- 16 декабря, 2023
- 97
РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Объем российского рынка страхования транспортно-логистических услуг растет. При этом его потенциальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд руб. В перспективе до 2030 года она может увеличиться до 120–150 млрд руб. Так считает наш эксперт, генеральный директор ИТ-компании «Инносети» Артем Ефимов.
ССТ: Расскажите о рынке страхования грузоперевозок. Как он меняется в последние годы и почему?
Артем Ефимов: В последнее время страхование все больше интегрируется в грузоперевозки, становясь его неотъемлемой частью. На этот процесс повлияли такие события, как пандемия, закрытие границ, удлинение и изменение маршрутов. Изменились логистические модели, а это привело к росту числа застрахованных перевозок и объемов страховых премий.
Мы также наблюдаем общий рост рынка транспортно-логистических услуг. Об этом, в частности, говорят исследования аналитических агентств, одно из которых было представлено на недавней нашей конференции «InnoConf Логистика 2023».
Так, по данным MA Research за девять месяцев 2023 года объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился на 17,8 % и составил 5,5 трлн руб. к 4,7 трлн руб. за весь 2022 год. География грузопотоков меняется, растет доля внутрироссийских перевозок. Мы ожидаем, что все эти факторы будут и дальше стимулировать развитие ТЛУ, и, соответственно, проникновение страхования в логистике.
При этом почти ни один логистический сектор не обходится без страхования. Сейчас уже более 80% клиентов логистических компаний оформляют страховые полисы и пользуются страховыми продуктами. Особенно это касается массовых сегментов логистики — сборных грузов (LTL), курьерской доставки и экспресс-доставки. Если по итогам 2022 года рынок страхования грузоперевозок составил 31,6 млрд руб., то к концу этого года он может вырасти на 20,8 % и достичь 38,2 млрд руб. Потенциальная емкость колеблется в диапазоне от 70 до 80 млрд. руб. В перспективе до 2030 года емкость рынка может составить 120- 150 млрд. руб.
ССТ: Что можно сказать о рисках участников этого рынка? Как с ними можно работать?
А. Е.: Отраслевые риски выросли по всем аспектам страхования и для логистических компаний, и для их клиентов. С 2021 года на рынке грузоперевозок произошли серьезные структурные изменения. В результате рынок стал развиваться гораздо быстрее, но сформировался дефицит большегрузных средств и складских площадей, не хватает водителей и грузчиков для перевозки и обработки грузов.
За последний год количество ДТП с участием большегрузных транспортных средств увеличилось до 25 %, а количество претензий клиентов на одну перевозку — до 30 %. Средняя сумма претензии клиентов выросла еще сильнее — до 200 %. Такой же рост показало количество выявленных схем страхового мошенничества.
ССТ: Какую роль в этих обстоятельствах играют страховщики, на какие запросы и ожидания клиентов они отвечают?
А. Е.: Результаты исследований говорят, что перед страховыми компаниями сегодня стоят серьезные вызовы. На фоне роста аварийности и претензий нужно эффективно управлять урегулированием, продолжать развивать страховые продукты, чтобы помочь максимально быстро адаптироваться к новым рискам и сохранять стабильность бизнеса.
Грузовладельцы и грузоперевозчики видят эти движения со стороны страховых компаний и понимают, что теперь им становятся доступны цифровые инструменты для сопровождения страхования под их потребности. Клиенты логистических компаний считают страхование важным элементом услуги грузоперевозки — это данные нашего собственного исследования. Мы опросили 600 грузовладельцев в сегменте малого и среднего бизнеса, и более 85 % из них считают страхование базовой услугой при доставке.
Важно отметить, что главными критериями при выборе страхового партнера грузовладельцы считают простоту, прозрачность и скорость работы — такие параметры выделили 90 % респондентов. Обеспечить все это помогает цифровизация рынка страхования. Как и в других сферах, роль технологических инноваций здесь становится все заметнее. Страховщики активнее используют современные InsurTech-решения, в том числе с использованием искусственного интеллекта и математической статистики. Это позволяет им добиться большей экономии и эффективности бизнеса.
ССТ: Какие решения создает компания «Инносети» и какую роль она играет в сегменте страхования грузоперевозок?
А. Е.: Мы работаем с 2018 года и создаем платформенные решения для крупного бизнеса в сфере страхования грузоперевозок, и не только. Наша команда преимущественно состоит из людей, которые раньше работали в страховых и логистических компаниях, мы хорошо знакомы с внутренними процессами всех участников рынка, поэтому наша экспертиза помогает нам отслеживать возникающие потребности участников рынка и создавать цифровые решения, которые отвечают этим запросам.
Речь, в частности, о нашем флагманском продукте — платформе сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», с помощью которой процессы страхования и урегулирования можно оцифровать и автоматизировать. Блокчейн-технология обеспечивает неизменность и безопасность данных, искусственный интеллект — скорость и отсутствие ошибок из-за человеческого фактора.
Мы предлагаем страховщикам и логистическим компаниям готовую IT-инфраструктуру, благодаря которой они перестают тратить время, силы и деньги на непрофильные, но необходимые процессы. Появляется возможность оптимизировать затраты, улучшить качество услуги и получить больше доверия на рынке.
С помощью «Цунами» страховая компания может формировать индивидуальные тарифы благодаря накопленной статистике на платформе и расчету вероятности наступления страхового случая. По решению страховой компании урегулирование в обозначенных рамках может проводить робот. Эти же данные используют наши аналитики в работе с модулем «Антифрод», который помогает страховщикам выявлять мошеннические схемы.
ССТ: Как вы планируете развивать продукты компании в дальнейшем?
А. Е.: «Цунами» мы будем развивать, отталкиваясь от потребностей клиентов и отрасли. Сейчас есть потенциал для цифровизации таких процессов, как страхование дебиторской задолженности, сроков доставки, сроков погрузки или выгрузки. Как показали итоги «InnoConf Логистика2023», востребованность цифровых продуктов для страхования грузоперевозок будет только расти в перспективе следующих нескольких лет.
«Инносети» работают не только со страхованием грузоперевозок. У нас есть еще одно решение, которое мы активно развиваем — платформа «О2». Это решение помогает объединять и упрощать взаимодействие застрахованных по ДМС пациентов, страховых компаний и медицинских учреждений.
Также у нас есть амбиции и в развитии финансового направления. Не исключаю, что со временем мы можем стать FinsurTech-компанией, которая делает конвергентные продукты из двух отраслей для одной целевой аудитории.