- 7 июля, 2023
- 100
РЫНОК СТАНЕТ ЧЕСТНЫМ И ЧИСТЫМ
Несмотря на то, что Волгоград еще остается в желто-оранжевой зоне по уровню страхового мошенничества, одну важную проблему – пресечение деятельности так называемых аваркомов — там удалось решить. Руководитель рабочей группы по противодействию мошенничеству в Волгограде Иван Колесов рассказал, как удалось этого добиться.
ССТ: Как Вы оцениваете текущую ситуацию со страховым мошенничеством в вашем регионе?
Иван Колесов: Текущая ситуация остается сложной: мы находимся в желто-оранжевой зоне. Но одна проблема, характерная для региона в 2021 году, решена — это существенное увеличение стоимости возмещения через добавление дополнительных затрат, в том числе затрат на услуги аварийного комиссара. Совокупная стоимость расходов, которые добавлялись к страховой выплате, доходила до 70 тыс. руб.
Есть затраты, которые клиент на самом деле может возместить при урегулировании страхового события, например, услуги эвакуатора. Но при этом в компании подавался значительный объем услуг, которые не являются необходимыми для клиента в момент оформления ДТП. Страховое сообщество четко видело, что затраты на вызов аварийного комиссара существенно завышены. Среднерыночная стоимость услуг аваркома находится в диапазоне всего лишь от 1300 до 1500 руб.
Кроме того, фигурировали услуги, которые реально не были клиенту оказаны, но организация, представляющая его интересы в различных инстанциях, эти суммы включала в претензии на страховые выплаты. Эти дополнительные суммы шли на обогащение определенной группы лиц — клиент никаких денег на компенсации не видел.
ССТ: Как удалось справиться с проблемой?
И. К.: Был проведен большой комплекс мероприятий. Мы провели опрос наших клиентов, и все как один утверждали, что в момент оформления ДТП услуги аварийного комиссара они не оплачивали. То есть все услуги были оказаны бесплатно. Однако в договорах цессии, договорах поручительства, агентских договорах и прочих соглашениях, которые направлялись в адрес страховых компаний, было указано, что все эти услуги клиент оплатил. Иногда даже были приложены фискальные документы. На этом шаге мы сделали вывод, что речь идет не о классическом взаимодействии страховщика и клиента, а о попытке паразитировать на ресурсах страховой компании со стороны отдельной группы лиц. Таким образом, деятельность таких аварийных комиссаров в нашем регионе можно квалифицировать как мошенничество.
Далее я связался с представителями Всероссийского союза страховщиков и попросил коллег сообщить актуальный статус работы межведомственной рабочей группы по противодействию мошенничеству в нашем регионе. Выяснилось, что рабочая группа в Волгограде последний раз собиралась еще до пандемии, в 2018 году. То есть по сути она прекратила свою активность. В ходе диалога с ВСС было принято решение о возобновлении деятельности рабочей группы.
После этого родилась идея пригласить к нам в рабочую поездку вице-президента ВСС Сергея Ефремова. Это помогло вынести проблематику на уровень руководства региона, Центрального банка и руководителей правоохранительных ведомств и судов всех инстанций.
ССТ: Быстро ли удалось получить практический эффект?
И. К.: Работа по аварийным комиссарам велась с осени 2021 года по июль 2022 года.
Основным инструментом привлечения внимания общественности к проблеме стала работа со средствами массовой информации в регионе. Я сам постоянно выходил в эфир различных СМИ. Мы рассказывали о том, что составить европротокол не составляет особого труда. Также подчеркивали, что клиент может обратиться на горячую линию страховой компании и получить исчерпывающую консультацию о своих действиях. Много внимания уделялось возможностям дистанционных сервисов при урегулировании ОСАГО, например — мобильное приложение, «Помощник ОСАГО», Госуслуги Авто и другие. Сейчас, имея мобильный телефон, можно легко заполнить все необходимые документы для получения страховой выплаты.
Еще один фактор, который помог нам построить правильный диалог с клиентами по ОСАГО — осознание, что излишне уплаченные аварийным комиссарам деньги через страховую выплату приводят к тому, что каждый автомобилист региона оплачивает при заключении договора ОСАГО повышенную страховую премию. Для нашего региона эта сумма составляет 700 руб. Эти данные были опубликованы и произвели большое впечатление и на жителей, и на власти региона — был получен большой общественный резонанс.
Мы провели опрос наших клиентов, и все как один утверждали, что в момент оформления ДТП услуги аварийного комиссара они не оплачивали. То есть все услуги были оказаны бесплатно. Однако в договорах цессии, договорах поручительства, агентских договорах и прочих соглашениях, которые направлялись в адрес страховых компаний, было указано, что все эти услуги клиент оплатил.
ССТ: Но как аваркомы оказываются на месте ДТП?
И. К.: Подчеркну, что население массово к услугам аваркомов не прибегало. Мониторинг действий, которые осуществляет клиент при попадании в дорожно-транспортное происшествие, выявил, что обычно клиент не обращается к аварийным комиссарам — он звонит на 112. Однако буквально через несколько минут участник ДТП видит входящий звонок от аваркома со всеми вытекающими предложениями и действиями. Ему сообщается, что сотрудника ГИБДД ждать долго, лучше все решить быстро, по отлаженной технологии.
Так мы поняли, что передача информации шла именно в рамках диспетчерской службы. Но обращения, которые мы в связи с этим делали от лица физических лиц в прокуратуру, пока остались в статусе рассмотрения. Подозреваю, что внимание, которое мы привлекли к этой теме, стало неким сдерживающим фактором для активности людей, которые передавали информацию.
ССТ: Находите ли вы поддержку в судах?
И. К.: Была организована встреча руководителей ВСС с коллегией областного суда. Мы еще раз обсудили, какие услуги, связанные с дорожно-транспортным происшествием, по закону покрывает договор ОСАГО, какие услуги являются не обязательными, а дополнительными сервисами, оплачиваемыми клиентом за счет собственных средств. Мы продемонстрировали простоту обращения через цифровые сервисы в офис страховой компании, а также возможности личных кабинетов и др. Судебное сообщество стало понимать, что у клиента нет острой или вынужденной необходимости использовать услуги аварийного комиссара.
Еще один фактор, который помог нам построить правильный диалог с клиентами по ОСАГО — осознание, что излишне уплаченные аварийным комиссарам деньги через страховую выплату приводят к тому, что каждый автомобилист региона оплачивает при заключении договора ОСАГО повышенную страховую премию.
Как только суды стали анализировать каждое обращение на основе той информации, которая была нами предоставлена, количество дел стало стремительно уменьшаться. Суды начали рассматривать каждое дело по существу, привлекая непосредственных участников ДТП, делали дополнительные запросы. Кроме того, суды стали выносить частные определения в сторону правоохранительных органов, так как наблюдались подделки финансовых документов, подписи клиента и другие нарушения. На основании этих определений были возбуждены уголовные дела.
Для сравнения: наш филиал только за июнь 2022 года получил около 130 исков в арбитражный суд. За июль принесли еще 90. Общая сумма исков в адрес всех страховщиков региона исчислялось сотнями миллионов рублей. Сейчас к нам не поступает ни одного подобного иска.
ССТ: С какими еще органами власти вы ведете диалог?
И. К.: Мы провели работу с Росфинмониторингом. По нашей просьбе судом туда были направлены все материалы этих процессов с аваркомами. Росфинмониторинг увидел в данных делах нарушения 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Денежные потоки возникали только на этапе получения денежных средств из страховых компаний представителями потерпевшей стороны. Сам клиент никаких денег в момент оформления ДТП не платил. На основании сделанных выводов Росфинмониторинг дал свои рекомендации в адрес арбитражного суда города Волгограда и другие инстанции.
Дополнительно хорошо сработала Федеральная Налоговая Служба. Были выявлены налоговые нарушения со стороны частных предпринимателей, которые занимались деятельностью аварийных комиссаров. В бюджет были взысканы существенные дополнительные суммы.
Таким образом эту ситуацию мы в регионе исправили.
ССТ: Какие цели по борьбе с мошенничеством вы ставите перед собой до конца этого года?
И. К.: Наши планы ориентированы на клиента. Мы хотим очистить рынок ОСАГО от недобросовестных участников. Прямые взаимоотношения между клиентом и страховой компанией — это именно то, ради чего создавался закон об ОСАГО. Как только рынок станет честным и чистым, у клиентов не будет никаких причин, препятствующих заключению договора. Стоимость ОСАГО для клиента снизится, если мы исключим незаконное списание денежных средств мошенниками.