- 3 октября, 2025
Сбер: летом россияне тратили больше на поездки и рестораны — расходы выросли на 9%
Аналитики PFM (Personal Finance Management) Сбера изучили обезличенную статистику расходов клиентов Сбера весной и летом 2025, чтобы понять, как меняются их траты. Оказалось, что лето традиционно стало более затратным, особенно за счет расходов на путешествия и питание вне дома. В среднем расходы одного клиента по ключевым категориям увеличились на 9,3% по сравнению с весной.
Лидеры летних трат
Рестораны и кафе: траты выросли на 14%. Средний чек увеличился с 535 до 611 рублей, тогда как количество визитов почти не изменилось.
Поездки: расходы увеличились на 14,5%. Несмотря на небольшое сокращение числа операций, средний чек вырос на 23,6%, что показывает: летние поездки стали более масштабными и дорогими.
Одежда: рост на 8,3%. Средний чек покупки снизился на 2,5% — клиенты покупали больше вещей, но дешевле.
Где тратили меньше
На развлечения летом выделяли чуть меньше средств — траты снизились на 0,9%, а средний чек уменьшился на 7,4%. Это может говорить о выборе более доступного досуга — прогулок, выездов на природу и пр.
Как использовали кредитные карты
Траты в отпускной сезон отразились и на кредитных картах. Средний оборот по ним вырос, но при этом доля клиентов с просроченной задолженностью увеличилась незначительно — всего на 0,05 %. Более того, снизилась загрузка кредитного лимита: с 40,5% в мае до 39,3% в августе. Это свидетельствует о том, что многие клиенты старались погасить долги после отпускных трат.
Павел Бурин, директор дивизиона «Персональное финансовое планирование» Сбера:
«Летний рост трат — это не просто сезонный всплеск, а отражение меняющихся потребительских паттернов. Задача современного PFM (Personal Finance Management) — не просто фиксировать траты, а помогать клиенту адаптироваться к ним без ущерба для долгосрочных целей. Наша аналитика показывает, что клиенты активно используют кредитные инструменты, но демонстрируют высокий уровень дисциплины, что подтверждается снижением загрузки кредитного лимита после сезона. Это ключевой тренд: запрос не на кредитование как таковое, а на гибкие финансовые инструменты для обеспечения желаемого качества жизни.
Именно для такой проактивной заботы о финансах мы в Сбере развиваем сервисы для управления личными финансами, персональные рекомендации и решения на базе ИИ, которые дают пользователю не просто статистику, а контекст и понимание своих паттернов. Например, наш умный помощник по расходам может ответить на любые вопросы клиента о расходах, подсветить зоны для оптимизации, а также сформировать персональный дайджест с отражением динамики изменений финансовых паттернов и рекомендациями по их изменению. Когда человек видит не просто цифры, а причинно-следственные связи и долгосрочные тренды в своих привычках, он переходит от реактивного учета к проактивному финансовому планированию своего будущего. Это и есть основа для финансовой свободы, устойчивой к любой сезонности».