• 1 марта, 2023
  • 149

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ — ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Гусар Светлана

Вице-президент ВСС и НССО

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ — ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ


Для стратегии развития финансовых рынков приоритетной является интеграция широкого круга дружественных стран. В перечне задач, требующих оперативной проработки, — создание механизмов взаимного допуска на страховой и перестраховочный рынки стран ЕАЭС и БРИКС. О том, какие практические вопросы обсуждаются сейчас на этих площадках, рассказала вице-президент ВСС Светлана Гусар.

Современные страховые технологии: Раньше российские страховые компании имели международные рейтинги, в соот­ветствии с которыми выбирались партне­ры по перестрахованию. Но международ­ные рейтинговые компании перестали работать с российскими страховщиками. Нужны ли рейтинги сейчас?

Светлана Гусар

Светлана Гусар
вице-президент ВСС

Светлана Гусар: В связи с недостаточно­стью перестраховочных емкостей и жела­нием участников рынка иметь альтернативу РНПК, российским страховым компаниям нужны определенные рейтинги. Сегодня у нас существуют сложности с признанием качества страховой и перестраховочной защиты, которую предлагают российские страховщики. Хоть это качество на нашей стороне никак не поменялось, есть фор­мальные требования, которые препятству­ют страховым компаниям из других стран адекватно работать с нами. В первую оче­редь, речь о странах ЕАЭС, где требования к рейтингам достаточно высоки. Поэтому встает вопрос: как скорректировать зако­нодательство в этих странах ЕАЭС с учетом ситуации, когда наш страновой рейтинг в связи с известными событиями низкий.

Уровни кредитных рейтингов страховщи­ков — нерезидентов Российской Федерации устанавливаются положениями Централь­ного банка. Такая же регуляторика имеет место в странах ЕАЭС.

ССТ: Эти требования к международным рейтингам едины во всех странах ЕАЭС?

С. Г.: Нет, в каждой стране требования свои, хотя необходимость унифицировать подходы государств ЕАЭС на базе некой методологии обсуждается уже несколько лет. Страховщик сам выбирает, с кем ему работать, проверяет контрагента на пред­мет соответствия требованиям националь­ного законодательства.

Процесс перестрахования, как правило, — двусторонний. Обычно компания соблюда­ет баланс передачи и приема рисков.

ССТ: Но ведь на Запад мы всегда пе­рестраховывались гораздо больше, чем принимали рисков от их страховых ком­паний? Баланс не соблюдался?

С. Г.: Да, западный рынок считался настолько надежным, что это правило нару­шалось. За границу уходили очень большие объемы перестрахования, а к нам приходили единич­ные размещения. Возможно, это была серьезная ошибка. После введения санкций страховщикам, кому ча­стично, а кому полностью, отрезали возможность по­лучения возмещения. Если бы был соблюден баланс по передаче и приему риска, то таких односторонних санкций, какие мы увидели в прошлом году, у нас бы не было.

ССТ: Какие предложения по выравниванию требо­ваний к перестраховоч­ным компаниям в странах ЕАЭС сейчас прорабаты­ваются?

С. Г.: Евразийской эко­номической комисси­ей подготовлен проект межправительственного соглашения, определяющего необходимость унификации процедуры взаимного до­пуска участников на рынки в рамках ЕАЭС. К сожале­нию, этот вопрос решается не так быстро, как нам бы хотелось. Но мы надеемся, что нам удастся преодолеть проблемы, связанные с тре­бованиями к рейтингам.

На этапе разработки и со­гласования межправитель­ственного соглашения ВСС подготовлены предложения по его совершенствова­нию. В частности, полагаем необходимым уточнить, что понимается под страховой деятельностью, а также провести сравнительный анализ национального за­конодательства по порядку лицензирования и допуска на рынок.

По предварительным дан­ным, с Казахстаном работа продвинулась больше, чем с другими странами. Что ка­сается других стран ЕАЭС, то Банк России предложил нам выделить приоритет­ные направления — входить в дискуссии сразу со всеми сложно.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УНИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ

  1. Провести сравнительный анализ национальных тре­бований к величине пла­тежеспособного капитала в странах — участницах ЕАЭС. Затем — вернуть­ся к обсуждению этого параметра, обозначенно­го сейчас как величина, на 30 % превышающая минимальный уровень, установленный органом страхового надзора по ме­сту регистрации участника рынка.
  2. Установить регулярность предоставления сведений о величине платежеспо­собного капитала для под­тверждения соответствия требованиям к перестра­ховочной организации.
  3. Надзорным органам государств — членов ЕАЭС унифицировать подходы по определению величины платежеспособ­ного капитала для целей устранения регуляторного арбитража.

ССТ: Как ваша работа по развитию перестрахова­ния соотносится со страте­гическим видением регуля­тора и правительства?

С. Г.: Мы видим, что для стратегии развития финан­совых рынков приоритет­ным является направление по интеграции широкого круга дружественных стран. Это повышает приоритет задачи: если раньше тему с рейтингами мы «раскачи­вали» сами вместе с участ­никами рынка, то сейчас заинтересованность на стратегическом уровне подтверждается со стороны государства. Все понимают, что санкционные ограниче­ния и закрытие для России перестраховочных рынков недружественных стран — очень серьезная проблема.

В стратегии речь идет не только об ЕАЭС: предпо­лагается, что при содействии Банка России продолжится работа по развитию взаи­модействия между финан­совыми рынками России и дружественных стран. В частности, прямо поиме­новано взаимное признание страховой и перестраховоч­ной защиты и доступ к пере­страховочным рынкам. Это означает, что перестрахова­ние становится элементом государственной политики.

ССТ: Можно ли назвать сроки решения этих во­просов?

С. Г.: Решение вопроса не всегда возможно сразу с рядом стран. Зачастую приходится договариваться один на один, и тогда это — поступательное движение.

Есть несколько организа­ций, где ведется дискуссия по вопросам перестрахо­вания. Со странами ЕАЭС основная площадка — это ЕЭК, где работа идет при участии Банка России. По другим странам такой во­прос активно обсуждается на площадке БРИКС, где ин­тересы России представляет РФПИ. Инструменты могут быть разные, например, создание перестраховочного пула между странами или некоего наднационального участника рынка. Деталей пока нет, идет обсуждение общих вопросов по видению той или иной модели, кото­рая могла бы предложить перестраховочные емкости любой из стран БРИКС.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ ЕЭС

ВСС поддерживает пред­ложения Минфина в части создания общего перестра­ховочного пространства на пространстве ЕАЭС. Вместе с тем, необходи­мо обозначить вопросы и предложения, актуальные для понимания положений Соглашения о формирова­нии рынка перестрахования Евразийского экономиче­ского союза (далее — Согла­шение).

Дополнительно ВСС пред­лагает рассмотреть возмож­ность введения отсрочки для вступления Соглашения в силу, например, 6 месяцев, что позволит заинтересо­ванным сторонам подгото­виться к аккредитации (ре­гистрации) в национальных органах страхового надзора стран ЕАЭС.

Похожие статьи

В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА

В ИНТЕРЕСАХ ПАЦИЕНТА

Директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шелякин полагает, что роль страховой компании как «адвоката пациента» в ближайшие годы будет расти, а специалисты…
С ЛЮБОВЬЮ К ДЕЛУ

С ЛЮБОВЬЮ К ДЕЛУ

АО «СМК «Сахамедстрах» ведет активную работу с населением в каждом районе республики, несмотря на экстремальные климатические условия и существенные инфраструктурные ограничения.…
ПРОФИЛАКТИКА — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Показатели диспансеризации в Чувашии — отличный пример того, как совместными усилиями страховых и медицинских организаций можно достичь значительных результатов в создании…