ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ

По мере развития страховых услуг и повышения финансовой грамотности населения государственные органы начинают более серьезно относиться к проблемам, в том числе и к мошенничеству в страховании. Но без активной работы самих страховщиков и комплексного подхода к решению возникающих практических задач невозможно обеспечить положительную динамику, убежден вице-президент ВСС Сергей Ефремов.

Сергей Ефремов

Сергей Ефремов
Вице-президент ВСС

Современные страховые технологии: Помогает ли в противодействии страхо­вому мошенничеству опыт других стран?

Сергей Ефремов: Пять лет назад я изучал опыт Германской ассоциации страховщи­ков. Там работа подразделения, которое занимается противодействием страховому мошенничеству, выстроена по пяти прио­ритетным направлениям. Мы решили пере­нести этот опыт на Российскую Федерацию.

В Германии эту функцию берет на себя страховой союз. Он организует встречи и межведомственные совещания, где об­суждается ситуация по противодействию страховому мошенничеству в конкретном регионе или в целом в республике.


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ. ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА ГЕРМАНИИ В РОССИИ

1. СБОР И ОБРАБОТКА СТАТИСТИКИ

Бюро страховых историй, которым пользуются все страховые организации.

2. РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В Германии публикуют статистику, информацию о различных случаях и способах мошенничества, которая помогает гражданам не попадаться на удочку мошенника.

3. СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РАБОЧИХ ГРУПП СТРАХОВЩИКОВ

В Германии такие рабочие группы созданы в каждой земле. В них входят работающие на территории страхо­вые компании, и они решают задачи по выявлению фактов мошенничества, обмену информацией, взаимодействию с правоохранительными органами, судами, администрациями регионов.

4. СТРАХОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В Германии в каждой страховой ком­пании есть подразделение, которое занимается расследованиями страхо­вого мошенничества. Такое подразделе­ние работает в составе направления по урегулированию убытков и имеет достаточно широкие права и воз­можности. А Комитет по противо­действию мошенничеству методо­логически координирует действия соответствующих подразделений страховых компаний.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

В Германии эту функцию берет на себя страховой союз. Он организует встре­чи и межведомственные совещания, где обсуждается ситуация по противо­действию страховому мошенничеству в конкретном регионе или в целом в республике.


ССТ: Как в Германии происходит взаи­модействие страховой компании с клиен­том и правоохраной в случае возникно­вения подозрений на мошенничество?

С. Е.: Надо сказать, что информационная база страховщиков там содержит гораздо больше данных, чем информационная база полицейских. Только когда страхо­вая компания заканчивает расследование и приходит к выводу, что необходимо воз­буждение уголовного дела, информация передается в правоохранительные органы.

В ОСАГО там так же, как у нас, есть жесткие ограничения по срокам страховой выплаты. Однако если страховщик счи­тает, что заявленное страховое событие имеет признаки мошенничества, то он мо­жет продлить расследование до 6 месяцев, и в этот период задержка в выплате не яв­ляется нарушением. Если за это время страховая компания докажет мошенни­ческие действия со стороны потребителя, дальше этим делом занимается право­охрана. Если наличие мошенничества не доказано, то страховщик выплачивает не только полную сумму убытка, но и до­статочно большой штраф за задержку.

Сам факт, что страховая выплата от­кладывается и страховая компания берет определенный срок для расследования, устанавливается официально, в соответ­ствии с законом. Это очень важный мо­мент для предотвращения мошенничества в страховании. К сожалению, у нас такого положения нет.

ССТ: Могут ли страховщики предло­жить такую инициативу?

С. Е.: Мы уже предлагали, но для этого нужно либо указание Центрального банка, либо изменение закона «Об организации страхового дела» — о том, что функция противодействия страховому мошенни­честву обязательно должна быть реализо­вана в каждой страховой компании, как, например, служба внутреннего контроля. В каждой организации должно быть лицо, которое отвечает за эту деятельность, и не просто какой-то назначенный сотруд­ник, а официальное лицо, согласованное регулятором. Кроме того, необходимо дать право этим службам проводить расследо­вания и собирать информацию.

Сейчас мы пытаемся этот вопрос ре­шать внутренними стандартами ВСС. Но, безусловно, лучше, когда такие требова­ния устанавливает регулятор. Конечно, это станет дополнительной финансо­вой нагрузкой на небольшие страховые компании. Из-за этого сейчас нет единой позиции среди страховщиков.

ССТ: Можно ли сегодня говорить о результатах внедрения пяти направ­лений, которые мы обсуждали в связи с опытом Германии?

С. Е.: Мы создали Бюро страховых исто­рий (БСИ). Пока оно покрывает только каско и ДСГО (добровольное страхова­ние гражданской ответственности). Но мы стали выявлять двойное страхование, страхование тотальных ТС, выявлять лиц или транспортное средство, которые об­ращаются по страховым событиям больше трех раз за год, несколько сверхкрупных выплат в течение действия договора и др. То есть выявляем признаки, по которым нужно внимательнее оценивать потенци­ального страхователя. Мы можем контро­лировать очень много важных параметров, например, количество выплат на один автомобиль или одного водителя в разных страховых компаниях. Сейчас стоит задача расширять БСИ на другие виды страхова­ния. Развитием проекта занимается Банк России.

С 2018 года практически во всех феде­ральных округах проходили межведом­ственные совещания, возглавляемые Ге­неральной прокуратурой. Такая практика дала хороший результат: везде были созда­ны рабочие группы по противодействию мошенничеству. Для нас это совершенно необходимый инструмент в ситуации, когда в каждом регионе России есть свои особенности, связанные со страховым мошенничеством.

Конечно, не все региональные группы работают одинаково эффективно. Часто бывает сложно выделить лидера в ре­гионе — у многих страховщиков на это просто нет времени. ВСС сегодня стара­ется эти моменты отлаживать.

 

Мы создали БСИ. Пока оно покрывает только каско и ДСГО. Но мы стали выявлять двойное страхование, страхование тотальных ТС, выявлять лиц или транспортное средство, которые обращаются по страховым событиям больше трех раз за год, несколько сверхкрупных выплат в течение действия договора и др.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…