- 7 июля, 2023
- 114
ШАГ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
На рынке скоро заработает Стандарт ВСС, который определяет требования к договорам страхования, обеспечивающим финансирование мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Начальник управления страхования ответственности «Ингосстраха» и председатель рабочей группы по страхованию экологических рисков при Комитете ВСС по имущественному страхованию юридических лиц Дмитрий Шишкин рассказал читателям нашего журнала о том, почему этот Стандарт так важен для цивилизованного разрешения вопросов, связанных с ущербом экологии и ликвидацией последствий аварий.
ССТ: Какие факторы обусловили необходимость разработки Внутреннего стандарта ВСС «Условия договора страхования, обеспечивающего финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов»?
Дмитрий Шишкин: Три года назад были приняты изменения в Закон об охране окружающей среды: организации, деятельность которых связана с разведкой, добычей, перевозкой углеводородного сырья и произведенной из него продукции, должны до 1 января 2024 года утвердить планы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Требования по наличию у них таких планов существовали и до этого. Но никто до сих пор не проверял наличие финансовых возможностей для их реализации. Очень часто все последствия аварий компенсировались за счет госбюджета и благодаря МЧС. Чтобы минимизировать расходы госбюджета, и был принят этот закон.
Теперь предприятия должны иметь финансовое обеспечение для проведения предусмотренных мероприятий в любой форме: банковская гарантия, деньги на счете, гарантийное письмо ФОИВ об уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий ПЛАРН, или договор страхования. Как следствие, встал вопрос о том, как этот договор страхования сделать единым для всего рынка.
ССТ: Чем это отличается от страхования экологических рисков?
Д. Ш.: То, о чем говорим мы, — это расходы, которые должны нести предприятия в момент аварии для ликвидации ущерба. Например, срочно установить понтоны, чтобы нефть не разливалась дальше. Можно сказать, это расходы на то, чтобы перекрыть прохудившийся кран. А вот потом, уже после ликвидации разлива, происходит расчет нанесенного этим разливом ущерба экологии.
ССТ: Зачем нужен Стандарт?
Д. Ш.: Если каждая страховая компания будет предлагать свои условия, то как Росприроднадзору понять, что эти условия достаточны для реализации плана предприятий? Это касается и самих клиентов: нужно избегать ситуаций, когда в одном случае страховой полис сработает, а в другом — нет. Если денег не хватит, придется опять МЧС за счет бюджета ликвидировать последствия аварии.
Именно поэтому на страховом рынке нужны единые подходы. Стандарт ВСС определяет основные базовые понятия: наступление страхового случая, период действия договора, объем страхового покрытия и так далее. Это минимальные условия, а дальше — пожалуйста, договор абсолютно рыночный, страховщик и его клиенты могут договориться о дополнительном покрытии или убрать исключения, например, включить в договор возмещение накопленного вреда.
ССТ: Как проходила работа над разработкой Стандарта?
Д. Ш.: Разработка Стандарта заняла порядка двух лет. Самым сложным было выработать единые подходы страхового сообщества и гармонизировать их с требованиями Росприроднадзора и Минприроды. В нашей рабочей группе принимали участие компании нефтегазового сектора — Стандарт разрабатывался с учетом их требований и пожеланий.
Страховая сумма по договору страхования должна соответствовать сумме, необходимой для компенсации ущерба по плану мероприятий. Страховым случаем является только непредвиденное событие для предприятия: прорыв трубопровода, обрушение хранилища нефти и др. Стандартные выбросы или сливы отходов под действие договора и Стандарта не подпадают.
Исключения мы долго и сложно согласовывали с госорганами. Например, если аварийное событие было вызвано использованием объектов, материалов или конструкций, которые должны были быть выведены из эксплуатации по нашим нормативным документам, то ущерб от аварии не будет возмещаться страховщиками. Также не покрывается умышленное причинение вреда. Безусловно, умысел или его отсутствие доказываются в суде.
Присутствуют и стандартные исключения: воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, народные волнения и так далее.
ССТ: Каким образом покрываются расходы на рекультивацию земли после разлива?
Д. Ш.: Это не расходы на ликвидацию разлива — это гражданская ответственность за вред, причиненный окружающей среде в результате разлива. Такие риски покрываются экологическим страхованием. По закону нужно иметь финансовое обеспечение и под ликвидацию разлива, и под рекультивацию. Наш Стандарт состоит из двух разделов: первый касается экологического страхования, а второй — это расходы на ликвидацию разлива.
Но практика немного отличается от закона. Сейчас в планы предприятий включается только часть финансовых расходов на ликвидацию разлива. По-хорошему, должна составляться и вторая часть плана, с учетом расходов на восстановление экологии. Но пока нет соответствующих методик для расчета этих затрат, поэтому их в план не включают. Но как только будут разработаны соответствующие методики, обе части Стандарта будут востребованы.
ССТ: Кто получатель страховой выплаты по этому страхованию?
Д. Ш.: В случае компенсации расходов на ликвидацию аварии деньги страховая компания будет, скорее всего, перечислять подрядчику, который и занимается этой ликвидацией. Что касается ответственности за вред экологии, то по Гражданскому Кодексу выгодоприобретателем является лицо, которому причинен вред. Если это «ничейная» земля, то получатель выплаты — государство. Если земля принадлежит фермеру, и на ней погиб урожай, то выплаты получает фермер — это уже не экология, а ущерб имуществу.
ССТ: Когда Стандарт вступит в силу?
Д. Ш.: Стандарт уже вступил в силу, но распространяет свое действие на договоры, которые будут действовать с 1 января следующего года. Если организация принесет в Ростехнадзор страховой договор, который выполнен не по Стандарту, то такой договор принят быть не может. Таким образом, осуществляется одна из точек контроля за соблюдением требований Стандарта ВСС.
Стандарт уже вступил в силу, но распространяет свое действие на договоры, которые будут действовать с 1 января следующего года. Если организация принесет в Ростехнадзор страховой договор, который выполнен не по Стандарту, то такой договор принят быть не может. Таким образом, осуществляется одна из точек контроля за соблюдением требований Стандарта ВСС.
ССТ: Будет ли Стандарт способствовать развитию страхового рынка?
Д. Ш.: Развитию рынка способствует не Стандарт, а требования к наличию финансового обеспечения. Дальше уже от предприятий зависит, каким из предложенных вариантов они будут пользоваться. Трудно сказать, сколько из них выберет страхование.
В любом случае разработка Стандарта очень важна и для страхового рынка, и для государства, и для клиентов, которые будут понимать, что они заключили договор, который соответствует всем требованиям и который обеспечит их финансами для ликвидации аварии, если она произойдет. Стандарт важен также и для того, чтобы конкуренция была адекватной. Одним словом — это еще один хороший шаг в сторону цивилизации рынка.