• 9 июня, 2015
  • 116

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ДИАЛОГ С РЕГУЛЯТОРОМ

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

В конце мая Всероссийский Союз Страховщиков традиционно проводит съезд своих участников и Международную конференцию по страхованию «Russian Insurance Summit 2015». Глава ВСС и РСА Игорь Юргенс рассказал о том, какие задачи предстоит решить Союзу в текущем году, и поделился своим мнением о последних изменениях, произошедших на российском страховом рынке.

Игорь Юргенс

окончил экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1974 году. Кандидат экономических наук, автор научных трудов и публикаций. В 1980–1985 годах был сотрудником секретариата ЮНЕСКО во Франции. Много лет отдал профсоюзному движению, в частности, в 1991–1997 годах являлся заместителем председателя, затем первым заместителем председателя Всеобщей конфедерации профсоюзов. В 1996–1997 годах – председатель правления страховой компании «МЕСКО». В 1998–2002 годах возглавлял Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС). В 2000 году вошел в бюро правления Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП). Вице-президент РСПП, член Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека, член президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), член Российского совета по международным делам, член Общественной Палаты РФ в 2007–2009 годах. В 2008 году стал председателем правления Института современного развития (ИНСОР), основанного на базе организации «Центр развития информационного общества» (РИО-Центр). В июне 2013 года был избран президентом Всероссийского Союза Страховщиков.

«Современные страховые технологии»:

Какие темы, вопросы вы планируете обсудить на предстоящем съезде ВСС? Какие задачи сейчас являются приоритетными?

Игорь Юргенс:

Есть блок вопросов, связанных с законодательством, который надо решать и решать силами ВСС. Первый такой вопрос – страхование жилья. Вы видите, что сейчас происходит в Хакасии и Забайкалье… Другой блок вопросов связан с общей реформой здравоохранения – ОМС, ДМС. Мы подготовили свои предложения по ДМС, которые расширяют действия страховщиков в этой сфере. Мы ждем общей концепции развития здравоохранения от государства. Сейчас в сфере обязательного медицинского страхования происходят большие перемены, которые связаны с сокращением бюджетного финансирования. Число людей, недовольных качеством услуг здравоохранения, растет. Президент говорит об усилении страховых принципов, а, значит, о дальнейших путях развития альтернативных источников финансирования. Поэтому перед нами стоит задача понять и определить, как это будет реализовано на практике. Далее – страхование жизни. По статистике прошлого года и по первому кварталу 2015 года это – единственный сектор в страховании, который продолжает расти. Государству очень нужны длинные деньги. Дискуссия в правительстве, которая, я надеюсь, приведет к тому, что премьер-министр объявит о сохранении накопительной части пенсии, демонстрирует то, что, несмотря на все трудности экономического развития, государство мыслит стратегически, и ему нужны длинные деньги. А сгенерировать их могут только НПФ и страховщики! Поэтому у нас есть целый ряд предложений по развитию страхования жизни. Мы добились законодательного решения по введению социальных налоговых вычетов для страхователей – физических лиц, заключивших договоры по страхованию жизни на срок более 5 лет. Сейчас наша задача добиться таких же льгот для корпоративных пенсионных программ. Пока они приняты только для НПФ, а ведь мы пред-лагаем не менее интересный для работодателя и для работающего человека страховой продукт. Также важно обратить внимание на развитие инвестиционных продуктов страхования жизни, типа unit-linked, когда вы страхуетесь и соучаствуете в инвестиционном доходе страховщика. Итак, в первую очередь, нам предстоит законодательная работа, а во вторую – конструктивный диалог с регулятором, нацеленный на некоторое ослабление регулятивной нагрузки на страховые компании, как антикризисной меры.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) основан в 1994 году. Является единым союзом профессиональных участников страхового рынка на федеральном уровне. Он призван координировать деятельность своих членов, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти.

Действительными и ассоциированными членами ВСС являются более 190 страховых компаний России, в том числе крупнейших, обеспечивающих поступление 70% совокупной национальной страховой премии, региональные страховые ассоциации, участники инфраструктуры страхового рынка.

«ССТ»:

Думаете, этого можно добиться?

И.Ю.:

Здесь палка о двух концах, с одной стороны, мы сами просим регулятора очистить рынок от ненадежных и слабых компаний, потому что иначе переходить на электронные продажи и развиваться в дальнейшем очень сложно. Слабые и нечестные страховщики портят всю картину. С другой стороны, просим, чтобы нас не трогали. Как с этим быть? Очень сложный вопрос, можно сказать, спор науки и искусства. Мы довольны тем, как Центральный банк осмысливает ситуацию, но в то же время у нас есть и вопросы. Так что отношения с регулятором – это не менее важная составная часть нашей работы. Ну и, конечно, 2015 год – это год создания СРО. Мы начали с того, что объединили ВСС и РСА, хотя до сих пор это все-таки разные организации, тем не менее, у нас появились сквозные комитеты и де-партаменты, объединяющие почти все союзы. Межрегиональный союз медицинских страховщиков объявил о своем самороспуске и осенью вливается в структуру ВСС. Остается еще немало объединений, с которыми вопрос интеграции нам предстоит решить. Но в рамках СРО мы надеемся создать союз союзов, который охватит все сферы страховой деятельности, и в перспективе, по нашим подсчетам, отказ от дублирования функций позволит нам сэкономить не менее двух миллиардов рублей.

«ССТ»:

Когда примерно может завершиться процесс создания СРО?

И.Ю.:

Во-первых, мы ждем принятия закона о СРО во втором чтении, рабочая группа комитета по финансовым рынкам Госдумы собирает поправки. У нас их минимум по сравнению с другими участниками финансового рынка.У многих масса претензий и пожеланий, у нас их не так много. Но у наших трех союзов – РСА, НССО и НСА – есть своя специфика. Эти союзы создают компенсационные фонды и действуют по отдельно взятым законам. По логике, чтобы задействовать СРО на страховом рынке, нужно будет отменить три закона. Какой выход найдут из этой ситуации законодатели, предсказать сложно, и, тем не менее, у нас есть возможность создания зонтичной структуры СРО. Сложно сказать, сколько уйдет времени на все эти процессы, но даже утверждение переходных положений по базовым законам о финансовых рынках для организаций, не столь сложных как страховые общества, может занять года полтора.

«ССТ»:

Возможна ли отсрочка введения онлайн продаж ОСАГО?

И.Ю.:

Нет, электронные продажи стартуют с 1 июля, это закон. Может быть отложен срок запуска онлайн продаж для некоторых категорий, в частности по ОСАГО для корпоративных клиентов. В реализации таких полисов онлайн есть свои сложности чисто юридического характера. Но страховщики обязались и идут семимильными шагами к созданию соответствующих систем для осуществления онлайн продаж страховых услуг.

«ССТ»:

Как отреагировали страховое сообщество, участники рынка автострахования, сами автомобилисты на повышение цен на ОСАГО? Удалось ли хотя бы отчасти сократить рост судебных разбирательств по ОСАГО?

И.Ю.:

Центральный банк заметил, оценил и публично сказал о сокращении проблем на рынке ОСАГО. Мы можем констатировать сокращение количества жалоб страхователей в четыре раза, страховые компании вновь стали продавать ОСАГО в своих региональных офисах. Так что порядок в этом сегменте потихоньку устанавливается, и мы с большим удовлетворением это отмечаем. Первая задача, которая стояла перед нами – сделать услугу ОСАГО доступной, мы к этому движемся. В СМИ часто пишут о том, что тариф увеличился существенно и чуть ли не сравнялся со стоимостью КАСКО, но это не так. Разночтения в этом вопросе часто происходят из-за того, что при расчете стоимости ОСАГО забывают об очень важном показателе –коэффициенте бонус-малус (КБМ). Многие водители эксплуатируют транспортное средство более десяти лет и накопили существенные скидки. На сегодняшний момент при общем количестве автовладельцев 42 млн, около 35 млн автовладельцев имеют КБМ меньше единицы; 17,5 млн автовладельцев – это те у кого КБМ от 0,5 до 0,75%; 3,6 млн – те, у кого вообще не было ни одного убытка, и у них КБМ – 0,5. 16 апреля была утверждена корректировка по ценовым справочникам, которая начала применяться с 1 мая. По итогам первого квартала средняя выплата по ОСАГО составила 42 тысячи рублей. Также хочу отметить, что идея о том, чтобы гражданское общество и защитники прав автовладельцев полноценно включались в процесс совершенствования страховых механизмов, нашла свое воплощение. В Совете по правам человека при Президенте РФ прошло заседание, посвященное правам автовладельцев, по итогам которого мы создали рабочую группу защитников автовладельцев при Президентском Совете, мне поручено ее возглавить. Консультации с основными организациями защитников прав автовладельцев уже начались, и это будет системная работа, результаты наших обсуждений и решений будут доноситься Президенту и общественности. Так что, я надеюсь, процесс взаимодействия страхового сообщества с правозащитными объединениями теперь будет более конструктивным и эффективным.

Интервью провела Марина Шумилина

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…