- 6 октября, 2023
- 111
Всероссийский союз пациентов обсудил с экспертами в сфере здравоохранения развитие инновационных технологий в отрасли
Инновационные технологии и персонализация медицинской помощи в последние годы стали приоритетным направлением в здравоохранении. Дискуссии о том, как внедрение инноваций влияет на доступность медицинской помощи для пациентов, решение каких задач в области цифровизации упростит жизнь всем участникам системы здравоохранения, состоялись в рамках IV форума пациент-ориентированных инноваций «Пациентское сообщество за новую медицину». Организатором мероприятия ежегодно выступает Всероссийский союз пациентов.
Ведущие эксперты в области здравоохранения приняли участие в сессиях, посвященных обеспечению доступности инновационных лекарственных препаратов и технологий, применению искусственного интеллекта в медицине, иммунопрофилактике, а также обсудили ценностно-ориентированный подход в здравоохранении и доступность лекарств по федеральным и региональным программам.
Открывая форум, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулёв отметил, что инновации в здравоохранении, которые сейчас внедряются ускоренными темпами, открывают новые возможности и для врачей, и для пациентов:
«Сегодня полным ходом идет цифровая трансформация сферы здравоохранения, происходит постепенное изменение традиционных подходов к оказанию медицинской помощи, которая становится более пациенториентированной. Экспертные сессии в рамках нашего форума охватывают широкий круг вопросов – от обеспечения доступа пациентов к передовым медицинским технологиям, изменения экосистемы цифровых услуг в медицине до технологического суверенитета страны. Высокую практическую значимость этих дискуссий определяет уровень заявленных спикеров: в обсуждении принимают участие ведущие эксперты здравоохранения. Ключевые вопросы внедрения пациенториентированных инноваций рассматриваются с разных сторон: со стороны представителей государственных органов власти, некоммерческих организаций и представителей экспертных сообществ. Такой подход позволяет максимально эффективно использовать нашу дискуссионную площадку для выработки дорожной карты по совершенствованию механизма погружения инноваций в повседневную жизнь».
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в своем выступлении подчеркнул, что система здравоохранения, пройдя стрессовые испытания пандемией, получила мощный импульс для развития и выходит на беспрецедентно новый высокотехнологичный уровень – в повседневную врачебную практику внедряются передовые технологии, новые подходы к диспансерному наблюдению и профилактическим направлениям. Он также напомнил, что одним из приоритетов системы здравоохранения остается пациенториентированность и отметил важность формирования «бесшовного» пути человека в системе здравоохранения на протяжении всей жизни. Профилактика заболеваний от младенчества до серебряного возраста, повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения – все это помогает повысить показатели ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (на данный момент, по данным Минздрава России, она составляет 73,4 года).
Сегодня формируется новый проект в сфере здравоохранения – «Цифровой профиль пациента». Эта система, в которой будут отражаться все перенесенные заболевания и состояние человека, поможет врачам делать прогнозы на несколько лет вперед, вовремя выявлять болезни и оказывать необходимую врачебную помощь. Цифровые медицинские профили появятся у всех россиян в 2024 году:
«Перед нами стоит амбициозная задача – в этом году сформировать единую систему персонифицированного учета и в 14 пилотных регионах начать ее внедрение с последующим расширением количества субъектов».
Продолжая тему развития цифровой экосистемы в медицине, директор департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России Вадим Ваньков рассказал о росте популярности цифровых сервисов, связанных с получением первичной медицинской помощи. В сентябре 2023 года востребованность удаленной записи на прием к врачу через единый портал госуслуг выросла втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за год на портале зафиксировано 164 млн обращений пользователей к этой опции, доля успешных записей выросла с 30 до 49%. Количество регионов, в которых показатель успешных записей на прием к врачу удаленно превышает 60%, выросло с 3 до 27. За 9 месяцев 2023 года граждане скачали на портале госуслуг 5 млн электронных медицинских документов (ЭМД). Всего пользователям доступны не менее 10 видов ЭМД, в числе которых: направление и запись на консультацию и медико-социальную экспертизу; протоколы лабораторных, инструментальных исследований и консультаций; выписные эпикризы из стационара; результаты профосмотров и диспансеризации, а также электронные рецепты.
Сопредседатель ВСП, президент общероссийской общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ян Власов уверен, что инновации в здравоохранении связаны не только с внедрением новых сервисных решений для пациентов, увеличением доступности лекарственных и иных медицинских систем, но и с устойчивостью российской системы здравоохранения в современных условиях:
«Ситуация сегодня такова, что значительная часть новых препаратов, которые мы ожидали в горизонте до 2030 года, не проходят исследования на нашей территории. В связи с этим, все острее звучит вопрос о доступности препаратов для пациентов со сложными нозологиями, и наши усилия должны быть направлены на внутреннюю реинтеграцию, импортозамещение, новые подходы в научно-исследовательском поле, а также изменение регуляторных треков для ускорения доступа на российский рынок инновационных лекарств. Создавая новый продукт, мы должны сделать его не только высочайшего качества, но и устойчивым к внешним воздействиям».
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель правления Всероссийского общества орфанных заболеваний Ирина Мясникова:
«Доступность инновационных лекарственных препаратов для семей с детьми с редкими орфанными заболеваниями – это жизнеспасающая тема. Миллионы людей ждут создания новых препаратов, и хотя лишь немногие из 7 тысяч редких заболеваний имеют лечение – всего чуть более 400 препаратов, мы надеемся, что наши усилия и планы будут претворены в жизнь».
О мерах, предпринимаемых Минздравом России для сокращения сроков вывода на рынок лекарственных препаратов для пациентов в рамках программы государственных гарантий, рассказал заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев. Системная работа экспертов стран Евразийского экономического союза, направленная на упрощение процедур регистрации и экспертизы лекарственных средств, позволила сократить время экспертизы для препаратов особой социальной значимости на 40 рабочих дней. Благодаря этому за последний год зарегистрировано порядка 12 лекарственных средств, относящихся к этой группе, в том числе, препараты применяемые для лечения аутоиммунных заболеваний, орфанной терапии и другие. «Начатый процесс по гармонизации требований в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий мы намерены завершить сближением законодательств Российской Федерации и ЕАЭС и перейти на единую регуляторику к 2025 году», – сказал Сергей Глаголев. Кроме того, уже более года работает межведомственная антидефектурная комиссия, в рамках которой отработаны возможности вывода на рынок лекарственных препаратов, включая высокотехнологичные, в течение полугода при наличии соответствующего задела исследований.
Директор департамента науки и инновационного развития здравоохранения Минздрава России Игорь Коробко напомнил, чтофедеральный проект «Медицинская наука для человека», утвержденный в рамках стратегии развития России до 2030 года, акцентирует внимание на поддержке исследований и повышении инвестиционной привлекательности российских технологий:
«В рамках его реализации мы создаем системные условия для того, чтобы доводить результаты, которые получают ученые и разработчики, до практической сферы. Это залог технологического суверенитета нашей страны и технологического превосходства, к которому мы стремимся».
В фокусе внимания Минздрава и улучшение системы оценки технологий здравоохранения, в том числе, при формировании перечня ЖНВЛП, препаратов «14 ВЗН». Ведомство также выступает за совершенствование порядка отпуска лекарств в аптеках, возвращение сроков обслуживания рецептов на льготные препараты, стопроцентное лицензирование работающих в России ФАПов на фармацевтическую деятельность при условии ее тщательного контроля органами управления здравоохранения в субъектах РФ.
Помимо разработки новых препаратов, лекарственную независимость и безопасность страны планируется обеспечить за счет увеличения количества предприятий, внедряющих передовые технологии и инновации, а также углубления локализации. Это одна из задач стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года («Фарма-2030»), утвержденной в июне текущего года, говорит руководитель департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Дмитрий Галкин:
«Существует набор инструментов, которые мы активно внедряем для насыщения системы здравоохранения новыми разработками и медикаментами в приоритетных областях. Один из них – механизм «продукты на полку», благодаря которому будут созданы российские аналоги лекарственных препаратов, которые можно быстро вывести на рынок, если поставки отдельных импортных лекарств прекратятся. Первый портфель конкурсов, куда входят значимые препараты по ряду нозологических направлений, уже сформирован и будет объявлен в ближайшее время. Все это способствует развитию фармацевтической промышленности и лекарственной безопасности страны».
Успешность внедрения инноваций и повышение их доступности для пациентов во многом зависит от совершенствования законодательной базы. Президент ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, академик РАН, депутат Государственной Думы Александр Румянцев в своем выступлении сделал акцент на том, что любая инновационная позиция здравоохранения, касающаяся диагностики, использования новых лекарственных препаратов и технологий требует системы, которая позволяет их внедрить:
«Минздрав России имеет инструменты для проведения клинических опробаций целого ряда инноваций, за которыми должны последовать рекомендации, но они практически отсутствуют. Ранее эту проблему решал Росздравнадзор, который устанавливал клинические или методические рекомендации, передавал их в сеть и контролировал выполнение. Сейчас это делается на основе рекомендаций профессиональных клинических ассоциаций, но выполнение никаким образом не контролируется. В этой же плоскости находится вопрос отсутствия регистрации клинических исследований в стране. Мы считаем, что эту функцию могло бы взять на себя профессиональное сообщество, а его рекомендации поддерживались Минздравом. Для того, чтобы система внедрения работала оптимально, государству целесообразно передать часть функций профессиональным организациям, таким как Национальная медицинская палата. Очень важно внести изменения в законодательные акты, включая 323-ФЗ, об основах оказания медицинской помощи населению страны. Финансирование инновационных исследований и их трансляция в субъекты РФ должна проводиться открыто».
Александр Румянцев также высказал точку зрения о необходимости замены понятия «медицинской услуги» на понятие «медицинской помощи», что будет способствовать внедрению инновационных технологий в практику здравоохранения.
По мнению генерального директора ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава РФ Виталия Омельяновского, реформирования требует и система госзакупок, которая сейчасм не заточена на решение задач, связанных с персонализированной медициной:
«Сегодня мы пришли к ситуации, когда 44-ФЗ применим не для всех технологий в системе здравоохранения. В частности, должен существовать отдельный трек для инновационных продуктов, которые предлагаются единственными поставщиками. При организации закупок таких технологий целесообразно применять переговорный процесс, который подразумевает регламентацию и нормативно-правовое обеспечение. Кроме того, необходимо расширение инструментов комплексной оценки, которая сегодня применяется для лекарственных препаратов, и на дорогостоящие технологии. Это позволит государству понимать, каким продуктам можно давать зеленый свет, а какие еще не готовы для масштабирования в рамках государственной или страховой системы».
Эту точку зрения разделяет руководитель бюро расследований ОНФ Валерий Андреев. Он напомнил, что фактически экспериментально-правовой режим в государственных закупках запущен через фонд «Круг добра» и ФКУ Минздрава России:
«На их примере мы видим реализацию инновационных способов закупки инновационных лекарств, что необходимо нам как для финансирования науки, так и системы здравоохранения в критических областях. То есть такие механизмы, как конкурентные переговоры, долгосрочные контракты, специнвестконтракты давно опробованы. Вопрос заключается в методологии трансляции этого опыта на другие сферы».
Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков отметил, что доступность инновационных решений в России растет – этому способствуют и локализация производства, и беспрецедентный рост компетенций российской фармы в последние годы. Однако, как и во всем мире, дефицит удовлетворенности доступностью инновационных решений присутствует:
«Решением может стать возможность привлечения и вывода инновационных лекарственных препаратов для нужд российских пациентов без локальных клинических исследований в обмен на инспекцию клинических сайтов за рубежом. Эта инициатива российской стороны поддержана всеми регуляторами в рамках рабочей группы, в настоящий момент проходит процедура публичного обсуждения. Я надеюсь, что к концу года решение на уровне ЕАЭС будет формализовано и принято».
Председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Алексей Кедрин уверен, что взаимодействие в этом блоке позволяет расширить горизонты для пациентов, в том числе, по получению лекарственных препаратов. «В сегодняшей ситуации очень важно удерживать кооперацию, которая сложилась между странами Евразийского экономического союза, наукой и промышленностью, регуляторами. Однако ключевой должна оставаться работа с пациентами и пациентским сообществом. Сделать инновации здравоохранения реально доступными для пациентов – для себя мы видим это главным приоритетом», – подытожил эксперт.
Председатель комитета по охране здоровья Государственной Думы Бадма Башанкаев отметил, что главной целью государства при внедрении инноваций является сохранение здоровья населения:
«Мы строим ФАПы не ради Минстроя и Минздрава, а для того, чтобы люди получали качественную медицинскую помощь. Мы проводим интернет в больницы не ради интернета, а создаем инфраструктуру для цифровой медицины. Мы обсуждаем различные варианты пошлин на лекарства не ради наполнения бюджета, а для получения инновационных препаратов, которые помогут нашим пациентам».
Член комитета по социальной политике Совета Федерации Анастасия Жукова заверила, что на заседаниях парламента внимательно рассматривают инициативы пула экспертов, которые консолидирует по итогам своих мероприятий Всероссийский союз пациентов. В частности, на состоявшемся недавно обсуждении проекта федерального бюджета на 2024 год дано поручение включить мероприятия по обеспечению противоопухолевыми препаратами в федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», а также передать на федеральный уровень полномочия субъектов РФ по организации обеспечения граждан препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих орфанных заболеваний.
Результатом публичного экспертного обсуждения внедрения пациенториентированных инноваций в здравоохранении станет дорожная карта с перечнем предложений по повышению доступности инновационных технологий и лекарственных препаратов, которая будет передана в федеральные органы законодательной и исполнительной власти.