• 18 сентября, 2024
  • 27

НА МОРЕ И СУШЕ

Черкасов Антон

Руководитель управления андеррайтинга строительно-монтажных рисков АО «СОГАЗ»

НА МОРЕ И СУШЕ

В настоящее время в России активно реализуются морские строительные проекты, для страховой защиты которых привлекаются отечественные страховщики. Антон Черкасов, руководитель управления андеррайтинга строительно-монтажных рисков АО «СОГАЗ», поделился особенностями организации работы с такими проектами.

ССТ: Почему работа с рисками морских проектов так важна для вашей компании?

Антон Черкасов: Россия — единственная страна в мире, которую омывают 12 морей и три океана. Она активно развивает свои морские пути, участвует в международ­ных проектах и инициативах, укрепляя экономические связи и расширяя рынки сбыта. Например, Северный морской путь планируется использовать не только для транспортировки грузов из России в Китай и другие страны Азии, но и как коридор между европейской и восточной частя­ми страны. Это приводит к увеличению количества сопутствующих строительных проектов.

Морские строительные проекты охва­тывают строительство и реконструкцию объектов на континентальном шельфе и в территориальных водах. К ним отно­сятся портовые сооружения, гидротех­нические объекты, такие как волноломы, плотины и дамбы, а также энергетические объекты, включая разработку подводных месторождений углеводородов и строи­тельство нефтяных и газовых платформ. Важным элементом этих проектов являют­ся транспортные коммуникации, вклю­чая подводные трубопроводы и морские кабели связи. Каждый из этих проектов уникален и требует индивидуального подхода к управлению рисками и страхо­ванию, учитывая их высокую стоимость и сложность.

ССТ: В чем заключается сложность реа­лизации морских проектов?

А. Ч.: Морские проекты требуют уче­та множества факторов на всех этапах, начиная с проектирования и строительства и заканчивая последующим гарантийным обслуживанием и эксплуатацией. Важную роль играют гидродинамические усло­вия, такие как волны, приливы и течения, а также суровые морские условия, вклю­чая штормы и коррозию от соленой воды. Установка объектов на воде и под водой требует использования специализирован­ных методов и техники, таких как плавучие краны и подводные роботы.

Логистика морских проектов усложня­ется доставкой материалов и оборудо­вания по воде, что требует тщательного планирования и увеличивает затраты. Кроме того, транспортировка персонала и оборудования зачастую требует исполь­зования вертолетов и судов снабжения, что также добавляет сложности. Зависимость от погодных условий может привести к за­держкам, требуя гибкости в планировании и управлении проектом.

Все морские проекты обязательно под­лежат страхованию. Специалисты, ответ­ственные за управление рисками в этих проектах, обладают высокой квалифика­цией. Мы тесно взаимодействуем с ними, учитывая множество нюансов, которые необходимо проработать в страховом по­крытии: лимиты, риски, оговорки, важные как для клиента, так и для страховщика.

Также следует учитывать, что строи­тельство таких проектов может длиться до 10 лет, и на протяжении всего этого срока, а также в период послепусковых гарантийных обязательств, требуется страхование с последующим страховани­ем операционной стадии проекта. Такой договор страхования может действовать более 10 лет.

ССТ: Получается, что специалист или команда могут работать над одним про­ектом практически всю свою трудовую жизнь?

А. Ч.: Вполне возможно! Причем это не тот случай, когда подписанный договор просто кладется на полку. Проводится постоянный мониторинг рисков, и прак­тически ежедневно ведется работа.

В отличие от сухопутных проектов, на морских проектах дополнительно работает морской гарантийный сюрвейер (МГС). Перед морской операцией, такой как транспортировка или буксировка, ко­торая определена в договоре страхования, он анализирует подготовку и выполнение всех условий с инженерной точки зрения. МГС проверяет на месте, все ли сделано в соответствии с требованиями, и выдает сертификат одобрения. Если сертификат не выпущен, страхование на эту операцию не распространяется.

Клиент сам решает, будет ли он прово­дить операцию без страхового покрытия. Практика показывает, что клиенты обычно устраняют все замечания, которые дает МГС, и не проводят операции без страхово­го покрытия.

ССТ: Каким рискам подвергается такие проекты?

А. Ч.: Морские строительные проекты сопряжены с природными и техногенны­ми рисками. Природные риски включают стихийные бедствия, такие как ураганы, тайфуны, цунами и землетрясения, а также сложные гидрометеорологические условия: сильные волны, ветер, течения, ледовые условия и температурные экстремумы.

Техногенные риски связаны с возможны­ми ошибками в проектировании, качеством материалов и конструкций, а также с ошиб­ками при проведении работ и тестиро­вания. Особое внимание следует уделять рискам, связанным с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и проведением пусконаладочных работ «под нагрузкой».

ССТ: Достаточно ли сейчас в России квалифицированных специалистов для оценки рисков и проведения качествен­ного МГС?

А. Ч.: В России есть несколько специа­лизированных компаний, где работают специалисты с опытом в международном бизнесе. Страховщики сегодня готовы принимать риски морских проектов — мы обладаем достаточной квалификацией, чтобы их прорабатывать.

Особенности страхового покрытия для морских проектов

ССТ: Какие вопросы вызывают наи­большие сложности в обсуждениях с кли­ентами по морским проектам?

А. Ч.: Самым сложным является вопрос управления рисками. Важно найти баланс между объемом страхового покрытия, ответственностью страховщиков и обязан­ностью клиентов соблюдать определенные требования.

Например, при сюрвейерских осмотрах часто выявляются несоответствия требо­ваниям безопасности, особенно в области взрыво- и пожаробезопасности. На неко­торых объектах должна быть установлена противоаварийная защита и оборудование для контроля углеводородов. Страховщи­ки и клиенты следят за тем, чтобы такие системы были введены в эксплуатацию до начала пусконаладочных работ, что помогает минимизировать риски и обеспе­чить безопасность проекта.

Все морские проекты обязательно подлежат страхованию. Специалисты, ответственные за управление рисками в этих проектах, обладают высокой квалификацией. Мы тесно взаимодействуем с ними, учитывая множество нюансов, которые необходимо проработать в страховом покрытии: лимиты, риски, оговорки, важные как для клиента, так и для страховщика.

ССТ: Почему это так важно?

А. Ч.: Риски при пусконаладочных ра­ботах являются максимальными во время стройки. Наш риск-инженер обязательно выезжает на объект перед началом таких работ. По результатам инспекции могут быть сформированы рекомендации и за­мечания для целей улучшения и контроля качества риска. Если замечания крити­ческие, они должны быть устранены. Критичность определяется размером возможного ущерба и вероятностью его наступления.

ССТ: Есть ли особенности в страхова­нии морских проектов в России?

А. Ч.: Для страхования морских про­ектов используется специальная форма договора, разработанная для покрытия ри­сков, связанных с морскими строительны­ми проектами, особенно в нефтегазовом секторе. Мы проводим большую работу, чтобы привести требования к страхова­нию морских проектов в соответствие с российским законодательством. Полис может быть адаптирован под нужды про­екта с помощью дополнительных условий и оговорок.

Особенности страхового покрытия для морских проектов учитывают их специфи­ку и отличают такие договоры от стандарт­ного покрытия строительно-монтажных рисков «от всех рисков», применяемого на суше. Страховое покрытие охватывает территорию заводов-изготовителей эле­ментов и конструкций, расходы на моби­лизацию и демобилизацию флота, риски, связанные с морской транспортировкой и буксировкой, а также предусматривает обязательное привлечение независимого МГС для контроля за соблюдением условий безопасности морских операций.

В России есть несколько специализированных компаний, где работают специалисты с опытом в международном бизнесе. Страховщики сегодня готовы принимать риски морских проектов — мы обладаем достаточной квалификацией, чтобы их прорабатывать.

ССТ: Как вы оцениваете перспективы этого сегмента страхового рынка?

А. Ч.: Мы увеличиваем количество таких проектов в нашем портфеле, и отрасль развивается. Строятся буровые платформы на шельфе, реализуются проекты стро­ительства инфраструктуры и логистики Северного морского пути. Мы видим боль­шие перспективы в участии в таких мас­штабных и важных для страны проектах.

Похожие статьи

ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТА

ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТА

Компания «СберСтрахование жизни» готова предоставить человеку все, что ему необходимо. В этом проявляется приверженность компании интересам человека, убеждена управляющий директор дивизиона…
МЕДИЦИНА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

МЕДИЦИНА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Дефицит кадров оказывает существенное влияние на развитие медицинского страхования. Руководитель департамента разработки продуктов блока медицины Страхового Дома ВСК Валентин Молев считает,…
БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение…