность реформы. Кроме того, 69% опрошенных в этом году связали снижение стоимости полисов для себя с индивидуализацией.
Автомобилисты видят преимущества индивидуальной тарификации лично для себя не только с экономической точки зрения. 73% опрошенных согласились с тем, что тарифы формируются по принципу справедливости. При этом 83% респондентов признали, что индивидуализация не выгодна высокоаварийным водителям, что показывает понимание автовладельцами принципов индивидуальной тарификации ОСАГО.
Также одним из важнейших показателей для опрошенных является стоимость «автогражданки». Согласно результатам опроса, 84% автолюбителей поддерживают реформирование ОСАГО до тех пор, пока это не увеличивает стоимость их полисов. Стоит отметить, что в этом году, несмотря на кризисную ситуацию на рынке автозапчастей и инфляцию, 78% респондентов не заметили для себя изменения стоимости полиса, либо отметили незначительное увеличение в пределах 300 рублей, а каждый десятый опрошенный заявил, что стоимость полиса для него снизилась.
Наконец, 78% респондентов поддержали политику дальнейшего реформирования ОСАГО и индивидуализации тарифов. Это касается, в том числе, внедрения новых факторов в систему расчета стоимости, которые могут способствовать снижению стоимости полисов для низкоаварийных водителей. В 2021 году доля таких опрошенных составила 72%.
«Безусловно, такие высокие показатели поддержки индивидуализации обусловлены несколькими факторами», – комментирует депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский, – «Во-первых, в России подавляющее большинство автовладельцев низкоаварийные, то есть, для них индивидуализация более чем выгодна. Во-вторых, чувство социальной справедливости у наших граждан развито довольно сильно. Никто не хочет переплачивать за лихачей, а потому назначение тарифов индивидуально выглядит для водителей оправданным».
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что тарификация ОСАГО происходит в рамках тарифного коридора, устанавливаемого Центральным банком РФ. Нижняя граница сейчас находится на уровне 1646 рублей, верхняя составляет 7535 рублей. Это позволяет страховым компаниям в условиях конкуренции за низкоаварийных водителей снижать для них базовую ставку, что способствует снижению итоговой стоимости полиса для отдельных категорий автомобилистов даже в кризисном 2022 году.