• 6 мая, 2024
  • 33

ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНОВ

Порватов Михаил

Заместитель директора Департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС

ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНОВ

В России – две трети дотационных субъектов Федерации, а многие чрезвычайные ситуации носят именно региональный характер, то есть, обязанность компенсировать гражданам ущерб ложится на бюджет регионов. При этом региональные власти массово отказались от внедрения программ по страхованию жилья на случай ЧС. Пока выхода из этого тупика не найдено, пострадавшие граждане будут оставаться один на один со своей бедой, полагает заместитель директора Департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС Михаил Порватов.

ССТ: Когда регионы отказывались от разработки программ страхования жи­лья, с какими доводами вы сталкивались чаще всего?

Михаил Порватов: Когда закон толь­ко вступил в силу в 2019 году, мы стали обращаться к регионам: «Давайте создавать программы страхования от ЧС, ведь это снизит нагрузку на ваши бюджеты». В ряде случаев нам говорили, что там не бывает стихийных бедствий, а потому такое стра­хование неинтересно. В том числе среди наших оппонентов были руководители региональных органов власти Крыма.

И вот, в ноябре прошлого года мы уви­дели, какие последствия имеет стихийное бедствие на полуострове, когда Крым оказался на пути «урагана века». Да, такое природное явление случается один раз за 100 лет, но, тем не менее, оно случилось. Это очередное доказательство того, что серьезные природные катаклизмы сбрасы­вать со счетов нельзя. А ведь годом ранее в Крыму случились сильные ливни, глава Крыма плавал по улицам Ялты на лодке.

ССТ: Какого рода чрезвычайные ситуа­ции должны быть включены в программу страхования жилья?

М. П.: Любые. Законом предусмотрено, что страховым случаем является чрезвы­чайная ситуация. А чрезвычайная ситуа­ция — это не собственно страховое собы­тие, а реакция государства на стихийное бедствие или некое масштабное разруши­тельное событие.

Для объявления ЧС есть количественные параметры, которые указаны в № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». По своему масштабу чрезвычайные ситуации могут быть федеральными, межрегиональными и региональными.

ССТ: Могут ли причиной объявления чрезвычайной ситуации являться техно­генные катастрофы?

М. П.: В ст. 10 № 68-ФЗ указано, что чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения за­болевания, стихийного или иного бедствия, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окру­жающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедея­тельности. То есть, у нас риском является гибель или повреждение жилого помеще­ния в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, рассматривается любая ЧС, в том числе — авария на предприятии, ко­торая может нанести вред жилым построй­кам, прорыв плотины или дамбы и пр.

Такая ситуация была в Московской обла­сти в Рузском районе, когда Москва-река вышла из берегов.

ССТ: Есть ли в этом году изменения в порядке компенсации ущерба регионам, если пострадало жилье в результате ЧС?

М. П.: Основное изменение следующее: с 2024 года ассигнования резервного фонда правительства предоставляются на ликви­дацию последствий только ЧС федераль­ного или межрегионального характера. Регионы получают 100 % финансирования на возмещение ущерба, если возникает ЧС федерального уровня. Если влияние чрезвычайной ситуации ограничивается территорией региона, а такие события слу­чаются гораздо чаще, вся нагрузка ложится на бюджет региона.

ССТ: Как это на практике скажется на оказании помощи пострадавшим гражданам?

М. П.: Регион, не получая никаких средств из федерального бюджета, или получая их в усеченном виде, несет обязатель­ства перед гражданами в полном объеме. У нас из 89 регионов 66 — дотационные, то есть, лишних денег в их бюджетах нет. Из федерального бюджета в случае ЧС они ничего не получат, а гражданам обязаны возместить ущерб, если жилое помещение погибло. Граждане фактически остаются без защиты.

То есть, люди имеют право на получение компенсации от региона, но если у региона нет денег, то они будут ждать в очере­ди, пока власти не смогут предоставить им соответствующие компенсации. Ни в каких документах не определены сроки, в течение которых пострадавшие долж­ны получить компенсацию. Кроме того, для определения размера ущерба нужно проводить экспертизу, за которую также нужно платить.

Если это ЧС не федерального значения, а регионального (а таких большинство), если регион дотационный, и денег у него нет (а таких регионов у нас две трети), то люди останутся один на один со своей бедой.

Подчеркну, что государство оказывает помощь пострадавшим в рамках социаль­ных норм. Это не значит, что граждане получат такое же жилье, какое у них было до наступления чрезвычайной ситуации. Если это ЧС не федерального значения, а регионального (а таких большинство), если регион дотационный, и денег у него нет (а таких регионов у нас две трети), то люди останутся один на один со своей бедой.


Постановление Правительства РФ от 25 января 2024 г. № 61 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327»

III. При наличии решения Предсе­дателя Правительства Российской Федерации и (или) поручения заме­стителя Председателя Правитель­ства Российской Федерации о пре­доставлении трансфертов уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации уста­навливается:

а) в случае чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действия­ми — в размере 100 %;

б) в случае чрезвычайных ситуаций межрегионального характера — в значениях предельных уровней софинансирования на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемых Прави­тельством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, пре­доставления и распределения субсидий из федерального бюдже­та бюджетам субъектов Россий­ской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сен­тября 2014 г. № 999 «О формиро­вании, предоставлении и распре­делении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».


Из документа исключены нормы об определении размера софинансирования при региональных ЧС, о предоставлении трансфертов на эти цели.

Похожие статьи

ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО АГРОСТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО АГРОСТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов отмечает прогресс в деле страхования сельхозтоваропроизводителей, который в 2023 году выразился в конкретных показателях. По…
АГРОСТРАХОВАНИЕ — ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

АГРОСТРАХОВАНИЕ — ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

Доверие к системе агрострахования растет, а сельхозтоваропроизводители чаще стремятся обеспечить свои риски финансовой защитой. Об итогах сезона-2023 и о ключевых тенденциях…
НАВОДНЕНИЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ: СТРАХОВАЯ ПОДДЕРЖКА

НАВОДНЕНИЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ: СТРАХОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Многие страховые компании оперативно отреагировали на чрезвычайную ситуацию в Оренбургской области.