- 23 декабря, 2022
- 107
СДЭК открывает для себя новый вид авиационных грузоперевозок
10 декабря, международный оператор экспресс-доставки СДЭК совместно с компанией «Аэрофлот» отправил в полет первый совместный прейтер. За два дня Boeing 777-300ER совершил круговой рейс Москва – Камчатка – Владивосток – Москва, осуществив перевозку в общей сложности более 73 тонн груза.
Термин «preighter» произошел от слияния слов «passenger» («пассажирский») и «freighter» («грузовой») и буквально означает использование переоборудованных салонов пассажирских самолетов для перевозки грузов. Помимо этого, также используются, багажно-грузовые отсеки.
Этот способ перевозки грузов появился во время пандемии, когда пассажирские рейсы повсеместно отменялись, при этом была необходимость перевозки большого количество грузов, в том числе медицинского назначения. Сегодня, когда российская гражданская авиация также испытывает трудности из-за внешнеполитических событий, использование пассажирских лайнеров для транспортировки посылок и грузов поможет гражданской авиации оставаться на плаву, а логистическим операторам – расширить свои возможности и спектр оказываемых услуг.
Круговой рейс Москва – Камчатка – Владивосток – Москва компанией СДЭК был выбран не случайно.
Как рассказал председатель Совета директоров компании Евгений Цацура, по данному маршруту в текущем сезоне сложилась нестандартная ситуация – по направлению из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Магадан, а также из Владивостока и Хабаровска в Москву скопилось значительное количество груза. Это объясняется большим грузопотоком из стран Восточной Азии, в том числе Китая, Южной Кореи, Японии. Пребывающие в морские порты контейнеры перегружают на авиадоставку. Учитывая увеличившиеся объемы, а также предновогодний сезон авиационных ресурсов для их транспортировки уже не хватает.
«Из Москвы в Петропавловск-Камчатский у нас также скопилось уже более 100 кубометров груза. Оперативно перевезти этот объем с помощью регулярных рейсов не представлялось возможным. Грузовые воздушные суда неохотно летают по направлению Петропавловска-Камчатского из-за отсутствия достаточной обратной загрузки», – рассказал Евгений Цацура.
На сегодняшний день в России летает не более 10 грузовых воздушных судов и преимущественно по другим сложным направлениям: Якутск, Нижневартовск, Анадырь, Норильск, Южно-Сахалинск. Среди них – фрейтер авиакомпании «Авиастар-ТУ» в совместной эксплуатации со СДЭК.
Забронировать один из грузовых самолетов до конца декабря даже на 2-3 дня проблематично ввиду их востребованности и занятости, а гражданская авиация не в состоянии полноценно обеспечить направления, необходимые СДЭК.
Единственным решением ситуации, по словам Евгения Цацуры, стала аренда пассажирского чартера с загрузкой не только багажно-грузового отсека, но и салона. Выбор был сделан в пользу компании «Аэрофлот» по нескольким причинам. Во-первых, СДЭК сотрудничает с «Аэрофлотом» чаще остальных. Во-вторых, у данной авиакомпании в парке имеются широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты, такие как Boeing 777-300ER, подходящие для таких направлений и большой загрузки.
Решение было принято 5-ого декабря, а уже 10-ого декабря первый чартерный прейтер СДЭК по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский – Владивосток – Москва грузился в аэропорту Шереметьево. Багажно-грузовое отделение загрузили быстро, а вот с салоном пришлось повозиться, так как прейтер в данном случае не предполагал демонтаж сидений. Вместо этого их предварительно закрыли пленкой для сохранности, а посылки (коробки, пакеты, мешки) грузились на и под сидения, а также на багажных полках.
В Петропавловск-Камчатский и Владивосток летел груз только компании СДЭК общим весом более 30 тонн физического веса. На обратном пути из Владивостока в Москву в багажно-грузовом отсеке и пассажирском салоне перевезли уже 43 тонны физического веса. СДЭК перевез, как посылки физических лиц, так и грузы В2В своих клиентов.
Стоимость чартера, который оплатил СДЭК, не разглашается. В среднем, цена подобного рейса рассчитывается исходя из стоимости летного часа, куда входит стоимость авиакеросина, зарплата экипажа, погрузо-разгрузочные работы, навигационный сбор и другие составляющие.
«Если правильно рассчитать загрузку багажно-грузового отсека и салона на пути туда и обратно, то подобная доставка будет выгодна для логистической компании. СДЭК не планирует делать такие рейсы регулярными, так как несмотря на все преимущества они уступают по экономической выгоде типичным грузовым воздушным судам, обычным пассажирским рейсам, но в пик сезона, когда некоторые направления сильно перегружены, – это единственное из возможных логистическое решение», – сказал Евгений Цацура.
В России прейтерные перевозки находятся еще в зачаточном состоянии. Во время пандемии крупнейшие авиакомпании мира такие, как Emirates, Lufthansa, American Airlines нарастили долю прейтерных перевозок до 15%. В связи с этим Евгений Цацура предположил возможное развитие российских прейтерных перевозок, так как маркетплейсы и E-comm в целом растут очень быстро, а появления новых воздушных судов ожидать пока не приходится. Импортные суда не доступны для покупки российским компаниям, а российский авиапром в ближайшее время не планирует производить грузовые воздушные суда.