- 27 декабря, 2019
- 147
ТВОЕ ЖИЛЬЕ ТВОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Несмотря на то, что по социальной значимости страхование жилья напоминает ОСАГО, в логике внедрения нового закона есть одно существенное отличие от опыта «автогражданки» – полная вовлеченность и ответственность администраций регионов. Вице-президент ВСС Евгений Уфимцев рассказал о том, готовы ли регионы к такой ответственности и почему KPI губернаторов так важен для страховщиков.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете готовность регионов к реализации закона о страховании жилья?
Евгений Уфимцев: Прежде всего, необходимо отметить, что на сегодняшний день Минфином проделана большая работа подготовлены нормативные документы, требуемые законом, в том числе методика разработки региональных программ.
Но есть еще один документ, который не поименован в законе, но который также разрабатывается Минфином и который, мы очень надеемся, должен появиться в самое ближайшее время. Это нормативный документ, устанавливающий KPI по реализации данного закона для администраций субъектов. На нашем последнем круглом столе, посвященном вопросу страхования жилья в Краснодаре, представители Минфина об этом документе уже говорили. Они надеются выпустить его до конца года. Очень важно, чтобы на следующий год администрациям регионов было понятно, какие показатели от них требуются. Этот документ также будет ориентиром и для страховщиков.
ССТ: Почему документ, прописывающий KPI для руководителей субъектов, важен для страховых компаний?
Е. У.: Ключевой точкой для правильного запуска программы является тариф. Тариф, в свою очередь, опирается на процент проникновения, то есть на то количество жилых помещений, которое в данном регионе будет застраховано. Тариф сильно зависит от того, будет ли застраховано 5 % жилья или 50 %. Если KPI администрации потребует 20-процентного проникновения, понятно, что и страховщикам нужно ориентироваться на этот показатель. Если страховщики завысят или занизят показатель проникновения, то тариф будет рассчитан неадекватно. Если тариф будет чрезмерно высокий, то будет мало желающих заключить договор страхования, и администрация может не выполнить свой показатель. Именно поэтому KPI губернатора – очень важный и нужный для нас показатель, особенно на этапе запуска программы.
ССТ: Что еще важно учитывать при запуске программы страхования в регионе?
Е. У.: Некоторые администрации посчитали, что страхование жилья – это второе ОСАГО. То есть, вот совещания они провели, а теперь страховщики сами пойдут чего-то там делать, сами будут работать с расчетными центрами и прочими организациями. Многие администрации не увидели своей роли и не поняли, что основная задача и основной посыл данного закона совсем другой. Он связан с уменьшением нагрузки, правильным ее распределением на бюджеты, и администрации в этой части максимально заинтересованы. Именно поэтому программу страхования разрабатывают они сами. Как показали наши «круглые столы», эти аспекты вызывали у администраций регионов некоторое удивление. Они к этому оказались совсем не готовы. Сейчас мы даже скорректировали наше выступление в Краснодаре. Все выступления сейчас строятся на рассказе о том, что нужно сделать администрации, что они являются координатором программы, что им нужно создать рабочую группу, что должна сделать рабочая группа, какие задачи стоят перед администрацией и т. п.
Должна быть рассчитана определенная дотация со стороны федерального и регионального бюджетов. Программа должна быть принята в регионе. Иными словами, есть много действий, которые должны произвести региональные власти – не на уровне совещания, а на уровне реальной работы.
ССТ: В какие сроки они должны успеть?
Е. У.: В законе сроков не прописано. Но с учетом особенностей бюджетирования, все необходимые действия регионы должны были уже сделать – все расходы в бюджет следующего года должны были бы быть уже заложены. Многие этого не сделали, а просто заложили для себя в резервный фонд какие-то абстрактные суммы. Но во время наших круглых столов представители Минфина говорили, что благодаря особенностям формирования бюджета возможны некоторые его корректировки в течение года. Регионы, разработав программу страхования, смогут впоследствии дополнительно попросить эти денежные средства из федерального бюджета.
ССТ: Готов ли ВСС разработать для регионов типовые программы?
Е. У.: Типовую программу мы разрабатываем. ВСС готов оказывать регионам всю необходимую поддержку. Однако есть региональные особенности, которые регионы должны сами учесть в программах.
ВСС готов выделять своего представителя в региональную рабочую группу для того, чтобы помогать разработать тариф и региональную программу. В те регионы, которые будут первыми, мы предполагаем направить в командировку наших штатных сотрудников. Проект тендерной документации также готовы разработать.