- 15 ноября, 2024
- 29
РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ
Бытует мнение, что страховой сектор в связи со стремительным сокращением количества компаний за последние 10 лет в настоящее время перенасыщен кадрами. Однако отрасль должна сохранять связь с системой образования, считает вице-президент ВСС Элла Платонова.
ССТ: Требуются ли сейчас какие-то действия, направленные на развитие системы подготовки кадров для страхового рынка?
Элла Платонова: Внимание к вопросам подготовки кадров в любой отрасли должно сохраняться вне зависимости от ситуации на рынке труда. Как только отрасль утратит связь с системой образования, мы даже не успеем среагировать на внезапно возникший дефицит специалистов в условиях стремительно меняющихся технологий и постоянного изменения ландшафта регулирования.
Заявленный переход на новую систему высшего образования с фокусировкой на активное плотное взаимодействие работодателей и образовательных организаций при проектировании и реализации образовательных продуктов, а также на практико-ориентированный подход к образовательному процессу вызывает необходимость сохранения и развития устойчивых связей между образованием и рынком труда.
ССТ: Какую функцию выполняет сегодня система профессиональных стандартов на страховом рынке?
Э. П.: Профессиональный стандарт в законодательстве определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе — выполнения определенной трудовой функции.
Для каждой указанной квалификации стандартом определен набор знаний, умений и трудовых функций. На эти критерии, в частности, ориентируются образовательные организации при разработке и реализации образовательных программ в рамках подготовки специалистов в области страхового дела.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций, в рамках которого проводится подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для проведения указанного экзамена привлекаются независимые эксперты, наделенные соответствующими полномочиями в отраслевом совете по профессиональным квалификациям. В качестве оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации используется согласованный комплекс заданий и критериев оценки.
ССТ: Востребована ли на страховом рынке независимая оценка?
Э. П.: В связи с тем, что на законодательном уровне и в действующих нормативно-правовых актах для специалистов страхового рынка не установлены обязательные квалификационные требования, востребованность со стороны соискателей и работодателей в проведении независимой оценки квалификации на предмет соответствия компетенций специалиста положениям профессионального стандарта отсутствует.
В страховой сфере действует профессиональный стандарт «Специалист по страхованию», в соответствии с которым разработаны и утверждены профильные квалификации
Крупные страховщики, как правило, следуют путем создания и развития собственных бизнес-школ и корпоративных университетов, закладывая в подготовку своих сотрудников или соискателей на открытые вакансии необходимые для компании компетенции и бизнес-навыки.
Прошедшая в июне 2024 года Стратегическая сессия Банка России и Министерства науки и высшего образования РФ с участием ведущих компаний финансового сектора подтвердила данную тенденцию, при этом участники рынка открыты к диалогу по вопросам интеграции своих потребностей в части транслирования необходимых компетенций и навыков востребованных специалистов в современные образовательные программы.
С 2016 года в России действует Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», который устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
ССТ: Какими Вы видите роль и задачи профессиональных объединений в налаживании устойчивых связей между образованием и рынком труда?
Э. П.: Что касается роли профессиональных объединений в развитии кадрового потенциала и повышения эффективности взаимодействия работодателей и системы образования, то тут нам представляется, что на площадке отраслевых союзов можно осуществлять регулярное взаимодействие между бизнесом и образовательными учреждениями по нескольким направлениями.
Первое — это экспертиза и выработка предложений со стороны бизнеса по совершенствованию образовательных программ, а также оценка качества профессиональной подготовки специалистов. Компании, принимающие на работу вчерашних выпускников, в состоянии провести анализ функциональных возможностей, способностей и компетенций новых специалистов и выработать предложения по развитию образовательных программ в целях повышения уровня подготовки и востребованности обученных специалистов. В этом, кстати, прослеживается и прямая заинтересованность образовательных учреждений. Чем выше качество подготовки студентов и их востребованность на рынке труда, тем выше престиж учебного заведения и спрос на обучение в нем.
Второе — мы считаем важным своевременно и на регулярной основе транслировать педагогам и студентам образовательных учреждений современные тренды развития страхового рынка и перечень знаний и компетенций востребованных специалистов по различным квалификациям. Это поможет учащимся лучше ориентироваться на рынке труда, повысить требования к своей профессиональной подготовке, а преподавателям — оперативно актуализировать образовательный контент и подходы в процессах обучения.
Третье — создание площадки для выявления талантливой молодежи через проведение различных интеллектуальных и научных конкурсов. Создание стимулов и мотиваций для творческого и научного проявления также создаст возможности для работодателей по поиску и отбору лучших специалистов.
Все эти три направления мы, в частности, стараемся прорабатывать в рамках ежегодной Международной научно-практической конференции «Страхование, образование и наука», которая проводится на площадках экономических факультетов высших учебных заведений страны.
Ну и, конечно, мы не сбрасываем со счета возможность выработки на рынке высококлассных комплексов оценочных средств с учетом опыта реализации корпоративных программ обучения для возможности проведения квалификационного экзамена по профессиональному стандарту, в том числе — в целях развития и популяризации системы независимой оценки квалификаций.