• 7 июля, 2023
  • 100

РЫНОК СТАНЕТ ЧЕСТНЫМ И ЧИСТЫМ

Колесов Иван

Руководитель рабочей группы по противодействию мошенничеству в Волгограде

РЫНОК СТАНЕТ ЧЕСТНЫМ И ЧИСТЫМ

Несмотря на то, что Волгоград еще остается в желто-оранжевой зоне по уровню страхового мошенничества, одну важную проблему – пресечение деятельности так называемых аваркомов — там удалось решить. Руководитель рабочей группы по противодействию мошенничеству в Волгограде Иван Колесов рассказал, как удалось этого добиться.

ССТ: Как Вы оцениваете текущую си­туацию со страховым мошенничеством в вашем регионе?

Иван Колесов: Текущая ситуация остается сложной: мы находимся в жел­то-оранжевой зоне. Но одна проблема, характерная для региона в 2021 году, решена — это существенное увеличение стоимости возмещения через добавление дополнительных затрат, в том числе затрат на услуги аварийного комиссара. Совокуп­ная стоимость расходов, которые добавля­лись к страховой выплате, доходила до 70 тыс. руб.

Есть затраты, которые клиент на самом деле может возместить при урегулиро­вании страхового события, например, услуги эвакуатора. Но при этом в ком­пании подавался значительный объем услуг, которые не являются необходимыми для клиента в момент оформления ДТП. Страховое сообщество четко видело, что затраты на вызов аварийного ко­миссара существенно завышены. Сред­нерыночная стоимость услуг аваркома находится в диапазоне всего лишь от 1300 до 1500 руб.

Кроме того, фигурировали услуги, которые реально не были клиенту оказа­ны, но организация, представляющая его интересы в различных инстанциях, эти суммы включала в претензии на страхо­вые выплаты. Эти дополнительные суммы шли на обогащение определенной группы лиц — клиент никаких денег на компенса­ции не видел.

ССТ: Как удалось справиться с пробле­мой?

И. К.: Был проведен большой комплекс мероприятий. Мы провели опрос наших клиентов, и все как один утверждали, что в момент оформления ДТП услуги ава­рийного комиссара они не оплачивали. То есть все услуги были оказаны бесплатно. Однако в договорах цессии, договорах по­ручительства, агентских договорах и про­чих соглашениях, которые направлялись в адрес страховых компаний, было ука­зано, что все эти услуги клиент оплатил. Иногда даже были приложены фискаль­ные документы. На этом шаге мы сделали вывод, что речь идет не о классическом взаимодействии страховщика и клиента, а о попытке паразитировать на ресурсах страховой компании со стороны отдельной группы лиц. Таким образом, деятельность таких аварийных комиссаров в нашем регионе можно квалифицировать как мо­шенничество.

Далее я связался с представителями Всероссийского союза страховщиков и попросил коллег сообщить актуальный статус работы межведомственной рабочей группы по противодействию мошенни­честву в нашем регионе. Выяснилось, что рабочая группа в Волгограде последний раз собиралась еще до пандемии, в 2018 году. То есть по сути она прекратила свою активность. В ходе диалога с ВСС было принято решение о возобновлении дея­тельности рабочей группы.

После этого родилась идея пригласить к нам в рабочую поездку вице-президента ВСС Сергея Ефремова. Это помогло выне­сти проблематику на уровень руководства региона, Центрального банка и руково­дителей правоохранительных ведомств и судов всех инстанций.

ССТ: Быстро ли удалось получить прак­тический эффект?

И. К.: Работа по аварийным комиссарам велась с осени 2021 года по июль 2022 года.

Основным инструментом привлечения внимания общественности к проблеме стала работа со средствами массовой информации в регионе. Я сам постоянно выходил в эфир различных СМИ. Мы рассказывали о том, что составить евро­протокол не составляет особого труда. Также подчеркивали, что клиент может обратиться на горячую линию страховой компании и получить исчерпывающую консультацию о своих действиях. Много внимания уделялось возможностям дис­танционных сервисов при урегулировании ОСАГО, например — мобильное приложе­ние, «Помощник ОСАГО», Госуслуги Авто и другие. Сейчас, имея мобильный теле­фон, можно легко заполнить все необходи­мые документы для получения страховой выплаты.

Еще один фактор, который помог нам построить правильный диалог с кли­ентами по ОСАГО — осознание, что излишне уплаченные аварийным комис­сарам деньги через страховую выплату приводят к тому, что каждый автомоби­лист региона оплачивает при заключении договора ОСАГО повышенную страховую премию. Для нашего региона эта сумма составляет 700 руб. Эти данные были опубликованы и произвели большое впе­чатление и на жителей, и на власти регио­на — был получен большой общественный резонанс.

Мы провели опрос наших клиентов, и все как один утверждали, что в момент оформления ДТП услуги аварийного комиссара они не оплачивали. То есть все услуги были оказаны бесплатно. Однако в договорах цессии, договорах поручительства, агентских договорах и прочих соглашениях, которые направлялись в адрес страховых компаний, было указано, что все эти услуги клиент оплатил.

 

ССТ: Но как аваркомы оказываются на месте ДТП?

И. К.: Подчеркну, что население массово к услугам аваркомов не прибегало. Мони­торинг действий, которые осуществляет клиент при попадании в дорожно-транс­портное происшествие, выявил, что обычно клиент не обращается к аварий­ным комиссарам — он звонит на 112. Однако буквально через несколько минут участник ДТП видит входящий звонок от аваркома со всеми вытекающими пред­ложениями и действиями. Ему сообщает­ся, что сотрудника ГИБДД ждать долго, лучше все решить быстро, по отлаженной технологии.

Так мы поняли, что передача информа­ции шла именно в рамках диспетчерской службы. Но обращения, которые мы в свя­зи с этим делали от лица физических лиц в прокуратуру, пока остались в статусе рассмотрения. Подозреваю, что внимание, которое мы привлекли к этой теме, ста­ло неким сдерживающим фактором для активности людей, которые передавали информацию.

ССТ: Находите ли вы поддержку в судах?

И. К.: Была организована встреча руко­водителей ВСС с коллегией областного суда. Мы еще раз обсудили, какие услу­ги, связанные с дорожно-транспортным происшествием, по закону покрывает договор ОСАГО, какие услуги являются не обязательными, а дополнительными сервисами, оплачиваемыми клиентом за счет собственных средств. Мы про­демонстрировали простоту обращения через цифровые сервисы в офис страховой компании, а также возможности личных кабинетов и др. Судебное сообщество стало понимать, что у клиента нет острой или вынужденной необходимости исполь­зовать услуги аварийного комиссара.

Еще один фактор, который помог нам построить правильный диалог с клиентами по ОСАГО — осознание, что излишне уплаченные аварийным комиссарам деньги через страховую выплату приводят к тому, что каждый автомобилист региона оплачивает при заключении договора ОСАГО повышенную страховую премию.

Как только суды стали анализировать каждое обращение на основе той инфор­мации, которая была нами предоставле­на, количество дел стало стремительно уменьшаться. Суды начали рассматривать каждое дело по существу, привлекая не­посредственных участников ДТП, делали дополнительные запросы. Кроме того, суды стали выносить частные определения в сторону правоохранительных органов, так как наблюдались подделки финансо­вых документов, подписи клиента и другие нарушения. На основании этих определе­ний были возбуждены уголовные дела.

Для сравнения: наш филиал только за июнь 2022 года получил около 130 исков в арбитражный суд. За июль принесли еще 90. Общая сумма исков в адрес всех стра­ховщиков региона исчислялось сотнями миллионов рублей. Сейчас к нам не посту­пает ни одного подобного иска.

Но как аваркомы оказываются на месте ДТП?

ССТ: С какими еще органами власти вы ведете диалог?

И. К.: Мы провели работу с Росфинмо­ниторингом. По нашей просьбе судом туда были направлены все материалы этих про­цессов с аваркомами. Росфинмониторинг увидел в данных делах нарушения 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Денеж­ные потоки возникали только на этапе получения денежных средств из страховых компаний представителями потерпев­шей стороны. Сам клиент никаких денег в момент оформления ДТП не платил. На основании сделанных выводов Росфинмо­ниторинг дал свои рекомендации в адрес арбитражного суда города Волгограда и другие инстанции.

Дополнительно хорошо сработала Феде­ральная Налоговая Служба. Были выяв­лены налоговые нарушения со стороны частных предпринимателей, которые занимались деятельностью аварийных комиссаров. В бюджет были взысканы существенные дополнительные суммы.

Таким образом эту ситуацию мы в регио­не исправили.

ССТ: Какие цели по борьбе с мошенни­чеством вы ставите перед собой до конца этого года?

И. К.: Наши планы ориентированы на клиента. Мы хотим очистить рынок ОСАГО от недобросовестных участников. Прямые взаимоотношения между клиен­том и страховой компанией — это именно то, ради чего создавался закон об ОСАГО. Как только рынок станет честным и чи­стым, у клиентов не будет никаких причин, препятствующих заключению договора. Стоимость ОСАГО для клиента снизится, если мы исключим незаконное списание денежных средств мошенниками.

Похожие статьи

Финансовый уполномоченный рассказала о проблемах и способах борьбы с…

«Борьба со страховым мошенничеством хотя и не относится напрямую к задачам Службы финансового уполномоченного, но всегда находится в сфере нашего внимания»,…

«АльфаСтрахование» помогла пресечь деятельность группировки автомошенников в Башкирии

«АльфаСтрахование» помогла правоохранительным органам пресечь преступную деятельность группировки автомошенников, которые за два года – с 2020 по 2022 гг. – нанесли…

Игорь Фатьянов: средняя сумма мошеннических убытков по автокаско увеличилась…

По статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2024 году растет средняя сумма убытков, заявленных мошенниками в страховые компании.