- 16 декабря, 2023
- 83
НАВСТРЕЧУ «СЕРЕБРЯНОМУ ПОКОЛЕНИЮ»
Доля пожилых людей в нашем обществе растет и делает все более актуальной проблему обеспечения долгосрочного ухода. О том, как страховщики жизни могут поучаствовать в будущей системе долговременного ухода, мы поговорили с управляющим директором СберСтрахование жизни Евгением Щеклановым.
ССТ: В страховом сообществе обсуждается возможность включения страховщиков жизни в государственную программу долгосрочных сбережений. Почему бы эти деньги не использовать для построения системы долговременного ухода — можно было бы связать одну программу с другой?
Евгений Щекланов: Чтобы механизм долговременного ухода в России эффективно функционировал, он должен стоять на нескольких опорах. Первая опора — это государственная система. Свое участие мы видим в создании второй базовой опоры — негосударственной системы.
ССТ: Как будет работать такая система?
Е. Щ.: Страховщик продает полис, в перечень рисков которого включен риск долговременного ухода. При наступлении страхового случая страховщик обеспечивает этот уход разными способами. Самый понятный — это оплата помощника по уходу, сиделки. Другой вариант — обустройство специализированных центров для круглосуточного или дневного пребывания человека, нуждающегося в уходе.
Это очень похоже на оказание медицинской помощи, которая может предоставляться как в рамках ОМС, так и на платной основе — через частные клиники и ДМС. Эти варианты достаточно гармонично сочетаются друг с другом и динамично развиваются. Но чтобы система долговременного ухода начала создаваться, нужны законодательные условия.
ССТ: Требуется ли при этом государственный контроль?
Е. Щ.: В государственной системе часто используется метод лицензирования, которое призвано гарантировать необходимое качество предоставляемых услуг. То есть, помощники по уходу могут работать на основании лицензии. Только прошедшие обучение квалифицированные специалисты получают доступ к государственным деньгам и могут оказывать услуги, финансируемые государством.
В частных структурах совсем другая история. У страховщиков есть лицензия на страхование жизни, и они несут ответственность за качество оказываемых услуг. Поэтому важно создание условий, при которых бизнес сможет вести экономически обусловленную деятельность.
Чтобы механизм долговременного ухода в России эффективно функционировал, он должен стоять на нескольких опорах. Первая опора — это государственная система. Свое участие мы видим в создании второй базовой опоры — негосударственной системы.
ССТ: Почему страховщики не могут использовать подготовленный персонал из государственной системы долговременного ухода?
Е. Щ.: Использовать персонал из государственной системы или готовить своих — это должен быть свободный выбор страховщиков. Кто-то захочет использовать государственную систему, кто-то захочет построить свою. Не вижу необходимости вводить ограничения в этой области.
ССТ: Если говорить о центрах пребывания людей, нуждающихся в долгосрочном уходе, могут ли страховщики строить их за счет своих резервов?
Е. Щ.: Более того, это необходимо. Вся система будет работать, когда появится бизнес-интерес и возникнет оборачиваемость капитала. Инвестирование основных средств в здания и инфраструктуру, по сути, является необходимым. Если у страховщиков такой возможности нет, то возникнет необходимость искать альтернативные способы инвестирования в строительство таких объектов. А это усложняет и удорожает решение вопроса.
Если страховщики получают от клиентов страховые взносы, формируют страховые резервы и направляют их затем на строительство клиник и санаториев для людей, которым требуется долговременный уход и которые застрахованы по нашим полисам, — такая бизнес-модель вполне работоспособна.
ССТ: У ряда страховщиков есть свои медицинские центры. Можно ли на их базе начать программы предоставления долгосрочного ухода?
Е. Щ.: Система ДМС в России работает эффективно в комплексе с другими страховыми продуктами. При этом далеко не все компании, которые занимаются ДМС, могут позволить себе собственную систему лечебных учреждений. Чтобы была мотивация развивать бизнес, нужны понятные и прозрачные механизмы стимулирования — налоговые преференции и освобождение от различных социальных взносов.
Сейчас страховщики могут инвестировать средства в создание инфраструктуры для системы долгосрочного ухода исключительно из чистой прибыли. Найти средства можно, другой вопрос — зачем коммерческим организациям это делать? Если у нас не будет возможности организовать спрос на услугу, то все ресурсы будут потрачены напрасно. Для запуска программ по страхованию на случай долговременного ухода необходима комплексная поддержка со стороны государства.
ССТ: Могут ли страховщики оплачивать долгосрочный уход периодическими денежными выплатами? А клиент уже сам решит, на что потратить эти деньги…
Е. Щ.: Наш новый тренд — замена денежных выплат на натуральную форму помощи и обеспечение потребностей человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в том числе через долговременный уход.
ССТ: Как сделать первый шаг, чтобы начать развитие этого сервиса?
Е. Щ.: Прежде всего, нужно изучить ситуацию с налогами. Главный стимул для страховщиков — возможность инвестировать в строительство медицинских центров и инфраструктуру долгосрочного ухода именно из резервов, а не из чистой прибыли. Ведь это не благотворительность, а инвестирование с целью получения дальнейшей прибыли. Если у нас появится такой способ вложений, который снизит наш налог на прибыль, то для многих страховщиков такое направление развития бизнеса станет интересным. Особенно для тех, у кого уже выстроена система ДМС и есть опыт работы с медицинскими центрами.
Возможно, эту задачу можно решить через создание государственно-частного партнерства. Тогда государство будет определять условия и требования к страховым программам, а страховщики могут в них участвовать, в том числе используя страховые резервы на строительство и финансирование центров долговременного ухода в рамках государственной программы.
Приходит на память история с телемедициной. Изначально ею занимались только энтузиасты, а теперь посмотрите — во многих удаленных населенных пунктах телемедицина предоставляется как государственная услуга. Но без поддержки государства и масштабирования на всей территории России телемедицина не получила бы широкого развития.
ССТ: Получается, первым шагом должна стать заинтересованность государства в выращивании коммерческой опоры системы долговременного ухода?
Е. Щ.: Прежде всего, необходим запрос к страховщикам от государства. Повестка создания коммерческих центров долговременного ухода пока даже не обсуждается.
Возможно, эту задачу можно решить через создание государственно-частного партнерства. Тогда государство будет определять условия и требования к страховым программам, а страховщики могут в них участвовать, в том числе используя страховые резервы на строительство и финансирование центров долговременного ухода в рамках государственной программы. В таком случае собирается неплохой конструктор: с одной стороны, есть поддержка государства в виде бюджетного финансирования и потока потенциальных клиентов, с другой — страховщик сможет продавать эту опцию в своих страховых продуктах.