• 7 июля, 2023
  • 118

РЫНОК СТАНЕТ ЧЕСТНЫМ И ЧИСТЫМ

Колесов Иван

Руководитель рабочей группы по противодействию мошенничеству в Волгограде

РЫНОК СТАНЕТ ЧЕСТНЫМ И ЧИСТЫМ

Несмотря на то, что Волгоград еще остается в желто-оранжевой зоне по уровню страхового мошенничества, одну важную проблему – пресечение деятельности так называемых аваркомов — там удалось решить. Руководитель рабочей группы по противодействию мошенничеству в Волгограде Иван Колесов рассказал, как удалось этого добиться.

ССТ: Как Вы оцениваете текущую си­туацию со страховым мошенничеством в вашем регионе?

Иван Колесов: Текущая ситуация остается сложной: мы находимся в жел­то-оранжевой зоне. Но одна проблема, характерная для региона в 2021 году, решена — это существенное увеличение стоимости возмещения через добавление дополнительных затрат, в том числе затрат на услуги аварийного комиссара. Совокуп­ная стоимость расходов, которые добавля­лись к страховой выплате, доходила до 70 тыс. руб.

Есть затраты, которые клиент на самом деле может возместить при урегулиро­вании страхового события, например, услуги эвакуатора. Но при этом в ком­пании подавался значительный объем услуг, которые не являются необходимыми для клиента в момент оформления ДТП. Страховое сообщество четко видело, что затраты на вызов аварийного ко­миссара существенно завышены. Сред­нерыночная стоимость услуг аваркома находится в диапазоне всего лишь от 1300 до 1500 руб.

Кроме того, фигурировали услуги, которые реально не были клиенту оказа­ны, но организация, представляющая его интересы в различных инстанциях, эти суммы включала в претензии на страхо­вые выплаты. Эти дополнительные суммы шли на обогащение определенной группы лиц — клиент никаких денег на компенса­ции не видел.

ССТ: Как удалось справиться с пробле­мой?

И. К.: Был проведен большой комплекс мероприятий. Мы провели опрос наших клиентов, и все как один утверждали, что в момент оформления ДТП услуги ава­рийного комиссара они не оплачивали. То есть все услуги были оказаны бесплатно. Однако в договорах цессии, договорах по­ручительства, агентских договорах и про­чих соглашениях, которые направлялись в адрес страховых компаний, было ука­зано, что все эти услуги клиент оплатил. Иногда даже были приложены фискаль­ные документы. На этом шаге мы сделали вывод, что речь идет не о классическом взаимодействии страховщика и клиента, а о попытке паразитировать на ресурсах страховой компании со стороны отдельной группы лиц. Таким образом, деятельность таких аварийных комиссаров в нашем регионе можно квалифицировать как мо­шенничество.

Далее я связался с представителями Всероссийского союза страховщиков и попросил коллег сообщить актуальный статус работы межведомственной рабочей группы по противодействию мошенни­честву в нашем регионе. Выяснилось, что рабочая группа в Волгограде последний раз собиралась еще до пандемии, в 2018 году. То есть по сути она прекратила свою активность. В ходе диалога с ВСС было принято решение о возобновлении дея­тельности рабочей группы.

После этого родилась идея пригласить к нам в рабочую поездку вице-президента ВСС Сергея Ефремова. Это помогло выне­сти проблематику на уровень руководства региона, Центрального банка и руково­дителей правоохранительных ведомств и судов всех инстанций.

ССТ: Быстро ли удалось получить прак­тический эффект?

И. К.: Работа по аварийным комиссарам велась с осени 2021 года по июль 2022 года.

Основным инструментом привлечения внимания общественности к проблеме стала работа со средствами массовой информации в регионе. Я сам постоянно выходил в эфир различных СМИ. Мы рассказывали о том, что составить евро­протокол не составляет особого труда. Также подчеркивали, что клиент может обратиться на горячую линию страховой компании и получить исчерпывающую консультацию о своих действиях. Много внимания уделялось возможностям дис­танционных сервисов при урегулировании ОСАГО, например — мобильное приложе­ние, «Помощник ОСАГО», Госуслуги Авто и другие. Сейчас, имея мобильный теле­фон, можно легко заполнить все необходи­мые документы для получения страховой выплаты.

Еще один фактор, который помог нам построить правильный диалог с кли­ентами по ОСАГО — осознание, что излишне уплаченные аварийным комис­сарам деньги через страховую выплату приводят к тому, что каждый автомоби­лист региона оплачивает при заключении договора ОСАГО повышенную страховую премию. Для нашего региона эта сумма составляет 700 руб. Эти данные были опубликованы и произвели большое впе­чатление и на жителей, и на власти регио­на — был получен большой общественный резонанс.

Мы провели опрос наших клиентов, и все как один утверждали, что в момент оформления ДТП услуги аварийного комиссара они не оплачивали. То есть все услуги были оказаны бесплатно. Однако в договорах цессии, договорах поручительства, агентских договорах и прочих соглашениях, которые направлялись в адрес страховых компаний, было указано, что все эти услуги клиент оплатил.

 

ССТ: Но как аваркомы оказываются на месте ДТП?

И. К.: Подчеркну, что население массово к услугам аваркомов не прибегало. Мони­торинг действий, которые осуществляет клиент при попадании в дорожно-транс­портное происшествие, выявил, что обычно клиент не обращается к аварий­ным комиссарам — он звонит на 112. Однако буквально через несколько минут участник ДТП видит входящий звонок от аваркома со всеми вытекающими пред­ложениями и действиями. Ему сообщает­ся, что сотрудника ГИБДД ждать долго, лучше все решить быстро, по отлаженной технологии.

Так мы поняли, что передача информа­ции шла именно в рамках диспетчерской службы. Но обращения, которые мы в свя­зи с этим делали от лица физических лиц в прокуратуру, пока остались в статусе рассмотрения. Подозреваю, что внимание, которое мы привлекли к этой теме, ста­ло неким сдерживающим фактором для активности людей, которые передавали информацию.

ССТ: Находите ли вы поддержку в судах?

И. К.: Была организована встреча руко­водителей ВСС с коллегией областного суда. Мы еще раз обсудили, какие услу­ги, связанные с дорожно-транспортным происшествием, по закону покрывает договор ОСАГО, какие услуги являются не обязательными, а дополнительными сервисами, оплачиваемыми клиентом за счет собственных средств. Мы про­демонстрировали простоту обращения через цифровые сервисы в офис страховой компании, а также возможности личных кабинетов и др. Судебное сообщество стало понимать, что у клиента нет острой или вынужденной необходимости исполь­зовать услуги аварийного комиссара.

Еще один фактор, который помог нам построить правильный диалог с клиентами по ОСАГО — осознание, что излишне уплаченные аварийным комиссарам деньги через страховую выплату приводят к тому, что каждый автомобилист региона оплачивает при заключении договора ОСАГО повышенную страховую премию.

Как только суды стали анализировать каждое обращение на основе той инфор­мации, которая была нами предоставле­на, количество дел стало стремительно уменьшаться. Суды начали рассматривать каждое дело по существу, привлекая не­посредственных участников ДТП, делали дополнительные запросы. Кроме того, суды стали выносить частные определения в сторону правоохранительных органов, так как наблюдались подделки финансо­вых документов, подписи клиента и другие нарушения. На основании этих определе­ний были возбуждены уголовные дела.

Для сравнения: наш филиал только за июнь 2022 года получил около 130 исков в арбитражный суд. За июль принесли еще 90. Общая сумма исков в адрес всех стра­ховщиков региона исчислялось сотнями миллионов рублей. Сейчас к нам не посту­пает ни одного подобного иска.

Но как аваркомы оказываются на месте ДТП?

ССТ: С какими еще органами власти вы ведете диалог?

И. К.: Мы провели работу с Росфинмо­ниторингом. По нашей просьбе судом туда были направлены все материалы этих про­цессов с аваркомами. Росфинмониторинг увидел в данных делах нарушения 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Денеж­ные потоки возникали только на этапе получения денежных средств из страховых компаний представителями потерпев­шей стороны. Сам клиент никаких денег в момент оформления ДТП не платил. На основании сделанных выводов Росфинмо­ниторинг дал свои рекомендации в адрес арбитражного суда города Волгограда и другие инстанции.

Дополнительно хорошо сработала Феде­ральная Налоговая Служба. Были выяв­лены налоговые нарушения со стороны частных предпринимателей, которые занимались деятельностью аварийных комиссаров. В бюджет были взысканы существенные дополнительные суммы.

Таким образом эту ситуацию мы в регио­не исправили.

ССТ: Какие цели по борьбе с мошенни­чеством вы ставите перед собой до конца этого года?

И. К.: Наши планы ориентированы на клиента. Мы хотим очистить рынок ОСАГО от недобросовестных участников. Прямые взаимоотношения между клиен­том и страховой компанией — это именно то, ради чего создавался закон об ОСАГО. Как только рынок станет честным и чи­стым, у клиентов не будет никаких причин, препятствующих заключению договора. Стоимость ОСАГО для клиента снизится, если мы исключим незаконное списание денежных средств мошенниками.

Похожие статьи

Выявлены случаи взаимодействия с гражданами неизвестных лиц от имени…

Служба финансового уполномоченного выявила случаи взаимодействия с гражданами через мессенджер Telegram неизвестных лиц, на профилях которых отмечена их принадлежность к сотрудникам…
Замкнутый круг

Замкнутый круг

Если суды продолжат поддерживать иски потребителей страховых услуг, не согласных с решениями финансового омбудсмена, сам этот институт может стать бесполезным. Причем,…
Выгодные инвестиции

Выгодные инвестиции

Убытки от мошенничества обходятся страховому бизнесу гораздо дороже, чем создание профилактической системы внутри компании. Генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов…