• 3 июля, 2024
  • 90

Запчасти выходят на второй круг

Запчасти выходят на второй круг

В условиях дефицита, роста стоимости запчастей и сроков ремонта всё больше автомобилистов и экспертов ищут «запасной вариант». Российские автомобилисты выбрали долгосрочную стратегию — тщательнее заботиться о машинах, сохранять их от преждевременного износа и стараться экономить на запчастях. Смена парадигмы объясняется нынешними реалиями: комплектующие дорожают, нужные детали и расходники иногда приходится ждать месяцами.

Один из способов, который предлагают эксперты для решения проблем с дефицитом запчастей, – это использование подержанных комплектующих в ремонте машин по ОСАГО. Как показало социологическое исследование, проведенное рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов» в апреле-мае этого года, 2/3 российских автомобилистов уже применили при ремонте своего авто б/у детали. Еще 68% водителей согласны пойти на такой шаг, если им предоставят годовую гарантию на такие комплектующие, а срок ремонта сократится.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов рассказал:

«Лояльность к использованию б/у запчастей в ремонте повышается, если автовладелец уже имел такой опыт. Это объясняется тем, что люди попробовали, получили экономию денег и времени, поняли, что это ровно такие же запасные части, как те, что стоят на их машине, без каких-либо критических дефектов».

Эксперт добавил, что владельцы автомобилей возрастом более 10 лет чаще соглашаются использовать восстановленные запасные части в ремонте, чем владельцы машин меньшего возраста.

В условиях старения отечественного автопарка этот вопрос становится всё более актуальным. Так, согласно данным полевого эксперимента по изучению дорожного движения в пяти крупнейших городских агломерациях РФ (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске и Новосибирске), в этом году на дорогах зафиксировано 2% машин старше 30 лет. Раньше такие авто почти не встречались. Стало больше и транспортных средств, возраст которых превышает 20 лет – 8%. Это на 2,5 п.п больше, чем в прошлом году. Но самое серьезное изменение зафиксировано в сегменте автомобилей старше 15 лет – рост составил 7,8 п.п. Таких авто на дорогах крупнейших городских агломераций страны – почти четверть. Причем летом количество возрастных автомобилей становится традиционно больше.

Согласно исследованию ОНФ, с недоверием к использованию восстановленных запчастей относятся женщины, водители в возрасте от 18 до 34 лет, владельцы дорогих и новых авто (младше 6 лет). Это объясняется тем, что молодые автовладельцы в силу своего возраста имеют меньше опыта в ремонте авто, женщины в технические вопросы предпочитают не погружаться, а новые машины обслуживаются по гарантии.

Большинство респондентов допускают использование восстановленных компонентов, если они не имеют отношения к ходовой и двигателю с КПП. В частности, фары и задние фонари никак не влияют на безопасность движения.

Глава РСА Евгений Уфимцев:

«По статистике, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО — это бампера, крылья, капот и двери — то есть такие, использование вместо которых б/у запчастей вряд ли сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов».

Напомним, что ситуация с авторемонтом, дефицитом и стоимостью автозапчастей обострилась в стране в 2022 году после ухода с российского рынка ряда автопроизводителей. Тогда стоимость автозапчастей в ремонте в среднем увеличилась почти на 30%, а по ряду позиций – на 50%. Несмотря на параллельный импорт не по всем наименованиям автокомпонентов удалось наладить стабильные оперативные поставки. В результате ряд СТО просто отказывается брать на ремонт автомобили по ОСАГО, опасаясь штрафов за превышение допустимого законом срока ремонта. В результате доля возмещений в ОСАГО в виде восстановительного ремонта упала, и подавляющее большинство выплат по «автогражданке» проводится в денежной форме.

Практика восстановления автокомпонентов есть во всем мире и это рассматривается как часть «зеленой» экономики — подержанные агрегаты возвращают в оборот, сохраняя тем самым энергию и ресурсы. Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) сейчас проводит исследование, которое обобщает международный опыт в области применении б/у запчастей. Первая часть исследования, которая была обнародована в конце мая, выявила, что при условии использования подержанных комплектующих сроки ремонта авто могут сократиться на 80-90%.

Похожие статьи

РСА поддерживает принятие закона об удвоении лимитов выплат по Европротоколу при наличии разногласий

РСА поддерживает принятие закона об удвоении лимитов выплат по…

Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает принятие Федерального закона, в соответствии с которым вносятся изменения в части увеличения размера страхового возмещения в…
РСА назвал регионы с самой высокой долей договоров ОСАГО, передаваемых в перестраховочный пул

РСА назвал регионы с самой высокой долей договоров ОСАГО,…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), первое место по показателю доли договоров ОСАГО, переданных в перестраховочный пул за период с 1…
Средняя премия по ОСАГО за январь-апрель 2025 года снизилась, средняя выплата выросла

Средняя премия по ОСАГО за январь-апрель 2025 года снизилась,…

Средняя премия по годовым полисам ОСАГО по итогам четырех месяцев 2025 года составила 7 344 рублей, что на 5,3% ниже, чем…