- 6 мая, 2024
- 166
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
В апреле начала работу новая единая информационная система, которая со временем объединит и сделает доступной для страхователя всю информацию о его страховых договорах. По мнению генерального директора АО «Национальная страховая информационная система» Николая Галушина, АИС страхования будет способствовать развитию страхования в масштабах всей страны.
ССТ: Что изменилось для страхователя с началом работы АИС страхования?
Николай Галушин: 1 апреля 2024 года в России появилась информационная система, которая ориентирована на то, чтобы в формате 24/7 предоставлять информацию гражданам по договорам страхования, истории страхования и страховым случаям на портале Госуслуг и на сайте АО «НСИС».
Сейчас на портале Госуслуг каждый автовладелец может найти свой договор ОСАГО. В полном объеме функционал АИС страхования будет развернут к 1 октября. Мы уже заканчиваем тестирование, и в ближайшее время выведем на сайте личный кабинет, в котором можно будет посмотреть КБМ и страховую историю по ОСАГО. Постепенно личный кабинет будет дополняться другими видами страхования.
В настоящее время к АИС страхования подключились все страховые организации, осуществляющие страховые операции по четырем видам страхования: ОСАГО, каско, добровольное страхование автогражданской ответственности и страхование жилья граждан, включая и договоры по страхованию, например, квартир по договорам ипотечного кредитования.
Пройдя процедуру идентификации, пользователь информационной системы, безусловно, тот, о ком содержится информация в договорах страхования, может получить доступ ко всем своим договорам у всех страховщиков. У него появляется возможность контролировать свой портфель договоров, сроки окончания полисов, отслеживать урегулирование страховых случаев, получать предложения по другим видам страхования.
ССТ: Если потребитель выявит ошибку в полисе, то куда ему нужно обращаться?
Н. Г.: АО «НСИС» будет обмениваться информацией с различными органами власти и ведомствами для верификации и обогащения данных по заключаемым договорам страхования, поэтому у нас самые точные данные.
Если потребитель увидит в полисе ошибку, например, в VIN, то ему лучше обращаться в свою страховую компанию, но он может обращаться также и к нам. У страхователей часто бывают вопросы по КБМ. С любым вопросом страхователь может обратиться в РСА или к нам. Но всегда по всем вопросам, прежде всего, лучше обращаться в свою страховую компанию.
Не важно, к кому гражданин обращается – важно, чтобы его обращение было своевременно рассмотрено, а ошибка исправлена. Мы уже сейчас готовы оказывать необходимую информационную поддержку.
ССТ: А что изменилось после 1 апреля для страховщиков?
Н. Г.: С 1 апреля 2024 года данные собираются в большем объеме, его получателем является АО «НСИС» как оператор АИС страхования по закону. С этой точки зрения технические изменения коснулись сопряжения информационных систем страховщиков и АО «НСИС». Увеличение объема собираемой информации нужно потому, что АИС страхования несет более широкий функционал в сравнении с АИС ОСАГО, а это направлено на предотвращение страхового мошенничества, обеспечение доступности страховых услуг, более точные настройки систем тарификации на стороне страховщиков.
ССТ: Что изменится в системе хранения и получения данных с 1 октября?
Н. Г.: 1 октября 2024 года АИС ОСАГО перестанет существовать как отдельная сущность, а станет составной частью АИС страхования.
АИС страхования будет включать проверку данных до заключения договора ОСАГО, полный функционал Бюро страховых историй как механизма снижения и, по возможности, предотвращения страхового мошенничества, взаимодействие с ФОИВами, полный функционал личного кабинета пользователя на сайте АО «НСИС».
ССТ: Как работа АИС повлияет на развитие страхового рынка?
Н. Г.: Сегодня уровень проникновения по ОСАГО очень высок, он сопоставим со странами с развитым страховым рынком, а вот про каско сказать такое нельзя. Сейчас менее 10 % всех эксплуатируемых транспортных средств имеют договоры страхования каско. Построение общей, единой информационной системы позволит сделать рынок более прозрачным и для страхователей, и для страховщиков, повысит доверие и упростит доступ продуктов к страхователям. Внедрение АИС страхования будет способствовать развитию страховых продуктов и сервисов, прежде всего, связанных с процессом урегулирования убытков, что является наиболее важной клиентоориентированной и социальной функцией страховщиков.