• 15 ноября, 2024
  • 21

КАДРЫ: ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

Афонин Андрей

Директор Университета Банка России

КАДРЫ: ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

Преодолеть непростую ситуацию с кадровым дефицитом на финансовом рынке можно лишь общими усилиями и ресурсами, консолидация которых позволит быстрее перейти к практическим решениям. И работодатели готовы активно включаться в процессы совершенствования модели подготовки кадров, отмечает директор Университета Банка России Андрей Афонин.

ССТ: Почему тема кадрового обеспече­ния для финансовой и, в том числе, стра­ховой отрасли столь актуальна? Как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке труда в сфере страхования?

Андрей Афонин: Российская финансо­вая система сегодня имеет дело с уни­кальной комбинацией вызовов. Это и беспрецедентное санкционное давление на фоне геополитической напряженно­сти, и масштабная трансформация биз­нес-процессов, вызванная стремительным развитием цифровых технологий. Однако основной вызов — это нарастающий дефицит кадров и риск острой нехват­ки ключевых компетенций. Речь может идти и о цифровых, и об управленческих, и о междисциплинарных компетенциях, которые необходимы для устойчивого и непрерывного развития финансовых и страховых компаний.

С одной стороны, цифровые и финансо­вые инновации открывают новые гори­зонты развития. Но они также форми­руют новые вызовы в плане подготовки квалифицированных кадров, способных работать в условиях неопределенности и постоянного технологического прогресса. Это требует от специалистов не только тра­диционных знаний и навыков, но и новых компетенций, включая глубокое понимание цифровых технологий, аналитических ин­струментов и умение работать с большими объемами данных. Масштаб и острота всех этих вопросов и стали предметом обсужде­ния на стратегической сессии Банка России и Минобрнауки России «Кадры для финан­совой отрасли: совершенствование системы высшего образования».

ССТ: Какие кадры наиболее востребова­ны, каких специалистов не хватает?

А. А.: В страховом бизнесе, как и в любом другом, востребованность специалистов меняется в зависимости от ряда факторов.

В 2024 году в рамках партнерства Банка России с одним из сервисов по аналитике рынка был реализован исследовательский проект, результатом которого стал анализ запроса работодателей на специалистов в области страховой деятельности. Было обработано 18 тыс. вакансий специали­стов, размещенных на популярных сай­тах-агрегаторах.

ПРИЧИНЫ КАДРОВОГО ГОЛОДА

Наиболее высокий спрос — на страховых агентов и специалистов фронт-офиса: ме­неджеров по продажам, менеджеров по ра­боте с клиентами, руководителей отделов продаж. Также востребованы специалисты по оценке, управлению рисками и страхо­вым расчетам, ИТ-специалисты.

ССТ: В страховании активно внедря­ются новые технологии и продукты, развивается цифровизация процессов. Соответствует ли уровень компетенций работников страховых компаний теку­щим требованиям?

А. А.: Современные страховые техно­логии, InsurTech — это широкий спектр инноваций, направленных на повышение эффективности операций, сокращение затрат, повышение качества взаимодействия с клиентами и создание новых страховых продуктов и услуг. И страховые компании стремятся внедрять эти инновации, чтобы оставаться конкурентоспособными. Для этого необходимо обеспечивать развитие целых комплексов навыков (skillsets), лежа­щих на стыке различных сфер, и обеспечить их быстрое внедрение на разных уровнях управления финансовой организацией.

В такие периоды, естественно, возни­кает дефицит кадров. И особенно остро он ощущается в направлениях, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта и обеспечением информацион­ной безопасности.

ССТ: Проблема будет усугубляться?

А. А.: В будущем развитие ИИ может при­вести к еще более радикальной трансфор­мации бизнес-процессов и бизнес-моделей участников финансового рынка. Например, беспилотный автотранспорт на российских дорогах уже стал реальностью, и по планам цифровой трансформации транспортной отрасли трафик высокоавтоматизированных транспортных средств будет только расти. В контексте страхования — кто будет нести ответственность в случае ДТП: пассажир, производитель автомобиля или разработчик алгоритмов ИИ? Соответственно, возникает необходимость трансформации традицион­ных подходов в автостраховании.

Опять же, внедрение цифровых техно­логий влечет за собой рост киберрисков из-за возможных сбоев оборудования или хакерских атак, негативные последствия ко­торых могут быть весьма существенными. А риски высокой степени тяжести требуют высоких лимитов покрытия и выплат, что ставит перед страховыми компаниями за­дачу разработки инновационных страховых продуктов. Какие компетенции потребуют­ся для подобных продуктов, и как быстро появятся специалисты с такими компетен­циями? Вероятно, что в такого рода специа­листах будет возникать нехватка.

ССТ: Как Вы оцениваете текущий уро­вень подготовки выпускников высших и средних учебных заведений для сферы страхования?

А. А.: Сегодня много обсуждают пробле­му «разрыва» между системой образова­ния и рынком труда: профиль выпускни­ков не в полной мере соответствует модели компетенций работодателя. Встречный вопрос — а возможно ли, чтобы выпуск­ник вуза обладал всеми необходимыми компетенциями, чтобы сразу приступить к работе без дополнительной адаптации к конкретному рабочему месту?

Навыки, используемые для решения трудо­вых задач, узкоспециализированы и уни­кальны для конкретного рабочего места. В современных организациях функциональ­ные роли становятся все сложнее и требуют владение сотнями специфических навыков для выполнения рабочих задач в конкретных условиях. Маловероятно, что какая-то об­разовательная программа сможет включить такой безграничный объем предметов.

ССТ: Какие задачи стоят в связи с этим перед вузами?

А. А.: Сейчас крайне актуальная и непро­стая задача для системы образования — научиться быстро и правильно определять и актуализировать содержание образова­тельных программ: набор фундаменталь­ных дисциплин, общепрофессиональное ядро и специализированные предметы, максимально адаптированные под запрос работодателя. Правильно сбалансиро­вать соотношение дисциплин так, чтобы не утратить фундаментальности образо­вания и, в то же время, сделать его макси­мально практико-ориентированным.

На мой взгляд, качественная образова­тельная программа должна включать хоро­шую теоретическую подготовку по основам страхового дела, актуарные науки, эконо­мику и финансы, что является необходи­мым фундаментом для работы в страховой компании. Чтобы лучше понять отрасль и приобрести практический опыт, нуж­но включать в обучение стажировки или практики в страховых компаниях. Также студентам необходимы навыки работы с большими данными, использование аналитических инструментов и цифровых сервисов, а также целый комплекс «мяг­ких» навыков: навыки общения, работы в команде, решения проблем, управления временем и другие.

Найти баланс по принципу «необходимо и достаточно» — очень непростая зада­ча, которую мы сейчас прорабатываем в рамках пилотного проекта по совершен­ствованию модели высшего образования совместно с Минобрнауки России, вузами и работодателями.

ССТ: Какую роль в процессе подготовки кадров для финансовой отрасли должны выполнять участники финансового рын­ка как потенциальные работодатели и их профессиональные объединения?

А. А.: Повышение качества образователь­ных программ и их актуализация в соот­ветствии с требованиями работодателей в страховой индустрии требуют тесного сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнесом. Бизнес может играть ключевую роль в повышении каче­ства образовательных программ, профес­сиональных компетенций преподаватель­ского состава и эффективности подготовки специалистов на самых разных этапах.

Работодатели могут активно участвовать в формировании образовательных про­грамм, чтобы те включали освоение необ­ходимых для работы в страховом секторе навыков и компетенций. Они могут помочь обновить учебные планы в соответствии с текущими отраслевыми стандартами и квалификационными требованиями. Страховые компании могут предлагать стажировки и практики.

Полезна регулярная обратная связь от работодателей по качеству подготов­ки выпускников. Это поможет вузам улучшать свои программы. В некоторых случаях эксперты отрасли могут непо­средственно включиться в образователь­ный процесс в качестве преподавателей, особенно в профильных и прикладных модулях учебного курса.

Кстати сказать, одним из важных решений, которое получило поддержку всех участ­ников стратегической сессии стало предло­жение создать площадку для регулярного диалога и взаимодействия отрасли, системы образования и экспертного сообщества.

ССТ: Какова роль такой площадки?

А. А.: Преодолеть непростую ситуацию с кадровым дефицитом возможно лишь общими усилиями и ресурсами, консоли­дация которых позволит содействовать повышению качества подготовки кадров на институциональном уровне. Важно не только наладить системный диалог, но также перейти к практическому ре­шению задач по кадровому обеспечению финансовой отрасли.

По инициативе ряда крупных финансовых организаций сформирована рабочая группа по детальной проработке практических решений в области совершенствования системы подготовки кадров. И мы будем открыто делиться результатами решения задач данного стратегического контура.

Похожие статьи

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЛИЖЕ РОССИЙСКИМ СТРАХОВЩИКАМ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЛИЖЕ РОССИЙСКИМ СТРАХОВЩИКАМ

В августе 2024 года члены ВСС участвовали в исследовании практик устойчивого развития в страховых организациях. Выдержки из аналитического обзора по итогам…
ESG ТРЕБУЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

ESG ТРЕБУЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

В продвижении ESG-повестки важно фокусироваться не на принципах и лозунгах, а на практических шагах. Нужно, чтобы мероприятия в сфере устойчивого развития…
ОТ ESG К ЭКГ

ОТ ESG К ЭКГ

Сегодня выбор российских страхователей слабо увязывается с принципами устойчивого развития. Поэтому важно, чтобы сама идея устойчивого развития, ее принципы и формы…