- 11 декабря, 2022
- 150
В КОСМОСЕ НУЖНЫ ПАРТНЕРЫ
Страхование космических рисков всегда требовало коллективной работы нескольких страховых компаний. Сегодня ввиду дефицита емкости в этом секторе рынка необходимо увеличивать собственные удержания страховщиков и привлекать к работе по перестрахованию рисков большее количество российских страховых компаний, не участвовавших ранее в этом бизнесе. В силу санкционных ограничений по перестрахованию космических рисков рынку необходимы и альтернативные международные связи, считает Павел Шутов, руководитель Центра космического страхования «Росгосстраха», Президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков.
Современные страховые технологии: Как устроено страхование космических рисков?
Павел Шутов: Каждый запуск — и гражданский, и военный — сопровождается заключением договора страхования гражданской ответственности с лимитом от 300 миллионов до нескольких миллиардов рублей. Страхованием покрывается ущерб, который может быть причинен третьим лицам в случае аварийного запуска ракеты-носителя. Такой договор необходим в силу требований федерального закона «О космической деятельности». Остальные виды космического страхования являются добровольными.
Что касается страхования имущества, сейчас при каждом гражданском запуске страхуются ракета-носитель и космический аппарат, а также стартовый комплекс, с которого происходит пуск. Военные запуски страхуются редко. В силу ограничений секретности страховщики часто не могут получить достаточный объем информации, чтобы оценить риски и принять объект на страхование. Еще большие сложности с получением закрытой информации могут возникнуть при урегулировании убытка. У страховщиков, которые страхуют запуски, всегда есть специальная лицензия и допуск к государственной тайне, но по причине высокой стоимости космической техники и больших страховых сумм к договорам страхования космических рисков всегда привлекается большое количество партнеров по перестрахованию, у которых не всегда есть допуски соответствующего статуса.
Страхование отряда космонавтов — это государственная программа. Договор заключается на год и обеспечивает страхованием весь отряд космонавтов. Он похож на договор страхования от несчастных случаев, но включает специальные условия, соответствующие специфике выполняемой работы на Земле и в космосе. Каждый космонавт застрахован на время подготовки к полету, запуска и полета на МКС, работы на МКС, возвращения с орбиты, а также в период послеполетной реабилитации. Договор на страхование «космонавта-туриста» всегда индивидуальный.
ССТ: Как страховщики в текущей ситуации справляются с большими страховыми суммами?
П. Ш.: Страховой рынок справляется с этим коллективно, объединяя свои собственные удержания в единые страховые емкости. Обычно риски принимают 3–4 крупнейшие страховые компании, применяя механизм сострахования.
Например, почти все запуски этого года и прежних нескольких лет совместно застрахованы компаниями «Росгосстрах», «СОГАЗ» и «Ингосстрах». Программу страхования ответственности перед третьими лицами при запусках и страхование стартовых комплексов совместно обеспечивают компании «Росгосстрах» и «СОГАЗ». В некоторых проектах к сострахованию привлекались и другие страховщики.
Всегда используется схема перестрахования рисков. До недавнего времени, помимо российских компаний, в перестраховании космических проектов в определенных долях участвовали все рынки — европейские, американские и азиатские. География перестрахования была очень обширна. Сейчас, в связи с внешнеполитическими факторами и санкционными ограничениями, мы в основном работаем только с российским рынком.
Сегодня компании российского рынка имеют тенденцию к увеличению собственных удержаний. Ввиду дефицита емкости мы начинаем работать по перестрахованию с большим количеством российских страховщиков, которые ранее в этих рисках не участвовали. И мы постоянно работаем над поиском альтернативных международных рынков.
ССТ: В каких направлениях осуществляется поиск?
П. Ш.: Мы активизировали контакты с партнерами в странах СНГ, с компаниями Китая, Индии и других дружественных государств.
Проводим селекцию открытых рынков и выходим на контакт с зарубежными страховыми компаниями, которые не участвовали ранее в перестраховании космических рисков. Предоставляем информацию, объясняем специфику космического страхования, приглашаем к участию.
Ранее в условиях избытка космической емкости такой потребности не было. Сегодня задача поиска альтернативных перестраховочных емкостей для космических рисков стала первостепенной.
Надо отметить, что с китайским рынком мы работаем достаточно давно на входящем и на исходящем перестраховании космических проектов. В Китае количество запусков достаточно большое, система космического страхования вполне развита. Российские компании принимали риски китайских космических проектов и встречно передавали риски российских запусков в Китай. Была налажена вполне плодотворная взаимовыгодная работа. Однако санкции вызвали некоторые трудности и на этом секторе взаимодействия. Тем не менее, преодолевая препятствия, мы продолжаем работать с Китаем и надеемся найти механизмы расширить наше сотрудничество.
ССТ: Что составляет наибольшие риски в космическом страховании?
П. Ш.: Элементы космической техники (космические аппараты, ракеты-носители и т. п.) нередко страхуются на всех этапах жизненного цикла. Договоры обеспечивают страховую защиту c начала производства, во время транспортировок, подготовки к запуску, самого запуска и эксплуатации в космосе космической техники.
Самый опасный этап — запуск, с момента отрыва от стартового стола до отделения космического аппарата. Процесс сопряжен с синхронной и четкой работой множества систем и элементов, неисправность или сбой в работе любого из них может привести к аварии.
Кроме того, при запуске велика вероятность 100-процентной гибели имущества, на данном этапе просто невозможно частичное повреждение. При запуске объект страхования — это единая связка ракеты-носителя и космического аппарата, а иногда сразу нескольких космических аппаратов, и если объект оценивается в 5–10 млрд руб., то страховая компания должна будет выплатить всю сумму.
Если страховой случай с космической техникой произойдет на Земле, возможна замена поврежденных элементов, устранение повреждений и частичная выплата. При страховании орбитальных рисков также возможен частичный выход аппарата из строя, бывает возможность проведения мероприятия по парированию нештатной ситуации, то есть существует вероятность неполной выплаты.
ССТ: Как проводится расчет ставки для космических запусков?
П. Ш.: Практически в каждом запуске есть свои нюансы и специфика: применяются новые элементы или системы ракет-носителей и космических аппаратов, разные схемы полетов, новые компоненты топлива и т. п. Поэтому ставки для страхования запусков рассчитываются индивидуально для разных космических миссий.
Перед каждым заключением договора проводятся конкурсные, тендерные процедуры. В последние годы чаще страхуют не единичные запуски, а сразу программу запусков, то есть 5–10 запусков космических аппаратов включаются в один договор.
ССТ: А страховые случаи тоже индивидуальны?
П. Ш.: Повторяющихся случаев практически не бывает. По результатам каждого происшествия проводится очень подробное расследование с целью исключения повторения нештатных ситуаций. Причина любого происшествия должна быть установлена и устранена.
Наиболее резонансными и трудоемкими являются случаи, связанные с ответственностью перед третьими лицами и причинением ущерба при аварийном запуске. Такие случаи бывают редко, но всегда имеют большой социальный резонанс. Приходится изучать большое количество документов и формировать объемные выплатные дела. Урегулирование подобных убытков может длиться до года и более, пока все потерпевшие не заявят свои претензии и по каждой не будет принято решение.
Выплаты по имуществу, какая бы сложная ни была авария, происходят достаточно быстро. Технические возможности сейчас позволяют быстро разобраться в причинах аварии. Например, на ракете-носителе сейчас устанавливаются видеокамеры, и вплоть до отделения космического аппарата можно видеть все, что происходит. Это может помочь разобраться в причинах аварии в течение нескольких дней.
ССТ: Когда ракета «Протон-М» упала из-за неправильно установленных датчиков, это было признано страховым случаем? Можно ли было предъявить регрессное требование к заводу-изготовителю?
П. Ш.: В мировой практике исторически сложилось так, что суброгация (регрессные требования) по договорам космического страхования не применяется, за исключением случаев умышленного причинения ущерба. Это прямо предусмотрено условиями договора. Данное невыгодное для страховщиков условие учитывается при расчете тарифных ставок.
ССТ: Как будет развиваться космическое страхование в России?
П. Ш.: В условиях заблокированных традиционных перестраховочных рынков мы все больше будем наращивать перестрахование внутри России, развивать отношения с компаниями СНГ и дружественных государств, формировать альтернативные перестраховочные емкости.
Сейчас при взаимодействии со многими компаниями альтернативных рынков особо чувствительным препятствием является ограничение Центрального Банка РФ на работу с нерейтинговыми страховыми компаниями по перестрахованию. Например, даже у Белорусской национальной перестраховочной организации (БНПО) нет соответствующего рейтинга, и у нас возникают сложности в работе с ними. По этой же причине мы не можем работать с некоторыми китайскими партнерами и компаниями иных незаблокированных для перестрахования государств. Сейчас мы рассматриваем возможность для обращения в ЦБ РФ через Российскую ассоциацию авиационных и космических страховщиков, чтобы эти требования по рейтингам смягчить или исключить. Возможность работы с новыми компаниями увеличила бы наши емкости для космического перестрахования.