• 16 декабря, 2023
  • 45

РОССИЯ — ТЕРРИТОРИЯ ЗАБОТЫ. О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

Баталина Ольга

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

РОССИЯ — ТЕРРИТОРИЯ ЗАБОТЫ. О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

Перспективы развития в России системы долговременного ухода на VI Всероссийском форуме «Россия — территория заботы» в октябре 2023 года представила Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Перспективы развития в России системы долговременного ухода на VI Всероссий­ском форуме «Россия — территория забо­ты» в октябре 2023 года представила Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Выступая перед участниками форума, Ольга Баталина отметила, что типовая модель системы долговременного ухода в России появилась в сентябре 2020 года, когда участниками пилотного проекта стали 8 регионов. Их число наращивалось поэтапно, чтобы можно было опробо­вать разные технологии, разные подхо­ды и выбрать лучшие. Сегодня модель долговременного ухода — досконально проработанный объемный документ с огромным количеством приложений, с детализацией буквально каждого шага, а к работе над документом присоедини­лись специалисты Министерства здраво­охранения, и с 1 сентября 2023 года си­стема вошла во все субъекты Российской Федерации.

«Каждый из нас может оказаться в ситуации с близким человеком, который вдруг в силу состояния здоровья, перенесенной операции, каких-то других жизненных событий стал постоянно нуждаться в помо­щи. Еще вчера он в ней не нуждался, и мы спокойно планировали свою жизнь. Воспитывали детей, ходили на работу и понимали, что наш близ­кий родственник спокойно находится дома. Мы могли с ним созвониться вечером и навестить его в выходные, но не нужно сидеть у его постели, не нужно ухаживать за ним каждый час. Однако изменилась жизненная ситуация, и человек утратил способ­ность к самообслуживанию. Вопрос о том, как ему помочь, возникает не у него, а у нас с вами».

Чтобы написать типовую модель, нуж­но было взять опыт других стран. В мире более 70 стран, которые в том или ином виде развивают систему долговременного ухода. Российским разработчикам важно было понять, что из этого опыта подходит для нашей действительности — с учетом особенностей пожилых людей, масштабов страны, бюджетной системы и многих дру­гих факторов.

По мнению Ольги Баталиной, огромный клубок проблем в масштабах нашей страны требует государственного разрешения, а не приспособления каждой конкретной семьи к этой изменившейся жизненной ситуации. Всерьез на этот общественный запрос, который будет расти из-за старения населения, отвечает только система долго­временного ухода.

На 1 января 2023 по данным ГИС ФРИ

КОМУ НУЖЕН ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ УХОД?

Цель системы долговременного ухода — повышение качества и продолжительности жизни людей, за которыми долговремен­ный уход осуществляется. Экономия ресур­сов в системе здравоохранения — просто хороший побочный эффект, отметила в своем выступлении Ольга Баталина.

Все инвалиды старше 18 лет и пожилые граждане старше 65 лет подразделены на две группы — нуждающиеся в постоян­ном постороннем уходе, и не нуждающиеся в нем. Это не значит, что второй группе совсем ничего не надо — возможно, им не­обходимы социальные услуги на дому или другая помощь.

Граждане, которые признаются нуждаю­щимися в постоянном постороннем уходе, подразделяются на три уровня нуждае­мости в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию. Третий уровень нуждаемости — практически полная утрата способности к самообслу­живанию.

Однако социальные услуги могут быть не только замещающими, но и ассистив­ными. Минтруда считает задачей ухода развивать те возможности человека, которые в нем еще сохранены, не дать им угаснуть.

В рамках развития системы долгосрочно­го ухода проводится оценка нуждаемости граждан в социальных услугах, чтобы затем был назначен пакет социальных услуг. Сейчас в комплекс входит 50 ассистивных и замещающих социальных услуг. Для каж­дого человека в зависимости от его нуждае­мости формируется индивидуальный пакет, который измеряется в часах ухода. На третьем уровне нуждаемости — до 28 часов ухода по индивидуальному графику в не­делю, на втором — до 21 часа, на первом — до 14 часов.

ЗАДАЧА — КАЧЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Успех реализации системы долговремен­ного ухода во многом зависит от слажен­ного взаимодействия социальных служб и системы здравоохранения. На помощь должна прийти шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ), адресованная вра­чам-терапевтам.

Работники социальной сферы не имеют доступа к медицинской документации, но можно использовать весь массив знаний, которым обладает система здравоохране­ния, при дальнейшем назначении социаль­ного пакета. Для социальных работников единственной верифицированной инфор­мацией будет рекомендация врача-терапев­та, основанная на его знании о состоянии этого человека. Поэтому министерствам предстоит методически отработать этот блок, чтобы он не зависел от объективности рассмотрения конкретного терапевта.

«Качество рекомендаций по уходу, их понятность, про­стота и полнота будут иметь ключевое значение. Нам нужно стандартизированные, полные и качественные рекомендации терапевтов».

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ ПО ШМР

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ ПО ШМР

Важная роль в новой системе отводится помощникам по уходу — это работники социальной сферы, с новыми профессио­нальными стандартами. Для них разработа­на образовательная программа повышения квалификации, которую проходит каждый помощник по уходу перед тем, как присту­пит к работе. Обучение проходит в реги­онах страны только на базе медицинских образовательных организаций, на кафедрах сестринского ухода. Потому что помощник должен хорошо понимать, что такое соци­ально-медицинский уход, быть готовым к оценке изменения состояния здоровья человека, за которым он ухаживает. По­мощники по уходу в новых регионах тоже подключились к пилотированию системы долгосрочного ухода.

Подготовленный помощник по уходу мо­жет, например, проводить мониторинговые мероприятия: измерять давление, темпе­ратуру по запросу терапевта или среднего медперсонала и затем размещать результа­ты манипуляций в информационно-меди­цинской системе.

В качестве примера взаимо­действия социальных служб и здравоохранения Ольга Баталина привела Кировскую область. Здесь создан отдель­ный модуль «Долговременный уход», доступ к которому име­ют и система здравоохранения, и службы социального обслуживания. Рекомендации шкалы реабилитационной маршрутизации размещаются в медицинской информа­ционной системе (МИС), откуда органы соцобслуживания их и получают.

«Очень важно, что мы не только постоянно держим под мони­торингом состояние здоровья и обеспечиваем уход человеку, зная о его хронических заболеваниях. Уход отчасти профилактирует их развитие, обеспечивает по­стоянную лекарственную тера­пию — не секрет, что пожилые люди самостоятельно не всегда постоянно принимают лекарства. Помощник по уходу это делает ре­гулярно. Этот комплекс мероприя­тий в целом приводит к значимым эффектам».

Еще одна задача взаимодействия соци­ального и медицинского блока выявлена во время проведения экспертной оценки нуждаемости инвалидов и пожилых лю­дей. Речь о проведении диспансеризации на дому для тех, кто получает долговремен­ный уход. Оценка выявила людей, которые долго не проходили диспансеризацию, в частности — прикованные к постели. До таких пациентов система здравоохранения проактивно не дошла, а сами они в силу своего состояния никуда не обращались. Нормативно возможность диспансериза­ции на дому урегулирована, но на практике проводится не всегда.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСТАВЩИКАХ И ПОЗИТИВНЫХ ЭФФЕКТАХ

Отдельное внимание в своем выступлении Ольга Баталина уделила очень важному во­просу: выбору поставщика. Под поставщи­ками услуг подразумеваются организации, в которых работают помощники по уходу, и, как правило, речь идет о государствен­ной системе социального обслуживания. Но, и это очень важно, предоставлять услуги по уходу могут и негосударственные организации, например, медицинские, если в них будут работать помощники по уходу.

Что касается эффекта от развития систе­мы долговременного ухода, Ольга Баталина считает, что его почувствует и сам человек, за которым ухаживают, и его родственник. Когда назначается внешний помощник по уходу, у родственника, который это делал раньше, появляется возможность хотя бы частично вернуться к трудовой занятости.

Важно отметить, что и сам родственник, ухаживающий за пожилым или инвалидом, может стать официальным помощником по уходу и трудоустроиться в систему соци­ального обслуживания. Он может пройти обучение и осуществлять уход при условии контроля за своей деятельностью — теперь уже как работника соцобслуживания.

Другая составляющая системы долговре­менного ухода — обеспечение техническими средствами реабилитации, а также услуги для людей, сохраняющих мобильность.

Во всех регионах сформированы про­катные пункты технических средств реабилитации (ТСР), которые не входят в федеральный перечень. Для инва­лидов по индивидуальной программе реабилитации прописаны технические средства, которые предоставляет социаль­ный фонд. Прокат важен, если человеку еще не установлена инвалидность, а де­фицит у него уже есть. Или это пожилой человек без инвалидности, но дефицит у него тоже есть.

«Государство, по сути, оплачивает услугу предоставления долговремен­ного ухода как государственному, так и негосударственному поставщи­ку. По мере масштабирования, развития этого проекта, по мере расши­рения охвата граждан долговременным уходом, я думаю, у нас в стране появится целая индустрия по оказанию качественного долговременного ухода, работающая не только с государственными, как это есть сейчас, но и с негосударственными организациями».

Самым активным спросом в пунктах проката пользуются многофункциональная кровать и противопролежневый матрас, а не инвалидная коляска. Они достаточно дороги для отдельно взятой семьи: даже кровать с механическим подъемником, а не электроприводом, стоит не менее 30–40 тыс. руб., плюс необходимо купить матрас и специализированную подуш­ку, приспособления для мытья головы в кровати, для позиционирования и многое другое. Такие расходы обычная семья позволить себе не может, а некоторые предметы покупать нецелесообразно — они нужны на какой-то ограниченный период.

Наконец, Минтруд планирует развивать центры дневного пребывания, о чем также сказала Ольга Баталина. Для их организа­ции необходима материальная структура. В центрах, особенно для людей с менталь­ными особенностями или деменцией, очень важно проводить развивающие меропри­ятия, чтобы поддерживать когнитивные способности, активное состояние и здо­ровье человека, насколько это возможно. Создавать центры планируется по мере появления инфраструктурной возможно­сти, чтобы можно было на несколько часов привести сюда человека для реабилитации.

В системе долговременного ухода термина «сиделка» нет. У нас работают помощники по ходу, но дело не в том, как правильно назвать человека, а в том, что он должен делать.

«За проектом — будущее. Он, конечно, зависит от человеческого фак­тора, от включенности: всегда, когда помощь оказывается человеком человеку, много субъективизма, возможных отклонений в ту или другую сторону. Невозможно все стандартизировать. Но от вовлечен­ности системы здравоохранения, конечно, зависит эффект системы долговременного ухода в целом».

Похожие статьи

Страховая деятельность в условиях санкционного давления

В апреле 2024 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошла секция «Страховая деятельность в условиях санкционного давления» XIX Международного…

Минфин России вручил благодарности сотрудникам Югории

Высокий уровень профессионализма сотрудников страховой компании Югория и их активное содействие развитию страховой отрасли были отмечены Министерством Финансов РФ.

Всероссийский союз страховщиков отметил высшее руководство «Ингосстраха»

Ежегодно Всероссийский союз страховщиков (ВСС) награждает представителей отрасли за непосредственное содействие развития страхования в России.