• 16 декабря, 2023
  • 132

РОССИЯ — ТЕРРИТОРИЯ ЗАБОТЫ. О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

Баталина Ольга

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

РОССИЯ — ТЕРРИТОРИЯ ЗАБОТЫ. О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

Перспективы развития в России системы долговременного ухода на VI Всероссийском форуме «Россия — территория заботы» в октябре 2023 года представила Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Перспективы развития в России системы долговременного ухода на VI Всероссий­ском форуме «Россия — территория забо­ты» в октябре 2023 года представила Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Выступая перед участниками форума, Ольга Баталина отметила, что типовая модель системы долговременного ухода в России появилась в сентябре 2020 года, когда участниками пилотного проекта стали 8 регионов. Их число наращивалось поэтапно, чтобы можно было опробо­вать разные технологии, разные подхо­ды и выбрать лучшие. Сегодня модель долговременного ухода — досконально проработанный объемный документ с огромным количеством приложений, с детализацией буквально каждого шага, а к работе над документом присоедини­лись специалисты Министерства здраво­охранения, и с 1 сентября 2023 года си­стема вошла во все субъекты Российской Федерации.

«Каждый из нас может оказаться в ситуации с близким человеком, который вдруг в силу состояния здоровья, перенесенной операции, каких-то других жизненных событий стал постоянно нуждаться в помо­щи. Еще вчера он в ней не нуждался, и мы спокойно планировали свою жизнь. Воспитывали детей, ходили на работу и понимали, что наш близ­кий родственник спокойно находится дома. Мы могли с ним созвониться вечером и навестить его в выходные, но не нужно сидеть у его постели, не нужно ухаживать за ним каждый час. Однако изменилась жизненная ситуация, и человек утратил способ­ность к самообслуживанию. Вопрос о том, как ему помочь, возникает не у него, а у нас с вами».

Чтобы написать типовую модель, нуж­но было взять опыт других стран. В мире более 70 стран, которые в том или ином виде развивают систему долговременного ухода. Российским разработчикам важно было понять, что из этого опыта подходит для нашей действительности — с учетом особенностей пожилых людей, масштабов страны, бюджетной системы и многих дру­гих факторов.

По мнению Ольги Баталиной, огромный клубок проблем в масштабах нашей страны требует государственного разрешения, а не приспособления каждой конкретной семьи к этой изменившейся жизненной ситуации. Всерьез на этот общественный запрос, который будет расти из-за старения населения, отвечает только система долго­временного ухода.

На 1 января 2023 по данным ГИС ФРИ

КОМУ НУЖЕН ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ УХОД?

Цель системы долговременного ухода — повышение качества и продолжительности жизни людей, за которыми долговремен­ный уход осуществляется. Экономия ресур­сов в системе здравоохранения — просто хороший побочный эффект, отметила в своем выступлении Ольга Баталина.

Все инвалиды старше 18 лет и пожилые граждане старше 65 лет подразделены на две группы — нуждающиеся в постоян­ном постороннем уходе, и не нуждающиеся в нем. Это не значит, что второй группе совсем ничего не надо — возможно, им не­обходимы социальные услуги на дому или другая помощь.

Граждане, которые признаются нуждаю­щимися в постоянном постороннем уходе, подразделяются на три уровня нуждае­мости в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию. Третий уровень нуждаемости — практически полная утрата способности к самообслу­живанию.

Однако социальные услуги могут быть не только замещающими, но и ассистив­ными. Минтруда считает задачей ухода развивать те возможности человека, которые в нем еще сохранены, не дать им угаснуть.

В рамках развития системы долгосрочно­го ухода проводится оценка нуждаемости граждан в социальных услугах, чтобы затем был назначен пакет социальных услуг. Сейчас в комплекс входит 50 ассистивных и замещающих социальных услуг. Для каж­дого человека в зависимости от его нуждае­мости формируется индивидуальный пакет, который измеряется в часах ухода. На третьем уровне нуждаемости — до 28 часов ухода по индивидуальному графику в не­делю, на втором — до 21 часа, на первом — до 14 часов.

ЗАДАЧА — КАЧЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Успех реализации системы долговремен­ного ухода во многом зависит от слажен­ного взаимодействия социальных служб и системы здравоохранения. На помощь должна прийти шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ), адресованная вра­чам-терапевтам.

Работники социальной сферы не имеют доступа к медицинской документации, но можно использовать весь массив знаний, которым обладает система здравоохране­ния, при дальнейшем назначении социаль­ного пакета. Для социальных работников единственной верифицированной инфор­мацией будет рекомендация врача-терапев­та, основанная на его знании о состоянии этого человека. Поэтому министерствам предстоит методически отработать этот блок, чтобы он не зависел от объективности рассмотрения конкретного терапевта.

«Качество рекомендаций по уходу, их понятность, про­стота и полнота будут иметь ключевое значение. Нам нужно стандартизированные, полные и качественные рекомендации терапевтов».

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ ПО ШМР

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ ПО ШМР

Важная роль в новой системе отводится помощникам по уходу — это работники социальной сферы, с новыми профессио­нальными стандартами. Для них разработа­на образовательная программа повышения квалификации, которую проходит каждый помощник по уходу перед тем, как присту­пит к работе. Обучение проходит в реги­онах страны только на базе медицинских образовательных организаций, на кафедрах сестринского ухода. Потому что помощник должен хорошо понимать, что такое соци­ально-медицинский уход, быть готовым к оценке изменения состояния здоровья человека, за которым он ухаживает. По­мощники по уходу в новых регионах тоже подключились к пилотированию системы долгосрочного ухода.

Подготовленный помощник по уходу мо­жет, например, проводить мониторинговые мероприятия: измерять давление, темпе­ратуру по запросу терапевта или среднего медперсонала и затем размещать результа­ты манипуляций в информационно-меди­цинской системе.

В качестве примера взаимо­действия социальных служб и здравоохранения Ольга Баталина привела Кировскую область. Здесь создан отдель­ный модуль «Долговременный уход», доступ к которому име­ют и система здравоохранения, и службы социального обслуживания. Рекомендации шкалы реабилитационной маршрутизации размещаются в медицинской информа­ционной системе (МИС), откуда органы соцобслуживания их и получают.

«Очень важно, что мы не только постоянно держим под мони­торингом состояние здоровья и обеспечиваем уход человеку, зная о его хронических заболеваниях. Уход отчасти профилактирует их развитие, обеспечивает по­стоянную лекарственную тера­пию — не секрет, что пожилые люди самостоятельно не всегда постоянно принимают лекарства. Помощник по уходу это делает ре­гулярно. Этот комплекс мероприя­тий в целом приводит к значимым эффектам».

Еще одна задача взаимодействия соци­ального и медицинского блока выявлена во время проведения экспертной оценки нуждаемости инвалидов и пожилых лю­дей. Речь о проведении диспансеризации на дому для тех, кто получает долговремен­ный уход. Оценка выявила людей, которые долго не проходили диспансеризацию, в частности — прикованные к постели. До таких пациентов система здравоохранения проактивно не дошла, а сами они в силу своего состояния никуда не обращались. Нормативно возможность диспансериза­ции на дому урегулирована, но на практике проводится не всегда.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСТАВЩИКАХ И ПОЗИТИВНЫХ ЭФФЕКТАХ

Отдельное внимание в своем выступлении Ольга Баталина уделила очень важному во­просу: выбору поставщика. Под поставщи­ками услуг подразумеваются организации, в которых работают помощники по уходу, и, как правило, речь идет о государствен­ной системе социального обслуживания. Но, и это очень важно, предоставлять услуги по уходу могут и негосударственные организации, например, медицинские, если в них будут работать помощники по уходу.

Что касается эффекта от развития систе­мы долговременного ухода, Ольга Баталина считает, что его почувствует и сам человек, за которым ухаживают, и его родственник. Когда назначается внешний помощник по уходу, у родственника, который это делал раньше, появляется возможность хотя бы частично вернуться к трудовой занятости.

Важно отметить, что и сам родственник, ухаживающий за пожилым или инвалидом, может стать официальным помощником по уходу и трудоустроиться в систему соци­ального обслуживания. Он может пройти обучение и осуществлять уход при условии контроля за своей деятельностью — теперь уже как работника соцобслуживания.

Другая составляющая системы долговре­менного ухода — обеспечение техническими средствами реабилитации, а также услуги для людей, сохраняющих мобильность.

Во всех регионах сформированы про­катные пункты технических средств реабилитации (ТСР), которые не входят в федеральный перечень. Для инва­лидов по индивидуальной программе реабилитации прописаны технические средства, которые предоставляет социаль­ный фонд. Прокат важен, если человеку еще не установлена инвалидность, а де­фицит у него уже есть. Или это пожилой человек без инвалидности, но дефицит у него тоже есть.

«Государство, по сути, оплачивает услугу предоставления долговремен­ного ухода как государственному, так и негосударственному поставщи­ку. По мере масштабирования, развития этого проекта, по мере расши­рения охвата граждан долговременным уходом, я думаю, у нас в стране появится целая индустрия по оказанию качественного долговременного ухода, работающая не только с государственными, как это есть сейчас, но и с негосударственными организациями».

Самым активным спросом в пунктах проката пользуются многофункциональная кровать и противопролежневый матрас, а не инвалидная коляска. Они достаточно дороги для отдельно взятой семьи: даже кровать с механическим подъемником, а не электроприводом, стоит не менее 30–40 тыс. руб., плюс необходимо купить матрас и специализированную подуш­ку, приспособления для мытья головы в кровати, для позиционирования и многое другое. Такие расходы обычная семья позволить себе не может, а некоторые предметы покупать нецелесообразно — они нужны на какой-то ограниченный период.

Наконец, Минтруд планирует развивать центры дневного пребывания, о чем также сказала Ольга Баталина. Для их организа­ции необходима материальная структура. В центрах, особенно для людей с менталь­ными особенностями или деменцией, очень важно проводить развивающие меропри­ятия, чтобы поддерживать когнитивные способности, активное состояние и здо­ровье человека, насколько это возможно. Создавать центры планируется по мере появления инфраструктурной возможно­сти, чтобы можно было на несколько часов привести сюда человека для реабилитации.

В системе долговременного ухода термина «сиделка» нет. У нас работают помощники по ходу, но дело не в том, как правильно назвать человека, а в том, что он должен делать.

«За проектом — будущее. Он, конечно, зависит от человеческого фак­тора, от включенности: всегда, когда помощь оказывается человеком человеку, много субъективизма, возможных отклонений в ту или другую сторону. Невозможно все стандартизировать. Но от вовлечен­ности системы здравоохранения, конечно, зависит эффект системы долговременного ухода в целом».

Похожие статьи

В Москве прошел Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса»

В Москве прошел Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового…

24 и 25 апреля в Москве состоялся Всероссийский форум «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса». Мероприятие объединило на одной площадке ведущих андеррайтеров,…

Зетта Страхование стала генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и…

Группа «Зетта Страхование» продолжает поддерживать профессиональное сообщество андеррайтеров и выступает генеральным партнером Всероссийского форума «Андеррайтинг и развитие страхового бизнеса — 2025», который состоится…
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным…

Данный документ был принят во исполнение методических рекомендаций Банка России по управлению  финансовым продуктом.