• 16 декабря, 2023
  • 42

НАВСТРЕЧУ «СЕРЕБРЯНОМУ ПОКОЛЕНИЮ»

Щекланов Евгений

Управляющий директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни»

НАВСТРЕЧУ «СЕРЕБРЯНОМУ ПОКОЛЕНИЮ»

Доля пожилых людей в нашем обществе растет и делает все более актуальной проблему обеспечения долгосрочного ухода. О том, как страховщики жизни могут поучаствовать в будущей системе долговременного ухода, мы поговорили с управляющим директором СберСтрахование жизни Евгением Щеклановым.

ССТ: В страховом сообществе обсужда­ется возможность включения страховщи­ков жизни в государственную программу долгосрочных сбережений. Почему бы эти деньги не использовать для постро­ения системы долговременного ухода — можно было бы связать одну программу с другой?

Евгений Щекланов: Чтобы механизм долговременного ухода в России эффек­тивно функционировал, он должен стоять на нескольких опорах. Первая опора — это государственная система. Свое участие мы видим в создании второй базовой опо­ры — негосударственной системы.

ССТ: Как будет работать такая система?

Е. Щ.: Страховщик продает полис, в перечень рисков которого включен риск долговременного ухода. При наступлении страхового случая страховщик обеспечи­вает этот уход разными способами. Самый понятный — это оплата помощника по уходу, сиделки. Другой вариант — обустройство специализированных центров для круглосуточного или дневного пребы­вания человека, нуждающегося в уходе.

Это очень похоже на оказание медицин­ской помощи, которая может предостав­ляться как в рамках ОМС, так и на платной основе — через частные клиники и ДМС. Эти варианты достаточно гармонично соче­таются друг с другом и динамично развива­ются. Но чтобы система долговременного ухода начала создаваться, нужны законода­тельные условия.

ССТ: Требуется ли при этом государ­ственный контроль?

Е. Щ.: В государственной системе ча­сто используется метод лицензирования, которое призвано гарантировать необхо­димое качество предоставляемых услуг. То есть, помощники по уходу могут работать на основании лицензии. Только прошедшие обучение квалифицированные специали­сты получают доступ к государственным деньгам и могут оказывать услуги, финан­сируемые государством.

В частных структурах совсем другая история. У страховщиков есть лицензия на страхование жизни, и они несут ответ­ственность за качество оказываемых услуг. Поэтому важно создание условий, при которых бизнес сможет вести экономиче­ски обусловленную деятельность.

Чтобы механизм долговременного ухода в России эффективно функционировал, он должен стоять на нескольких опорах. Первая опора — это государственная система. Свое участие мы видим в создании второй базовой опоры — негосударственной системы.

ССТ: Почему страховщики не могут использовать подготовленный персонал из государственной системы долговремен­ного ухода?

Е. Щ.: Использовать персонал из госу­дарственной системы или готовить сво­их — это должен быть свободный выбор страховщиков. Кто-то захочет использовать государственную систему, кто-то захочет построить свою. Не вижу необходимости вводить ограничения в этой области.

ССТ: Если говорить о центрах пребыва­ния людей, нуждающихся в долгосрочном уходе, могут ли страховщики строить их за счет своих резервов?

Е. Щ.: Более того, это необходимо. Вся система будет работать, когда появится бизнес-интерес и возникнет оборачивае­мость капитала. Инвестирование основ­ных средств в здания и инфраструктуру, по сути, является необходимым. Если у страховщиков такой возможности нет, то возникнет необходимость искать альтернативные способы инвестирования в строительство таких объектов. А это усложняет и удорожает решение вопроса.

Если страховщики получают от клиентов страховые взносы, формируют страховые резервы и направляют их затем на строи­тельство клиник и санаториев для людей, которым требуется долговременный уход и которые застрахованы по нашим поли­сам, — такая бизнес-модель вполне работо­способна.

ССТ: У ряда страховщиков есть свои медицинские центры. Можно ли на их базе начать программы предоставления долгосрочного ухода?

Е. Щ.: Система ДМС в России работа­ет эффективно в комплексе с другими страховыми продуктами. При этом далеко не все компании, которые занимаются ДМС, могут позволить себе собственную систему лечебных учреждений. Чтобы была мотивация развивать бизнес, нужны понятные и прозрачные механизмы сти­мулирования — налоговые преференции и освобождение от различных социальных взносов.

Если страховщики получают от клиентов страховые взносы, формируют страховые резервы и направляют их затем на строительство клиник и санаториев для людей, которым требуется долговременный уход и которые застрахованы по нашим полисам — такая бизнес-модель вполне работоспособна.

Сейчас страховщики могут инвестировать средства в создание инфраструктуры для системы долгосрочного ухода исключи­тельно из чистой прибыли. Найти средства можно, другой вопрос — зачем коммерче­ским организациям это делать? Если у нас не будет возможности организовать спрос на услугу, то все ресурсы будут потрачены напрасно. Для запуска программ по стра­хованию на случай долговременного ухода необходима комплексная поддержка со сто­роны государства.

ССТ: Могут ли страховщики оплачи­вать долгосрочный уход периодическими денежными выплатами? А клиент уже сам решит, на что потратить эти деньги…

Е. Щ.: Наш новый тренд — замена денеж­ных выплат на натуральную форму помо­щи и обеспечение потребностей человека, попавшего в трудную жизненную ситуа­цию, в том числе через долговременный уход.

ССТ: Как сделать первый шаг, чтобы начать развитие этого сервиса?

Е. Щ.: Прежде всего, нужно изучить ситуацию с налогами. Главный стимул для страховщиков — возможность инве­стировать в строительство медицинских центров и инфраструктуру долгосрочного ухода именно из резервов, а не из чистой прибыли. Ведь это не благотворительность, а инвестирование с целью получения дальнейшей прибыли. Если у нас появится такой способ вложений, который снизит наш налог на прибыль, то для многих стра­ховщиков такое направление развития биз­неса станет интересным. Особенно для тех, у кого уже выстроена система ДМС и есть опыт работы с медицинскими центрами.

Возможно, эту задачу можно решить через создание государственно-частного партнерства. Тогда государство будет определять условия и требования к страховым программам, а страховщики могут в них участвовать, в том числе используя страховые резервы на строительство и финансирование центров долговременного ухода в рамках государственной программы.

Приходит на память история с телемеди­циной. Изначально ею занимались только энтузиасты, а теперь посмотрите — во мно­гих удаленных населенных пунктах телеме­дицина предоставляется как государствен­ная услуга. Но без поддержки государства и масштабирования на всей территории России телемедицина не получила бы ши­рокого развития.

ССТ: Получается, первым шагом должна стать заинтересованность государства в выращивании коммерческой опоры системы долговременного ухода?

Е. Щ.: Прежде всего, необходим запрос к страховщикам от государства. Повестка создания коммерческих центров долговре­менного ухода пока даже не обсуждается.

Возможно, эту задачу можно решить через создание государственно-частного пар­тнерства. Тогда государство будет опреде­лять условия и требования к страховым программам, а страховщики могут в них участвовать, в том числе используя стра­ховые резервы на строительство и финан­сирование центров долговременного ухода в рамках государственной программы. В таком случае собирается неплохой кон­структор: с одной стороны, есть поддержка государства в виде бюджетного финансиро­вания и потока потенциальных клиентов, с другой — страховщик сможет продавать эту опцию в своих страховых продуктах.

Похожие статьи

Жители Новосибирской области и Красноярского края активнее всего страхуются…

Россияне оформили более 80 тыс. полисов «Защита от клеща» за январь-апрель 2024 г. Это в три раза больше, чем за аналогичный…

СберСтрахование урегулирует убытки от пожаров в Иркутской области в…

СберСтрахование в упрощённом порядке урегулирует убытки клиентов, имущество которых пострадало от пожаров в Иркутской области.

Клиенты СберСтрахования получат комплект устройств умного дома от Sber…

СберСтрахование запустила акцию «Умный дом под защитой» для жителей Москвы. При оформлении полиса «Защита на любой случай», клиенты компании получат устройства…