• 16 ноября, 2022

«СИСТЕМА ОМС РАЗВИВАЕТСЯ, НО ДАЛЕКА ОТ ИДЕАЛЬНОЙ»

Жулёв Юрий

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов

«СИСТЕМА ОМС РАЗВИВАЕТСЯ, НО ДАЛЕКА ОТ ИДЕАЛЬНОЙ»

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв — о том, через какие трансформации проходит система ОМС и как меняется защита прав пациентов.

Юрий Жулёв
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов

Система ОМС стала важной и неотъемлемой частью здравоохранения. Она несет функцию жесткого финансового контроля за расходованием средств, в том числе учитывая роль и медицинских страховых организаций.

Система ОМС выдержала многие испытания. В пандемию она гибко реагировала на необходимые изменения — тарифы стали более адаптивными к ситуации, перераспределялись потоки пациентов между лечебными учреждениями. Гибкость системы в целом стала ее важным конкурентным преимуществом.

Вместе с тем стало очевидно, что к  настоящему времени система ОМС остро нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Причем многие проблемы ОМС связаны с общим недофинансированием здравоохранения и этот же фактор сдерживает ее модернизацию.

НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ — ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ОМС

Вектор дальнейшего развития системы ОМС в целом определен властью и профессиональным сообществом.

Мы, как пациентское сообщество, например, крайне озабочены тем, что система отторгает дорогостоящие инновационные методы лечения, даже если они погружены в КСГ, в тарифы. Связано это снова с  недофинансированием.

По этой же причине медленно идет внедрение цифровых технологий, телемедицины. Молекулярно-генетическая диагностика не получает должной доступности для населения во многих регионах. А в ней нуждается большой круг пациентов — с онкологическими, орфанными и другими заболеваниями.

Для нас система финансирования в ОМС в целом представляется пока что очень сложной и неповоротливой. Существует несправедливость в оплате между регионами.

Система ОМС выдержала многие испытания. В пандемию она гибко реагировала на необходимые изменения — тарифы стали более адаптивными к ситуации, перераспределялись потоки пациентов между лечебными учреждениями.

Система лекарственного обеспечения требует погружения в ОМС. Например, пациент получает лекарство в стационаре, затем выписывается. Логично, что он должен продолжать терапию определенными лекарствами, но она ему недоступна, п отому что это другая система.

В результате полностью нарушается преемственность лечения. Есть другие ситуации, когда пациент получает льготное лекарственное обеспечение, стоимость которого исчисляется миллионами рублей.

Но он не может ввести лекарство в дневном стационаре. Государство законодательно поставило его в такие условия, что применимы лекарства могут быть только в стационарных условиях. Необходимо объединить систему, чтобы такого рода барьеры для пациентов были сняты.

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ: ПОДВИЖКИ ЕСТЬ, НО ИХ НЕДОСТАТОЧНО

Ситуация в сфере защиты прав пациентов развивается, но она несовершенна.

Где-то на жалобы пациентов реагируют очень оперативно, а где-то ограничиваются формальными ответами.

Граждане также недостаточно информированы о своих правах. Многие даже не знают, что у них есть полис, своя страховая организация, специалисты которой готовы прийти на помощь.

В пандемию пациенты с хроническими заболеваниями не могли реализовать свои права на получение плановой помощи.

Больницы были перепрофилированы под ковидные госпитали, нарушен привычный график работы, и пациенты зачастую не знали, как получить плановую помощь.

А ведь для многих из них она равноценна скорой помощи.

Можно выделить несколько направлений и опций в сфере защиты прав пациентов, которые развиваются.

Хорошо сумел себя зарекомендовать в части взаимодействия с пациентским сообществом институт страховых представителей. Мы увидели партнеров, союзников в лице страховых медицинских организаций. С ними у нас хорошо налажен диалог. Они очень оперативно реагируют на просьбы от нас, и помогают нашим активистам пройти обучение.

Возможность выбирать медицинское учреждение и получать помощь в любом регионе России стала реализацией важной части прав пациентов и достижением системы ОМС. Однако ситуация в регионах пока неравномерная. В крупных мегаполисах можно поменять поликлинику. Но имеются огромные территории, где это физически невозможно.

И пока  государство не выделит деньги на новую больницу, выбор у пациентов не появится.

Нужно отметить, что 2021 год ознаменовался кризисом межтерриториальных платежей. Например, скорая помощь пациенту оказывается в полном объеме.

А вот получить дорогостоящее плановое лечение не в регионе проживания стало сложно. Проблемы появились потому, что из-за пандемии бюджеты территориальных фондов ОМС ушли в минус.

Мы много говорим о правах пациентов, но нужно не забывать и об обязанностях.

Появляются идеи штрафовать или отказывать в бесплатной медпомощи тем, кто не заботится о своем здоровье. Уверен, что репрессивные меры здесь не помогут.

С каждым пациентом необходимо работать. Он должен понимать все негативные последствия, которые могут наступить, если он не будет следовать предписаниям врача.

ШКОЛА ДЛЯ ПАЦИЕНТА

Большая проблема в том, что у врача очень мало времени на прием пациента, многие придерживаются формального подхода. А прежние методы, когда врач просто говорил «делайте то и то», но не объяснял, почему и зачем, сегодня не работают. Люди изменились, в интернете доступна самая разная информация, многие приходят с определенными знаниями или с заблуждениями относительно своего состояния. Пациент должен понять суть лечения, свою роль в этом лечении и активно участвовать в нем.

Государству нужно задействовать все каналы коммуникации с гражданами.

Возможность выбирать медицинское учреждение и получать помощь в любом регионе России стала реализацией важной части прав пациентов и достижением системы ОМС.

Работа должна иметь просветительский и информационный характер. Отчасти эту работу мы взяли на себя. Пациентские организации создают школы пациентов по хроническим заболеваниям. Совместно с врачами проводим лекции о заболеваниях, о правилах жизни с ними, о значении дисциплины, приверженности лечению.

ВСП запустил информационную кампанию для пациентов «#ЧтобыЖитьДолго», которая направлена на повышение приверженности лечению. Эта кампания станет частью большой федеральной работы в этом направлении, которая ведется Минздравом.

Возможно, государству стоит также рассмотреть поощрение в виде страхования, льгот тем, кто ведет здоровый образ жизни, отказался от вредных привычек и активно занимается спортом. Такая тактика работы с пациентами была бы самой правильной.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…