18 марта состоялось заседание Совета Службы финансового уполномоченного

Финансовый уполномоченный

Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

18 марта 2025 года состоялось заседание Совета Службы финансового уполномоченного под председательством Статс-секретаря — заместителя Председателя Банка России Алексея Гузнова.

Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин представил отчет о деятельности финансовых уполномоченных за 2024 год, члены Совета приняли документ к сведению и одобрили.

«Отчет традиционно получился достаточно объемным, что обусловлено усилением в 2024 году различного рода активности в сфере взаимодействия Службы с Банком России, органами государственной власти всех ветвей и уровней власти, потребителями финансовых услуг, финансовыми и экспертными организациями», – отметил он.

В устной версии отчета Главный финансовый уполномоченный остановился на основных тенденциях в спорах на финансовых рынках в 2024 году. Прежде всего обращает на себя внимание то, что после нескольких лет снижения числа обращений потребителей финансовых услуг, зафиксирован рост обращений к финансовому уполномоченному.

В 2024 году по результатам рассмотрения поступивших обращений финансовыми уполномоченными принято 100 301 решение. Финансовые уполномоченные рассмотрели все обращения и вынесли по ним решения в установленные законом сроки. Ни одно обращение в 2024 году не было рассмотрено за пределами сроков, установленных законом.

В 2024 году в Службу финансового уполномоченного поступило 136 512 обращений потребителей, что на 1,7% больше, чем в 2023 году, сообщил Воронин.

Юрий Воронин:

«Это произошло вследствие увеличения числа споров из договоров ОСАГО. Их объем возрос на 7 %. Главная причина такого роста – распространение практики взыскания убытков за нарушение страховщиком обязательств по ремонту из договора ОСАГО. Страховщики не всегда урегулируют такие споры добровольно до обращения потребителя к финансовому уполномоченному. Некоторые страховые организации вовсе отказываются от заключения договоров со станциями технического обслуживания. Те же, кто заключает договоры со станциями, предоставляют нам отказы станций от проведения ремонта в связи с их загруженностью и отсутствием запчастей. Все это приводит к спорам потребителей финансовых услуг со страховщиками.

Еще одна причина увеличения числа споров по ОСАГО – это рост активности «скрытых» третьих лиц, которые обращаются к нам вместо потребителя. Рост объема поступивших в Службу обращений произошел также в отношении банков: на 13,8% год к году. В основном такие споры были связаны с заменой предлагаемых банками при кредите дополнительных услуг их суррогатами (например, страховка заменяется независимой гарантией третьего лица или «программами обслуживания», включающими различные консультации и страхование). Также ощутимо возросло число споров, связанных с действиями мошенников».

«Объем обращений в отношении НПФ возрос более чем вдвое в сравнении с 2023 годом. В основном это произошло за счет наделения финансового уполномоченного новой компетенцией по рассмотрению обращений о незаконных переводах средств пенсионных накоплений граждан», – отдельно отметил Главный финансовый уполномоченный.

Члены Совета на заседании также утвердили годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность АНО «СОДФУ» за 2024 год, а также рассмотрели отчет о выполнении плана внутреннего аудита в 4-м квартале 2024 года и план деятельности внутреннего аудита на 2-й квартал 2025 года.

Похожие статьи

Выявлены случаи взаимодействия с гражданами неизвестных лиц от имени…

Служба финансового уполномоченного выявила случаи взаимодействия с гражданами через мессенджер Telegram неизвестных лиц, на профилях которых отмечена их принадлежность к сотрудникам…

Финансовые организации обязаны предоставлять документы и информацию по запросу…

Финансовым уполномоченным было прекращено рассмотрение обращения, поскольку банком не были предоставлены документы, необходимые для рассмотрения требований потребителя по существу.

Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин выступил на ежегодной встрече…

В 2024 году заметно возросло число обращений потребителей в Службу финансового уполномоченного в отношении кредитных организаций.