• 18 декабря, 2024
  • 1

ОСАГО ЖАЖДЕТ СВОБОДЫ

Трошин Дмитрий

Директор Департамента розничного страхования САО «РЕСО-Гарантия»

ОСАГО ЖАЖДЕТ СВОБОДЫ

Рынок ОСАГО подвержен влиянию самых разных трендов — от пандемии до появления на дорогах китайских автомобилей. Директор Департамента розничного страхования САО «РЕСО-Гарантия» рассказал в своем интервью, почему страховщик много лет последовательно выступает за полную свободу тарифа и минимальные ограничения по покрытию.

ССТ: Что собой сейчас представляет рынок ОСАГО?

Дмитрий Трошин: 2023 год ознамено­вался ростом рынка ОСАГО на 19 %. Это, прежде всего, было связано с серьезным расширением тарифного коридора в сен­тябре 2022 года. А вот роста количества заключенных договоров за последние годы, к сожалению, не наблюдается. Новых ма­шин продается меньше, старые машины вы­бывают из эксплуатации. Кроме того, в ряде регионов растет число автолюбителей, которые ездят без полисов ОСАГО, про­должая относиться к страхованию своей ответственности как к формальной бумаж­ке, которая нужна только для постановки автомобиля на учет.

В первом полугодии 2024 года рост рынка по сбору премий составил всего 2 % к про­шлому году. Это показатель того, что все возможности роста уже исчерпаны. Многие компании стоят на максимальных базовых ставках или близких к ним, исходя из спра­ведливой оценки стоимости риска.

Никто не отменял рост стоимости авто­запчастей в справочнике Единой методики. Да, в некоторых ситуациях мы видим сни­жение стоимости запасных частей. Напри­мер, мы были очень обрадованы изменени­ям по ценам в Единой методике, которые произошли на Дальнем Востоке. Но в целом рост средней выплаты значительно обгоня­ет рост средней премии.

ССТ: Как за последние годы меняется частотность аварий?

Д. Т.: В пандемию частотность аварий серьезно упала. Но к концу 2021 — началу 2022 года она начала восстанавливаться, воз­росла интенсивность дорожного движения. В 2022 году мы снова наблюдали падение частотности аварий во всех моторных видах. Очевидно, автолюбители беспокоились, что в результате повреждения автомобиля они не смогут найти запчасти и в разумные сроки починить свой автомобиль.

Но с тех пор прошло почти два года. У многих наших граждан появилось ложное ощущение доступности быстрого и каче­ственного ремонта.

ССТ: Это иллюзия?

Д. Т.: Усложнились логистические пути. Сроки ремонта остаются большими, осо­бенно по редким машинам. Сложности наблюдаются с автомобилями американско­го производства и со многими европейски­ми марками, особенно с моделями высших ценовых категорий. По массовым маркам ремонт, конечно, производить попроще.

Кроме того, сейчас на российских доро­гах порядка 6–7 % китайских автомоби­лей. Они потеснили все марки не только легкового, но и в сегменте коммерческого и грузового транспорта, уверенно конкури­руя с российскими автопроизводителями. Китайские производители поставляют все новые и новые марки в дилерские центры, однако запчасти к ним начинают появлять­ся только через какое-то время. Кроме того, не для всех этих автомобилей есть точные инструкции от изготовителя по ремонту. Станциям технического обслуживания порой приходится методом проб и ошибок подбирать запчасти и смотреть, что мож­но поменять, а что отремонтировать. Не думаю, что в этой ситуации страдает каче­ство, но точно затягиваются сроки ремонта.

Мы сталкиваемся и с тем, что у китайских автомобилей предусмотрена крупноузло­вая замена агрегатов. Это дороже, поэтому толкает вверх тарифы по каско и ОСАГО и влияет на стоимость обычного техобслу­живания.

ССТ: Как клиенты относятся к ремонту неоригинальными запчастями?

Д. Т.: В последнее время все спокойнее относятся к использованию при ремонте неоригинальных деталей (чаще всего речь о стеклах) и не хотят ждать несколько месяцев запчасти ради фирменного штампа на них. Но мы всегда стараемся работать с оригинальными запчастями и предлагаем альтернативный вариант, только если для клиента критичны сроки ремонта.

В 2014 году в каско частотность была 100 %: каждый страхователь считал хорошим тоном заявить хотя бы стекло или царапину и таким образом «отбить» затраты на полис. Однако отношение к страхованию все-таки изменилось. В 2021–2022 годах частотность снизилась до 22–23 %. Клиенты чаще используют франшизу. На рынке появилось множество усеченных программ — человек хочет застраховаться именно от непредвиденных обстоятельств, а не от мелких царапин и сколов. Это позволило нам за 10 лет существенно снизить тарифы: в среднем с 5 до 2,5 % по каско.

ССТ: Как сейчас развиваются каналы продаж?

Д. Т.: Сегодня конкуренция на рынке обо­стряется из-за наступления маркетплейсов, хотя еще 3–4 года назад никто не верил, что они займут 10 % рынка ОСАГО. Поскольку пока потребительские свойства продукта одинаковы для клиента вне зависимости от компании, то многие выбирают полис ОСАГО именно по цене.

Мы долгое время не заходили в агрега­торы, однако в 2023 году начали с ними работу. В новом бизнесе ОСАГО физлиц около 13 % премий нам приносят мар­кетплейсы. Но агентский канал остается на первом месте. Мы — агентская компа­ния, более 2/3 премий по ОСАГО собира­ют наши агенты.

Агент — это не просто продавец, который выписывает полисы, а страховой консуль­тант. Он может комплексно обслуживать своего клиента, предлагает разные страхо­вые программы, помогает при урегулиро­вании. Считается, что ОСАГО для аген­та — продукт, с которого он может начать знакомство с клиентом. Однако, учитывая активное развитие маркетплейсов на рынке ОСАГО, мы хотим перевернуть концеп­цию: основной продукт — это доброволь­ный вид страхования, а ОСАГО — это уже кросс-продажа к нему. В противном случае у агента не создается долговременной связи со своим клиентом.

ССТ: Много ли ваших клиентов ушло на маркетплейсы?

Д. Т.: Оказалось, это разные категории клиентов. Одни хотят общаться с живым человеком и не готовы менять свои при­вычки, а другие предпочитают цифровые сервисы. Выйдя на агрегаторы, мы благода­ря известности нашего бренда не потеряли, а приобрели клиентов за счет любителей цифровых технологий. Наша доля продаж в агентском сегменте при этом не упала.

ССТ: Нужно ли дальнейшее расширение тарифного коридора по ОСАГО?

Д. Т.: Решение о расширении тарифно­го коридора находится в компетенции Банка России. Но мы видим в этом не­обходимость, в том числе, для последую­щей либерализации тарифа по ОСАГО. Много лет наша компания выступает за полную свободу тарифа и минимальные ограничения по покрытию, которое стра­ховщик может расширять. Таким образом мы сможем сделать свой продукт ОСАГО интереснее для клиентов и для агентской сети.

Лимит был расширен до 400 тыс. руб. уже давно. Автомобили с тех пор более чем в два раза выросли в цене. Стоимость запчастей тоже растет. Соответственно, для сохранения социальной функции ОСАГО в ближайшие годы может потре­боваться увеличение и лимита ответствен­ности. Но это невозможно без расширения ценового коридора, иначе мы не сможем рассчитать тарифы таким образом, чтобы баланс был положительным.

ССТ: Добровольное страхование авто­гражданской ответственности не решает этих задач?

Д. Т.: Агенты его предлагают. Но вопрос в том, что взыскивать с автолюбителей, ко­торые игнорируют закон об ОСАГО, через суд долго и сложно. При крупных убыт­ках — еще сложнее. И чтобы соблюдать права всех автолюбителей страны, нужно думать о либерализации ОСАГО и увеличе­нии лимита.

Сейчас появилась возможность урегули­рования ОСАГО через госуслуги, оформ­ление европротокола как на бумаге, так и через приложение с фотофиксацией. Упрощение документооборота в части заявления убытка приводит к тому, что по­терпевшая сторона в случае недостаточной выплаты, ограниченной лимитом, может легко собрать необходимый пакет доку­ментов и обратиться за взысканием сверх лимита к виновнику.

ССТ: Короткие полисы ОСАГО будут популярны?

Д. Т.: Короткие полисы приобретают те, кто эксплуатирует авто ограниченное число дней в году. Но мы не видим значительного влияния этих полисов на общий рынок — их количество довольно небольшое.

Мы стараемся продавать длинные полисы страхования каско и имущества физлиц, по­тому что неизбежно будут возникать споры о моменте наступления страхового случая. Человек платит страховую премию за то, что ему представляется опасным, но упускает какие-то низкочастотные события, которые могут произойти и неминуемо приведут к негативной реакции, так как ему будет отказано в страховой выплате. Это, кстати, о том, почему мы не в восторге от полисов каско с ограниченным покрытием.

Повышая страховую культуру, мы понима­ем, что в ОСАГО и дальше будет расти доля маркетплейсов — там стандартную страхо­вую защиту клиент будет выбирать самосто­ятельно. Но в остальных случаях ему нужна помощь страховых консультантов, чтобы понимать, какие риски покрываются, а какие нет. Например, сейчас на рынке широко представлены урезанные покрытия по каско. При этом, если раньше покрытие уменьша­ли через применение франшизы, то сейчас предлагается страхование на случай полной конструктивной гибели и угона. Но в случае ДТП клиент не может оценить, это полная конструктивная гибель или нет. И здесь воз­никает много споров. Мы пропагандируем более простые условия, более широкое по­крытие и качественное объяснение агентами всех деталей договора.

ССТ: Говорят, что в Новый год все мечты сбываются. У вас есть страховые мечты?

Д. Т.: Хотелось бы, чтобы страхование было массовым не только там, где оно обязательно. Для этого нужно повышать финансовую грамотность, чтобы клиенты задумывались не только об исполнении норм закона, но и о своем будущем, не по­лагаясь на авось.

Похожие статьи

СТРАХОВАНИЕ ТОРГОВЫХ КРЕДИТОВ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СТРАХОВАНИЕ ТОРГОВЫХ КРЕДИТОВ: ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В современных условиях страхование торговых кредитов, которое защищает предпринимателей от риска неплатежей со стороны их клиентов, как никогда актуально. Начальник управления…
«ЦИФРА» С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

«ЦИФРА» С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

ДМС — это, прежде всего, сервисный вид страхования, в котором важно работать над улучшениями каждый день. Руководитель департамента разработки продуктов Блока…
ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

ПЕРСПЕКТИВЫ УСИЛЕНИЯ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ

Из выступления руководителя сектора по противодействию мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василия Кулакова на конференции «Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству —…