- 16 декабря, 2023
- 89
РОССИЯ — ТЕРРИТОРИЯ ЗАБОТЫ. О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА
Перспективы развития в России системы долговременного ухода на VI Всероссийском форуме «Россия — территория заботы» в октябре 2023 года представила Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Перспективы развития в России системы долговременного ухода на VI Всероссийском форуме «Россия — территория заботы» в октябре 2023 года представила Ольга Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Выступая перед участниками форума, Ольга Баталина отметила, что типовая модель системы долговременного ухода в России появилась в сентябре 2020 года, когда участниками пилотного проекта стали 8 регионов. Их число наращивалось поэтапно, чтобы можно было опробовать разные технологии, разные подходы и выбрать лучшие. Сегодня модель долговременного ухода — досконально проработанный объемный документ с огромным количеством приложений, с детализацией буквально каждого шага, а к работе над документом присоединились специалисты Министерства здравоохранения, и с 1 сентября 2023 года система вошла во все субъекты Российской Федерации.
«Каждый из нас может оказаться в ситуации с близким человеком, который вдруг в силу состояния здоровья, перенесенной операции, каких-то других жизненных событий стал постоянно нуждаться в помощи. Еще вчера он в ней не нуждался, и мы спокойно планировали свою жизнь. Воспитывали детей, ходили на работу и понимали, что наш близкий родственник спокойно находится дома. Мы могли с ним созвониться вечером и навестить его в выходные, но не нужно сидеть у его постели, не нужно ухаживать за ним каждый час. Однако изменилась жизненная ситуация, и человек утратил способность к самообслуживанию. Вопрос о том, как ему помочь, возникает не у него, а у нас с вами».
Чтобы написать типовую модель, нужно было взять опыт других стран. В мире более 70 стран, которые в том или ином виде развивают систему долговременного ухода. Российским разработчикам важно было понять, что из этого опыта подходит для нашей действительности — с учетом особенностей пожилых людей, масштабов страны, бюджетной системы и многих других факторов.
По мнению Ольги Баталиной, огромный клубок проблем в масштабах нашей страны требует государственного разрешения, а не приспособления каждой конкретной семьи к этой изменившейся жизненной ситуации. Всерьез на этот общественный запрос, который будет расти из-за старения населения, отвечает только система долговременного ухода.
КОМУ НУЖЕН ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ УХОД?
Цель системы долговременного ухода — повышение качества и продолжительности жизни людей, за которыми долговременный уход осуществляется. Экономия ресурсов в системе здравоохранения — просто хороший побочный эффект, отметила в своем выступлении Ольга Баталина.
Все инвалиды старше 18 лет и пожилые граждане старше 65 лет подразделены на две группы — нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, и не нуждающиеся в нем. Это не значит, что второй группе совсем ничего не надо — возможно, им необходимы социальные услуги на дому или другая помощь.
Граждане, которые признаются нуждающимися в постоянном постороннем уходе, подразделяются на три уровня нуждаемости в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию. Третий уровень нуждаемости — практически полная утрата способности к самообслуживанию.
Однако социальные услуги могут быть не только замещающими, но и ассистивными. Минтруда считает задачей ухода развивать те возможности человека, которые в нем еще сохранены, не дать им угаснуть.
В рамках развития системы долгосрочного ухода проводится оценка нуждаемости граждан в социальных услугах, чтобы затем был назначен пакет социальных услуг. Сейчас в комплекс входит 50 ассистивных и замещающих социальных услуг. Для каждого человека в зависимости от его нуждаемости формируется индивидуальный пакет, который измеряется в часах ухода. На третьем уровне нуждаемости — до 28 часов ухода по индивидуальному графику в неделю, на втором — до 21 часа, на первом — до 14 часов.
ЗАДАЧА — КАЧЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Успех реализации системы долговременного ухода во многом зависит от слаженного взаимодействия социальных служб и системы здравоохранения. На помощь должна прийти шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ), адресованная врачам-терапевтам.
Работники социальной сферы не имеют доступа к медицинской документации, но можно использовать весь массив знаний, которым обладает система здравоохранения, при дальнейшем назначении социального пакета. Для социальных работников единственной верифицированной информацией будет рекомендация врача-терапевта, основанная на его знании о состоянии этого человека. Поэтому министерствам предстоит методически отработать этот блок, чтобы он не зависел от объективности рассмотрения конкретного терапевта.
«Качество рекомендаций по уходу, их понятность, простота и полнота будут иметь ключевое значение. Нам нужно стандартизированные, полные и качественные рекомендации терапевтов».
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ ПО ШМР
Важная роль в новой системе отводится помощникам по уходу — это работники социальной сферы, с новыми профессиональными стандартами. Для них разработана образовательная программа повышения квалификации, которую проходит каждый помощник по уходу перед тем, как приступит к работе. Обучение проходит в регионах страны только на базе медицинских образовательных организаций, на кафедрах сестринского ухода. Потому что помощник должен хорошо понимать, что такое социально-медицинский уход, быть готовым к оценке изменения состояния здоровья человека, за которым он ухаживает. Помощники по уходу в новых регионах тоже подключились к пилотированию системы долгосрочного ухода.
Подготовленный помощник по уходу может, например, проводить мониторинговые мероприятия: измерять давление, температуру по запросу терапевта или среднего медперсонала и затем размещать результаты манипуляций в информационно-медицинской системе.
В качестве примера взаимодействия социальных служб и здравоохранения Ольга Баталина привела Кировскую область. Здесь создан отдельный модуль «Долговременный уход», доступ к которому имеют и система здравоохранения, и службы социального обслуживания. Рекомендации шкалы реабилитационной маршрутизации размещаются в медицинской информационной системе (МИС), откуда органы соцобслуживания их и получают.
«Очень важно, что мы не только постоянно держим под мониторингом состояние здоровья и обеспечиваем уход человеку, зная о его хронических заболеваниях. Уход отчасти профилактирует их развитие, обеспечивает постоянную лекарственную терапию — не секрет, что пожилые люди самостоятельно не всегда постоянно принимают лекарства. Помощник по уходу это делает регулярно. Этот комплекс мероприятий в целом приводит к значимым эффектам».
Еще одна задача взаимодействия социального и медицинского блока выявлена во время проведения экспертной оценки нуждаемости инвалидов и пожилых людей. Речь о проведении диспансеризации на дому для тех, кто получает долговременный уход. Оценка выявила людей, которые долго не проходили диспансеризацию, в частности — прикованные к постели. До таких пациентов система здравоохранения проактивно не дошла, а сами они в силу своего состояния никуда не обращались. Нормативно возможность диспансеризации на дому урегулирована, но на практике проводится не всегда.
О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСТАВЩИКАХ И ПОЗИТИВНЫХ ЭФФЕКТАХ
Отдельное внимание в своем выступлении Ольга Баталина уделила очень важному вопросу: выбору поставщика. Под поставщиками услуг подразумеваются организации, в которых работают помощники по уходу, и, как правило, речь идет о государственной системе социального обслуживания. Но, и это очень важно, предоставлять услуги по уходу могут и негосударственные организации, например, медицинские, если в них будут работать помощники по уходу.
Что касается эффекта от развития системы долговременного ухода, Ольга Баталина считает, что его почувствует и сам человек, за которым ухаживают, и его родственник. Когда назначается внешний помощник по уходу, у родственника, который это делал раньше, появляется возможность хотя бы частично вернуться к трудовой занятости.
Важно отметить, что и сам родственник, ухаживающий за пожилым или инвалидом, может стать официальным помощником по уходу и трудоустроиться в систему социального обслуживания. Он может пройти обучение и осуществлять уход при условии контроля за своей деятельностью — теперь уже как работника соцобслуживания.
Другая составляющая системы долговременного ухода — обеспечение техническими средствами реабилитации, а также услуги для людей, сохраняющих мобильность.
Во всех регионах сформированы прокатные пункты технических средств реабилитации (ТСР), которые не входят в федеральный перечень. Для инвалидов по индивидуальной программе реабилитации прописаны технические средства, которые предоставляет социальный фонд. Прокат важен, если человеку еще не установлена инвалидность, а дефицит у него уже есть. Или это пожилой человек без инвалидности, но дефицит у него тоже есть.
«Государство, по сути, оплачивает услугу предоставления долговременного ухода как государственному, так и негосударственному поставщику. По мере масштабирования, развития этого проекта, по мере расширения охвата граждан долговременным уходом, я думаю, у нас в стране появится целая индустрия по оказанию качественного долговременного ухода, работающая не только с государственными, как это есть сейчас, но и с негосударственными организациями».
Самым активным спросом в пунктах проката пользуются многофункциональная кровать и противопролежневый матрас, а не инвалидная коляска. Они достаточно дороги для отдельно взятой семьи: даже кровать с механическим подъемником, а не электроприводом, стоит не менее 30–40 тыс. руб., плюс необходимо купить матрас и специализированную подушку, приспособления для мытья головы в кровати, для позиционирования и многое другое. Такие расходы обычная семья позволить себе не может, а некоторые предметы покупать нецелесообразно — они нужны на какой-то ограниченный период.
Наконец, Минтруд планирует развивать центры дневного пребывания, о чем также сказала Ольга Баталина. Для их организации необходима материальная структура. В центрах, особенно для людей с ментальными особенностями или деменцией, очень важно проводить развивающие мероприятия, чтобы поддерживать когнитивные способности, активное состояние и здоровье человека, насколько это возможно. Создавать центры планируется по мере появления инфраструктурной возможности, чтобы можно было на несколько часов привести сюда человека для реабилитации.
В системе долговременного ухода термина «сиделка» нет. У нас работают помощники по ходу, но дело не в том, как правильно назвать человека, а в том, что он должен делать.
«За проектом — будущее. Он, конечно, зависит от человеческого фактора, от включенности: всегда, когда помощь оказывается человеком человеку, много субъективизма, возможных отклонений в ту или другую сторону. Невозможно все стандартизировать. Но от вовлеченности системы здравоохранения, конечно, зависит эффект системы долговременного ухода в целом».