- 2 марта, 2024
- 67
ХОРОШАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
Несмотря на активные процессы цифровизации в страховании, деятельность профессиональных страховых агентов остается востребованной и высоко оплачиваемой во всем мире. Вице-президент САО «РЕСО-Гарантия» Андрей Козлов в своем интервью рассуждает о том, какова роль страхового агента, и какие требования предъявляются сейчас к этой профессии.
ССТ: В 90-е в страховые агенты шли бывшие сотрудники НИИ и КБ, то есть люди с высшим образованием. Кто сейчас становится страховым агентом?
Андрей Козлов: Наши страховые агенты в большинстве своем являются совместителями. Чаще всего — это люди, имеющие основную работу с более-менее гибким графиком и заинтересованные в дополнительном доходе. Что немаловажно — им нравится работать в страховании.
Портрет страхового агента в нашей компании не сильно менялся за последние 10–15 лет. Высшее образование для этой работы не обязательно, и мы не ведем такую аналитику.
70 % страховых агентов составляют женщины, возраст — 30+. Среди них очень много домохозяек. Много тех, кто вышел из декрета, но не смог вернуться на предыдущую работу, или график предыдущей работы не позволяет совмещать воспитание ребенка и работу.
Также приходят работать агентами люди смежных профессий: кто-то работал в дилерском центре, в банке, занимался ипотекой или другими кредитами. Они понимают, что страхование — это востребованная профессия, и видят, как могут себя в ней реализовать.
ССТ: Какими знаниями и навыками должен обладать страховой агент, чтобы квалифицированно оказывать консультационную помощь своим клиентам?
А. К.: Все страховые агенты начинают с обучения в нашей школе. Здесь они узнают, какие виды страхования бывают, как заключаются договоры, как общаться с клиентом. После окончания обучения агент в обязательном порядке проходит тестирование, сдает экзамен и получает сертификат об окончании того или иного курса.
Обычно новички начинают с оформления полисов для своих родственников и знакомых. Дальше они получают рекомендации в следующий круг родственников и знакомых. Основная работа агента — работа с рекомендациями. Таким образом агент нарабатывает и расширяет свой страховой портфель. Приходят к нам на работу тоже по рекомендации наших страховых агентов — таких среди наших агентов более половины.
На начальном этапе очень важно, чтобы агент мог рассказать клиенту о вариантах покрытия, объяснить, что такое франшиза, подсказать, по какому пакету рисков лучше застраховать дом или квартиру. А вот оценку самого строения агент делает только визуально. Если на страхование предлагается дорогой дом или квартира, то агент в обязательном порядке привлекает к осмотру специалистов компании. На объект выезжает оценщик, который поможет правильно определить страховую сумму. Наши оценщики имеют квалификацию инженера-строителя и могут профессионально оценить риски по состоянию дома.
ССТ: Страховой агент — это привычный образ бабушки с портфелем, которая ходит по дачным участкам?
А. К.: Образ страхового агента давно поменялся. В 90 % случаев полисы оформляются электронно. Многие агенты работают на смартфонах и ноутбуках. Бумажные носители используются все меньше и меньше. Клиенту и агенту не обязательно встречаться. Полис, ссылку на оплату — все это можно отправить на электронную почту. Можно сказать, что работа страхового агента от ручки и бумаги давно перешла в цифровую сферу.
Но эти изменения произошли вслед за изменением потребностей самих клиентов. Сейчас уже именно клиенты отказываются от полиса, оформленного на бумаге. Несмотря на то, что больше половины клиентов предпочитают работать с агентами, молодое поколение — от 18 до 23 лет — привыкли оформлять все в электронном виде, в мобильных приложениях и личных кабинетах. Но я сомневаюсь, что без помощи страхового агента молодой человек сможет правильно сориентироваться и осознанно выбрать даже коробочный продукт на сайте компании. Это иллюзия, что двадцатилетний человек сам разберется, как лучше застраховать свое жилье! Но если ему нужен полис ОСАГО, то здесь он однозначно справится.
ССТ: Можно ли сказать, что профессия страхового агента — это все же умирающая профессия? Молодое поколение, взрослея, будет продолжать пользоваться цифровыми ресурсами и избегать общения с агентом?
А. К.: Я бы привел опыт развитых стран: во Франции, в Германии, в Штатах страховые агенты продолжают работать, несмотря на то, что там цифровизация также достигла достаточно больших высот. Деятельность страхового агента остается значимой и достаточно высоко оплачиваемой. Я говорю именно о профессиональных страховых агентах, страховых консультантах. Профессия страхового агента во всех странах весьма уважаема. Понятно, что купить полис в интернете можно, но урегулировать убыток, правильно подготовить заявление, экспертизу, документы без своего страхового консультанта очень сложно.
У наших агентов есть возможность расти профессионально. Например, агент может повысить свою квалификацию, если хочет заниматься какими-то специфическими рисками: страхование грузов, страхование животных и т. д. Вебинары по самым разным направлениям страхования у нас проводятся постоянно.
ССТ: Страховой агент — это призвание или способ подработки?
А. К.: Не секрет, что в страховании зачастую работают агентские династии. Когда-то, еще в Госстрахе СССР, страховым агентом работали бабушка или дедушка, а сейчас внучка обслуживает семьи тех клиентов, которых когда-то обслуживала бабушка. Для многих работать страховым агентом — это, с одной стороны, помогать людям, а с другой — зарабатывать деньги. Такая позиция очень привлекательна для людей, которые находят в работе агента свое призвание. А кто-то на самом деле рассматривает работу агента исключительно как подработку и источник дополнительных заработков.
ССТ: Выгодно ли работать страховым агентом? Сколько можно заработать? Насколько это тяжелый труд?
А. К.: По нашей многолетней статистике в страховании остаются лишь двое из десяти окончивших школу страховых агентов. В основном это связано с завышенными ожиданиями: люди рассчитывают, что они легко и быстро смогут много заработать.
В реальности страховой портфель формируется минимум 3 года. Только на третий год доходы агента становятся достаточно значимыми. Агенты первого года работы в месяц зарабатывают в среднем от 15 до 20 тыс. руб. У агента, который работает около 5 лет, ежемесячный доход повышается до 45–50 тыс. руб. Это возможно, когда появляются пролонгации, когда формируется достаточно большой портфель, когда агент активно работает с рекомендациями. У нас есть агенты, которые зарабатывают 200–250 тыс. руб. в месяц. Но они, конечно, работают уже более 10 лет, у них наработан большой страховой портфель.
Многие неудавшиеся агенты рассчитывали на то, что они будут работать в офисе за зарплату. Кто-то рассчитывал получать и комиссию, и зарплату. Но такого давно уже не существует — страховые агенты работают в поле.
ССТ: Для страхового агента возможен какой-то карьерный рост?
А. К.: Конечно, возможен. Например, в нашей компании у агентов есть категории — от первой до седьмой. Седьмая — самая высшая. Категория зависит от объема сборов агента, его опыта и квалификации.
Кроме роста по категории, агент, эффективно отработав два года, может стать менеджером. Менеджер — это успешный агент, который набирает себе группу новичков. Он отвечает за ее развитие и получает определенный процент комиссии за сборы всей группы. В таких группах может быть от 4 до 8 человек. Менеджер также работает в компании по договору, он не является штатным сотрудником компании.
Успешный менеджер, который отработал 3–4 года и которому больше нравится заниматься с агентами, чем развивать свой портфель, может стать директором агентства. Это уже штатная должность. В его офисе может работать от 30 до 150 агентов.