СТРАХОВАНИЕ: ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Данилов Дмитрий

Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ

СТРАХОВАНИЕ: ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Одна из задач Генеральной прокуратуры Российской Федерации — надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе на финансовом рынке. Подробнее об актуальных проблемах и фокусе внимания в сфере страхования рассказывает Дмитрий Данилов, начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ.

Современные страховые технологии: Расскажите, пожалуйста, чем занимается Главное управление по надзору за испол­нением федерального законодательства Генпрокуратуры — такое широкопро­фильное подразделение?

Дмитрий Данилов

Дмитрий Данилов
Начальник Главного управления
по надзору за исполнением федерального
законодательства Генеральной
прокуратуры РФ

Дмитрий Данилов: Действительно, как Вы верно отметили, работа прокуроров по линии общего надзора универсальна. В составе Главка функционируют шесть отдельных управлений по ключевым специализациям, в том числе управле­ние по надзору за исполнением зако­нов в сфере экономики и, в частности, на финансовом рынке. Спектр реализу­емых полномочий прокуроров самый разнообразный — от проведения проку­рорских проверок, внесения актов про­курорского реагирования, привлечения виновных к административной ответ­ственности до судебного оспаривания сделок, нормативных и ненормативных правовых актов, инициирования зако­нодательных изменений и участия в их экспертной проработке.

Говоря предметно о прокурорском надзо­ре за финансовыми организациями, следу­ет отметить, что оказание страховых услуг, пожалуй, один из самых социально чув­ствительных сегментов, в котором велики соблазны для злоупотреблений со стороны как страховщиков, так и страхователей, выгодоприобретателей.

ССТ: Как Вы в целом оцениваете уровень мошенничества и прочих недо­бросовестных действий в сфере страхо­вания?

Д. Д.: Преступность в сфере страхования по-прежнему остается достаточно распро­страненным явлением, хотя в истекшем году и наблюдалось практически 30-про­центное снижение числа сообщений о фак­тах страховых мошенничеств: с 9 тысяч в 2021 году до 6,5 тысяч в 2022 году. Наи­большее число таких «сигналов» регистри­ровалось в Республике Дагестан, Новоси­бирской области и Краснодарском крае. По всей стране возбуждено более тысячи уголовных дел.

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации для борьбы с такого рода противоправной деятельностью со­вместно с правоохранительными органами и подразделениями безопасности страхо­вых организаций выработана эффективная тактика проведения мероприятий при реализации злоумышленниками типовых мошеннических схем, в том числе в сфере автогражданской ответственности.

Нередко правонарушения удается выяв­лять в ходе мониторинга СМИ. Например, во Владивостоке по результатам проверки прокуратурой публикаций в сети Интернет в следственный орган направлены мате­риалы для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, причастных к инсце­нировке дорожно-транспортных происше­ствий. Возбуждено и расследуется уголов­ное дело о мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере. Установлено, что трое фигурантов уголовного дела, являющихся родствен­никами, спровоцировали не менее 62 так называемых автоподстав с использованием принадлежащих им автомобилей, чтобы впоследствии обратиться в страховые ком­пании для незаконного получения страхо­вых возмещений.

ССТ: В продолжение темы автострахова­ния, по Вашему мнению, как обстоят дела с выплатами потерпевшим по ОСАГО с учетом возросшей стоимости комплек­тующих изделий?

Д. Д.: Размер выплаты по ОСАГО опре­деляется с использованием справочни­ков средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ, которые актуализируются Российским союзом автостраховщиков не реже четырех раз в год с учетом изменений цен на комплек­тующие. В 2018–2022 годах наблюдается стабильное увеличение объема выплат потерпевшим по ОСАГО со 142 млрд до 151 млрд руб.

Как уже отмечалось, год назад сегмент ОСАГО столкнулся с серьезным ростом средней страховой выплаты, вызванным подорожанием запасных частей на фоне возникшего дефицита и повышения общего уровня цен в связи с внешнеэконо­мической и политической ситуацией. По итогам 2022 года средняя выплата превы­сила 75 тыс. руб., что на 7 % больше, чем в 2021 году.

ССТ: Профессиональное сообщество страховщиков внесло предложение об ис­пользовании для восстановительного ре­монта транспортных средств по ОСАГО бывших в употреблении комплектующих изделий. Как к нему относится Генпроку­ратура?

Д. Д.: Это предложение высказывалось в качестве одного из вариантов решения проблемы, связанной с имеющимся дефи­цитом на рынке оригинальных запчастей и их аналогов. Однако в силу отсутствия понятного и эффективного механизма обе­спечения безопасности дорожного движе­ния при использовании таких деталей нами оно не поддерживается. Тут нужно учесть несколько аспектов.

Во-первых, каждое решение об исполь­зовании бывшей в употреблении детали потребует независимой экспертной оценки в части ее технического состояния, уста­новления ранее произведенных ремонтных воздействий и возможности ее безопас­ного использования на дорогах общего пользования. Обеспечение такой оценки потребует от страховщиков и станций тех­нического обслуживания дополнительных временных и финансовых затрат. Поэто­му не все так просто даже с точки зрения интересов страховых компаний и нужно учитывать возможные коммерческие риски, связанные с реализацией данного предложения.

Во-вторых, использование бывших в употреблении деталей при восстанови­тельном ремонте транспортного средства без согласия потерпевшего, по нашему мнению, существенно увеличит количество споров по вопросам качества как фактиче­ски установленных запчастей, так и самого ремонта в целом. Учитывая, что в пода­вляющем большинстве случаев бывшие в употреблении детали имеют эксплуатаци­онные, и не только, дефекты, предложение об исключении согласия потерпевшего на использование бывших в употреблении деталей в настоящее время представляется слабо аргументированным.

Как видите, даже при первом приближе­нии решение данного вопроса не представ­ляется таким очевидным и однозначным.

ССТ: Вы говорили о законодательных предложениях, которые прорабатыва­ет возглавляемое Вами подразделение. Планируются ли инициативы в сфере страхования?

Д. Д.: Конечно, многие аспекты оказания финансовых услуг населению требуют правовых решений, страхование — не ис­ключение. В рамках сегодняшней бесе­ды, вряд ли получится все перечислить. Я упомяну только недавно обсуждавшийся вопрос о страховании военнослужащих. В 2022 году по результатам проверки, проведенной по поручению Генерального прокурора РФ на основании материалов Счетной палаты, выявлены многочислен­ные факты принятия страховщиками ре­шений об отказе в выплате страховых сумм без судебного решения, устанавливающего отсутствие связи страхового случая с алко­гольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.

Мы сформировали фактуру по этой исто­рии и подготовили информацию о необ­ходимости принятия мер по обеспечению совершенствования законодательства в данной области правоотношений, в том числе в целях предупреждения нарушений социальных прав граждан. Дальше прора­боткой предложений занимались коллеги из Минфина России, Генеральная прокура­тура обеспечивала контроль и необходи­мую информационную подпитку.

По итогам совместной работы подготов­лен проект федерального закона № 155123-8 «О внесении изменений в ста­тью 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ», предусматривающий возмож­ность приостановления срока для при­нятия решения о выплате при наличии спора о праве на получение страховых выплат. Такая опция позволит исключить необходимость автоматических отказов в выплате по истечении 15-суточного срока. Насколько я знаю, сейчас он принят в первом чтении Государственной Думой.

ССТ: На каких основных общественно значимых вопросах в сфере страхования Ваше подразделение сегодня фокусирует внимание?

Д. Д.: На самом деле проблем действи­тельно много. Вы сами хорошо знаете, как динамично меняется финансовый рынок, в том числе и страховой сектор. Многие из тех трудностей, которые возникали в финансовой сфере в течение последнего года, уже удалось разрешить.

Фокусируясь на социально острых и си­стемных проблемах, связанных со стра­ховой тематикой, я бы обратил внимание на предлагаемые населению высокори­скованные страховые продукты, в первую очередь имею в виду инвестиционное страхование жизни. Дистрибуцией такого рода предложений страховые компании занимаются, как правило, через банки, презентующие подобные страховые услуги в качестве более выгодной альтернативы классическому вкладу. При этом зача­стую их «покупателями» становятся лица из социально незащищенных категорий, включая пенсионеров, приносящих для сбережения свое последнее, что называ­ется «похоронные» деньги. Случается, что ожидания по выплатам не оправдываются и люди остаются даже в убытках.

Когда мы говорим о профессиональных участниках рынка, понимающих свои риски, такие последствия выглядят вполне естественно, но в отношении пенсионеров, просто пожилых или же финансово негра­мотных людей такая практика не кажется приемлемой. При этом банки и страховые компании могли бы постараться более внимательно и разборчиво относиться к продвижению такого рода страховых продуктов.

На наш взгляд, целесообразно воздержи­ваться от предложения страхового инве­стирования лицам, не обладающим опытом финансовой деятельности. Надеюсь, стра­ховые компании также могут найти резоны для того, чтобы стать более совершенными и аккуратными в маркетинге своих предло­жений.

Год назад сегмент ОСАГО столкнулся с серьезным ростом средней страховой выплаты, вызванным подорожанием запасных частей на фоне возникшего дефицита и повышения общего уровня цен в связи с внешнеэкономической и политической ситуацией.

По итогам 2022 года средняя выплата превысила

75 тыс. руб.,

что на 7 % больше, чем в 2021 году.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…