- 3 марта, 2024
- 66
ЗАЩИТА В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ
Госпрограмма поддержки страхования жилья в России так и не заработала, хотя потребность в ней остается. По мнению заместителя директора департамента поддержки розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Игоря Александрова, сейчас было бы полезно сместить акцент в ней с наличия чрезвычайной ситуации в сторону страхования бытовых рисков.
ССТ: «Ингосстрах» был одним из лидеров страхования жилья в Москве по городской программе. Как сейчас обстоят дела со страхованием жилья в городе?
Игорь Александров: Так как городская программа была закрыта, остались работать программы добровольного страхования жилья. Количество заключаемых договоров по ним постоянно растет. Но важно понимать, что московская программа касалась страхования квартир в многоквартирных домах, а по добровольному страхованию больше страхуют загородные строения — дома либо дачи.
Очевидно, что проникновение страхования жилья существенно снизилось, хотя — подчеркну — московская программа тоже была добровольной. Но ее ключевое преимущество — доступность и простота. В платежку по ЖКХ просто была включена строка страхования. К сожалению, сейчас мы такую схему применять не можем. Форма платежного поручения утверждается Минстроем России, теоретически включить в нее страхование можно, но это сопряжено с достаточно сложной процедурой получения согласия со всех жильцов дома. Такой опыт у нас есть, но он очень ограничен.
По городской программе мы страховали Центральный и Восточный округа, у нас было заключено порядка 200 тыс. договоров. После отмены программы проникновение упало примерно в 10 раз. Тем не менее, спрос сохраняется. Очень многие люди сожалели, что московская программа была закрыта. Важно, что по московской программе лучше и дисциплинированнее страховались пенсионеры.
ССТ: Влияют ли на потребность в страховании жилья негативные природные явления?
И. А.: На моей памяти уже лет 10 мы эту тему обсуждаем. Но, по большому счету, природные катаклизмы, крупные пожары и наводнения не сильно стимулируют продвижение страхования жилья.
Чрезвычайные ситуации федерального масштаба у нас были всего несколько раз. Локальные и межрегиональные ЧС случались, конечно, чаще. И во всех случаях на помощь гражданам приходит государство.
Однако бытовые риски никто не отменял, граждане сами несут ответственность за свое жилье. Здесь у каждого своя тактика: кто-то надеется на авось, кто-то рассчитывает на помощь близких, кто-то использует страхование. Конечно, полис огонь не потушит, но он позволит купить себе новое достойное жилье или восстановить пострадавшее.
ССТ: Очень часто эксперты говорят о том, что страхование жилья не получило должного распространения потому, что у наших граждан не хватает средств оплатить страховой взнос. Вы согласны?
И. А.: Думаю, что тормозом является отсутствие не денег, а осознанного использования инструментов страхования.
Страховая культура растет, и количество заключенных договоров увеличивается благодаря этому факту. У людей в целом растет доверие к страхованию, так как люди научились пользоваться полисами ОСАГО, хорошо работает страхование туристов, в конце концов, люди пользуются ипотечным страхованием. А страхование ипотеки — это примерно 10 млн квартир. При активном населении в 40 млн человек это очень серьезная доля! Если к этому добавить тех, кто застраховал имущество добровольно, то получается весомая доля граждан, активно пользующихся страхованием жилья.
ССТ: Кто добровольно страхует свое жилье?
И. А.: Страхуют все. Примерно треть наших клиентов предпочитают классические программы страхования имущества с осмотром и оценкой, порядка 30 % предпочитают простое коробочное страхование. Еще 30 % используют упрощенный вариант классического страхования, но не опускаются до уровня «коробки».
ССТ: Нужна ли госпрограмма по поддержке страхования жилья? Если за шесть лет закон не заработал, может быть, просто достаточно существующего уровня добровольного страхования?
И. А.: Давайте посмотрим на базовые потребности наших граждан с точки зрения государственной поддержки страхования. В сфере здоровья у нас есть обязательное медицинское страхование и есть добровольное. В сфере транспорта у нас есть ОСАГО и страхование ответственности перевозчика. Это всё системы! А в сфере жилья такой системы страхования нет. Есть лишь отдельно взятые страховщики.
Закон по поддержке страхования жилья был направлен, в первую очередь, на построение системы, и у него было две цели. Первая — сократить расходы бюджета на восстановление утраченного в результате ЧС жилья за счет компенсационного внебюджетного фонда. Вторая — пропаганда страхования и построение системы социальной защиты жилья для наших граждан. Также планировалось обогатить эту программу бытовыми рисками, потому что не во всех регионах нашей страны вероятность чрезвычайной ситуации достаточно велика. Например, в Москве только от ЧС никто бы не страховался, но бытовые риски здесь были бы сильно востребованы. Мы это видели при реализации московской программы.
ССТ: Что не получилось и почему?
И. А.: Прежде всего, не получился фонд — в качестве инструмента накопления резервов страховщикам предложили использовать РНПК. Второе — эта история не стала обязательной для субъектов федерации. Если регион профицитный, то на компенсацию ущерба деньги у них и так есть. Если дотационный, то они получают деньги из федерального бюджета. Поэтому большой заинтересованности что-то делать у регионов нет.
Мы проехали, наверное, десятки регионов, в которых пытались запустить страховые программы. Страхование на случай ЧС вызывало много вопросов: «Я здесь 50 лет живу, и ЧС никогда не было. А если будет, то федеральный бюджет нам поможет».
ССТ: Так что же нужно сделать, чтобы закон по страхованию жилья эффективно заработал?
И. А.: Прежде всего, нужно понимать, что страхование жилья с господдержкой — это способ снизить нагрузку на государственный бюджет. Это особенно актуально в текущих экономических условиях. Мы бы хотели, чтобы создание такой программы стало обязанностью субъекта федерации. Даже если ЧС маловероятно, наличие такой программы, безусловно, будет пропагандировать страхование жилья в регионе. Кстати, к ситуации с прорывом отопления в Подмосковье: если бы дома были застрахованы, то страховые компании компенсировали бы гражданам ущерб, связанный с отопительной аварией.
Я считаю, чтобы сдвинуть закон с мертвой точки и сделать его более работоспособным, нам нужно выполнить три пункта. Первое — вменять в обязанности регионам разработку программ страхования. Второе — сделать простым и доступным способ оплаты для граждан, включив оплату страховки в квитанции по оплате ЖКХ. Третье — сместить акцент с наличия чрезвычайной ситуации в сторону страхования бытовых рисков.
Мы не должны опираться именно на объявление ЧС. Нам нужно сделать так, чтобы граждане в любой ситуации чувствовали себя защищенными.