• 25 апреля, 2018
  • 143

Система ОМС: фокус на пациента

Так, по данным ВЦИОМ, абсолютное большинство россиян (89%) получали медицинские услуги по  полису ОМС хотя бы раз в жизни. При этом в последний год по нему обращался в медучреждения каждый второй (52%).

Комментируя результаты опроса ВЦИОМ, заместитель председателя ФФОМС Елена Сучкова отметила, что «линия развития системы ОМС сегодня неразрывно связана с развитием пациентоориентированной модели системы здравоохранения, а доверие населения к системе ОМС остается на высоком уровне в т.ч. за счет развития института страховых представителей».

 «Институт страховых представителей начал работу в середине 2016 г., – напоминает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. –  Его главная задача повысить уровень информирования населения об их возможностях и правах в системе ОМС, содействовать в повышении качества оказания медицинских услуг».

Страховые представители – оценка населения 

По данным ВЦИОМ, население высоко оценивает начало работы института страховых представителей. Их наиболее полезными функциями граждане считают контроль за качеством медицинских услуг, соблюдением сроков госпитализации (считают полезным 49%), информирование  и напоминание о диспансеризации (43%), помощь пациенту в разрешении конфликтных ситуаций (23%), контроль за соблюдением пациента назначений врача (21%).

Наиболее важной информацией, которую предоставляют страховые представители, россияне называют сведения о своих правах и перечне бесплатных медицинских услуг (53%), к кому обращаться в случае оказания некачественной медицинской помощи (50%), о возможностях выбора врача и медицинского учреждения (35%), о необходимости пройти диспансеризацию, профилактический осмотр (28%).

Доверие населения к страховым медицинским организациям подтверждают и данные ФФОМС.  По данным ФФОМС, показательным в этом является увеличение на 30,3% количества обращений граждан по телефонам «горячих линий» и изменение их структуры. Так, в 2017 г (в сравнении с 2016 г.) количество обращений о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программам ОМС увеличилось более чем в 2 раза, на 9,8% выросло количество граждан, обратившихся по телефону «горячей линии» за разъяснениями (консультацией), количество жалоб снизилось почти на треть (-29,3%).

О необходимости пройти диспансеризацию страховые представители 2 уровня проинформировали в прошлом году 21,2 млн застрахованных лиц, подлежащих диспансеризации, из них более 9,2 млн были приглашены на диспансеризацию повторно, что дало возможность на 6,2% увеличить количество прошедших диспансеризацию в 2017 г. в сравнении с 2016 г.

В общей сложности в 2017 г. диспансеризацию прошли 20 млн застрахованных лиц (94% от числа подлежащих диспансеризации).

«К сожалению, зачастую мы обращаемся к врачу уже в случае возникновения проблем со здоровьем, – говорит заместитель председателя ФФОМС Елена Сучкова. –  Между тем, значение диспансеризации сложно переоценить. Эта процедура помогает не только продлить здоровое долголетие, но и позволяет на ранней стадии выявить заболевания, которые могут не давать о себе знать до момента обнаружения или появления осложнений. Это и ответственность пациента за свое здоровье, и экономия государственных средств, которые могут понадобиться на лечение заболеваний уже в прогрессирующей форме».

Вектор на качество

По данным ВЦИОМ, в числе мер по улучшению качества медицинских услуг граждане, прежде всего, отмечают решения финансового характера: формирование заработной платы врача исходя из качества его работы (43%), а также финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг (30%). Рейтингование медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг как одну из мер считают возможным 18% опрошенных.

«Помимо оценки деятельности страховых представителей в опросе гражданами выбраны непосредственно те позиции и предложения по развитию системы, которые и являются страховыми принципами, о развитии которых мы так много говорим, – комментирует вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – Это и выбор тех медицинских учреждений и дополнительное улучшение их финансирования, которые максимально адекватно выполняют свою деятельность по оказанию медицинской помощи, что в т.ч. подтверждается и экспертной оценкой со стороны страховых организаций, и адекватную оплату труда непосредственно медиков. Деньги в страховой модели организации здравоохранения должны следовать за пациентом».

Система ОМС – направления развития 

Один из важных итогов опроса –  75% россиян высказались о необходимости дополнительного контроля со стороны независимой от медицинского сообщества структуры (в частности, страховых компаний) работы медицинских учреждений. «Это в том числе свидетельствует о том, что население начинает понимать, что есть реальные инструменты защиты прав в системе ОМС, – говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – Функция страховых представителей по информированию населения об их возможностях на получение бесплатной и качественной медицинской помощи сейчас очень востребована и высоко оценивается населением».

Комментируя же в целом перспективы развития системы ОМС, участники мероприятия сошлись во мнении, что развитие инструментов информирования и  повышение контроля качества оказания медицинских услуг  – одни из важных первоочередных шагов для страхового сообщества. В целом же система ОМС должна продолжать движение в направлении развития страховых принципов, ставящих во главу угла в системе здравоохранения интересы именно пациента.

«Система ОМС продолжает совершенствоваться, наша задача – в полном объеме выполнять гарантии, данные государством населению на получение качественной и бесплатной медицинской помощи, обеспечивая выполнение конституционного права, зафиксированного 41 статьей конституции, – продолжает заместитель председателя ФФОМС Елена Сучкова. –  Наши бюджеты  являются бездефицитными и сбалансированными, средства, выделяемые в субъекты, тщательно контролируются территориальными фондам ОМС и страховыми организациями». 

При этом финансирование системы ОМС продолжает устойчиво расти. «Если мы посмотрим всю историю существования системы ОМС, цифра в 146 миллионов застрахованных граждан остается примерно на одном уровне, а финансовые средства, которые закладываются на оказание ОМС гражданам, из года в год продолжают расти, – продолжает заместитель председателя ФФОМС Елена Сучкова. – Так, в 2018 году рост субвенций впервые за весь период существования системы ОМС в России, а в этом году ей исполняется 25 лет, составил более чем на 21,5 %, это 333 млрд рублей дополнительных средств, которые в этом году будут направлены на оплату медицинской помощи застрахованным гражданам».

Похожие статьи

Хороший соцпакет, просторная зона отдыха и обучение — россияне…

О том, какой видят работу мечты, рассказали участники исследования проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья» для…
Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…

Страховой Дом ВСК составил рейтинг самых опасных соседей в…

Агенты Страхового Дома ВСК выяснили, в каких регионах жители больше всего беспокоятся о своей недвижимости.