• 3 марта, 2024
  • 50

ПОРА СОЗДАВАТЬ СТИМУЛЫ

Порватов Михаил

Заместитель директора Департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС

ПОРА СОЗДАВАТЬ СТИМУЛЫ

До сих пор в случае возникновения чрезвычайной ситуации региональные бюджеты в любом случае получали деньги, необходимые для возмещения ущерба от ЧС. Это становится неприемлемым в условиях дефицитного бюджета, считает заместитель директора Департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС Михаил Порватов. По его мнению, необходимо на законодательном уровне обязывать регионы создавать программы страхования жилья.

ССТ: Почему закон о страховании жилья не заработал?

Михаил Порватов: В августе 2019 года вступили в силу поправки в закон № 68-ФЗ о чрезвычайных ситуациях, в соответ­ствии с которыми регионы получили право разрабатывать программы по организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования. Все подзаконные акты, все методические документы, правила страхования, тари­фы — словом, вся необходимая база для принятия решения в регионе была подго­товлена. Но на сегодня ни в одном регионе такой программы нет.

Дело в том, что есть порядок предо­ставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональный. В случае возникновения чрезвычайной ситуации региональные бюджеты получа­ют деньги, необходимые для возмещения ущерба, в полном объеме.

Раньше вообще существовала норма, что в случае утраты жилого помещения в результате ЧС возмещение из бюджета выплачивается независимо от наличия договора страхования. То есть, владелец жилого помещения мог получить двойную выплату. Сейчас это подкорректировали, но в любом случае гарантируется получе­ние возмещения от государства, поэтому какой смысл регионам разрабатывать про­граммы страхования?!

Кроме того, закон вышел в неудачное время: через полгода после его вступления в силу уже бушевал ковид, регионам было не до программ страхования жилья.

ССТ: Получается, существующая ситуа­ция всех устраивает?

М. П.: Зачем регионам проводить какую-то работу, строить новые бизнес-процессы по выплате возмещений при утрате жилья, если уже существует всем понятная схема работы?

Но стимулы для граждан в определенном масштабе уже появились. Если погибло единственное жилье, которые находится в собственности гражданина, то государство должно обеспечить его каким-то жильем — но по социальным нормам, а не в размере фактически утраченной площади.

ССТ: А если ЧС не объявлена, а у чело­века просто сгорел дом? Какую компенса­цию от государства он сможет получить?

М. П.: Если дом сгорел в результате бытового пожара, это полностью ответ­ственность собственника. Если государ­ство и оказывает матпомощь погорельцам, то в очень ограниченном размере.

НА КАКОЕ ЖИЛЬЕ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ ПОГОРЕЛЬЦЫ

ССТ: Если существующая ситуация всех устраивает, зачем что-то менять?

М. П.: В 2022 году ситуация в стране серьезно поменялась. До ковида бюджет Российской Федерации был профицитным. У Минфина было достаточно ресурсов, чтобы помочь регионам в случае чрезвы­чайной ситуации. В бюджете на 2023 год уже был заложен дефицит 2,6 трлн руб., а на 2024 год бюджет предусматривает дефицит в 1,6 трлн руб.

На мой взгляд, сейчас нужно более вни­мательно заниматься вопросами оптимиза­ции расходов федерального бюджета. Про­граммы страхования жилья — это как раз один из инструментов такой оптимизации. Почему за погибшее в результате ЧС жилье платит государство, когда это профессио­нально могут делать страховщики? Более того, для этого есть законодательная база.

ССТ: Как же сделать закон о страхова­нии жилья работающим?

М. П.: Очевидно, что конструкция, когда у регионов есть право, но нет обязанности развивать страхование, не работает. Регио­ны не заинтересованы в развитии страхо­вания жилья, и им за это ничего не будет.

Нужны законодательные изменения. Право регионов должно поменяться на обязанность. Здесь важно подчеркнуть, что мы не говорим про обязательное стра­хование.

На Дальневосточном форуме, который состоялся в начале осени 2023 года, Пре­зидент озвучил, что, несмотря на рост дохо­дов граждан в 2023 году, их недостаточно для того, чтобы вводить обязательное страхование. Но важен сам факт, что тема страхования жилья на этом форуме была поднята. И не случайно это было сказано на Дальнем Востоке — в регионе, подвер­женном серьезным ЧС.

Граждане сами решают, будут они страхо­вать свое жилье или нет, но регионы долж­ны предоставить им такой инструмент.

Если пожар возник из-за старой проводки или короткого замыкания, последствия придется устранять само­стоятельно (ст. 38 «Закона о пожарной безопасности»). Если от огня пострадают другие люди и их имущество, виновнику возгорания придется возместить ущерб. Если это был поджог, возбудят уголов­ное дело, а виновный должен будет компенсировать ущерб.

Размер государственной помощи после пожара не превышает 120 тыс. руб.

Материальная помощь при пожаре положена только малоимущим семьям. Если среднедушевой доход семьи пре­вышает прожиточный минимум региона, в выплате от соцзащиты откажут.

ССТ: Почему этот инструмент должен появиться именно в рамках региональной программы?

М. П.: В рамках региональной программы можно разработать более технологичные процессы заключения договоров, в част­ности, через платежку ЖКХ. Кроме того, за счет более широкого охвата, а именно на это нацелен закон, само страхование для граждан будет стоить дешевле.

ССТ: Какая мотивация нужна для регионов?

М. П.: Участие региона уже сейчас предусмотрено Приказом № 105 Минфина от 4 июля 2019 года. Там сказано, что при наступлении страхового случая предусма­тривается долевое участие страховщика и региона в возмещении убытка. Мини­мальная доля ответственности региона составляет 0,1 % страховой суммы. Для региона это копейки.

Мы считаем, что если по каким-то при­чинам регион не утвердит программу страхования жилья, то размер трансферта от федерального бюджета региональному на ликвидацию последствий ЧС должен быть снижен. При этом обязательства региона перед гражданами остаются в пол­ном объеме.

ССТ: Нужно ли предусматривать какую-то дополнительную мотивацию для граждан — собственников жилья?

М. П.: Как я говорил, уже сейчас опре­деленные стимулы для граждан уже есть: за сгоревший дом собственник получает компенсацию по социальным нормам, и это будет жилье не там, где он хочет, а где дадут. Да и площадь предоставленного жилья будет, скорее всего, гораздо меньше перво­начальной.

Если у человека жилье застраховано, выплата будет максимально приближена к рыночной стоимости утраченного жилого помещения и он сможет приобрести дом или квартиру там, где посчитает нужным.

Но нужны и дополнительные стимулы для граждан. Так, жилье, получаемое от го­сударства, по нашему мнению не должно передаваться в собственность — только по договору социального найма, и его, например, нельзя будет продать. Нужны и иные стимулы, например, налоговые.

ССТ: Как будет выглядеть дорожная карта на 2024 год по продвижению этого вида страхования?

М. П.: Мы активно работаем со всеми заинтересованными органами государ­ственной власти на самых разных уровнях, с федеральными и региональными струк­турами.

Наша задача на этот год — продолжить активно работать с органами государствен­ной власти. Мы предлагаем двухуровневые изменения в законодательстве в части создания стимулов для регионов: пер­вое — заменить право регионов утверждать программы страхования жилья на обязан­ность, второе — прописать последствия, если программа страхования жилья в реги­оне не будет создана.

Что касается законопроекта об обязан­ности регионов, мы его уже представили. Он небольшого объема: в № 320-ФЗ нужно изменить всего лишь один пункт одной ста­тьи. Это несложно.

Что еще важно: в Москве такая програм­ма страхования жилья работала 25 лет, с 1995 по 2020 год. Она была свернута в декабре 2020 года из-за ковида. Москов­ская программа была очень успешной. По данным мэрии, по программе было застраховано 50 % жилых помещений. Люди получали возмещения, все были довольны. Хотелось бы, чтобы действие программы страхования жилья в Москве возобновилось. Московская программа предвосхитила № 320-ФЗ, Федеральный закон во многом копирует опыт, который был получен в Москве. Если бы удалось возобновить программу в столице, это был бы прекрасный пример для других регионов.

Похожие статьи

Министр сельского хозяйства Оксана Лут: «страховые компании хорошо работают…

Регионам следует внимательно учесть потребности АПК в страховой защите при планировании бюджетов на поддержку сельхозпроизводства на следующий год, Минсельхоз России намерен…

«АльфаСтрахование» выплатила 50 млн руб. аграриям Воронежского региона за…

«АльфаСтрахование» завершила урегулирование убытков аграриев Воронежской области, вызванных майскими заморозками.

НСА: в Приморском крае, где паводок подтопил поля, застраховано…

«В Приморском крае, где паводок подтопил поля, по предварительным данным застраховано не менее 78 тыс. га посевов. Национальный союз агростраховщиков следит…