• 15 ноября, 2024
  • 13

КАДРЫ: ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

Афонин Андрей

Директор Университета Банка России

КАДРЫ: ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ

Преодолеть непростую ситуацию с кадровым дефицитом на финансовом рынке можно лишь общими усилиями и ресурсами, консолидация которых позволит быстрее перейти к практическим решениям. И работодатели готовы активно включаться в процессы совершенствования модели подготовки кадров, отмечает директор Университета Банка России Андрей Афонин.

ССТ: Почему тема кадрового обеспече­ния для финансовой и, в том числе, стра­ховой отрасли столь актуальна? Как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке труда в сфере страхования?

Андрей Афонин: Российская финансо­вая система сегодня имеет дело с уни­кальной комбинацией вызовов. Это и беспрецедентное санкционное давление на фоне геополитической напряженно­сти, и масштабная трансформация биз­нес-процессов, вызванная стремительным развитием цифровых технологий. Однако основной вызов — это нарастающий дефицит кадров и риск острой нехват­ки ключевых компетенций. Речь может идти и о цифровых, и об управленческих, и о междисциплинарных компетенциях, которые необходимы для устойчивого и непрерывного развития финансовых и страховых компаний.

С одной стороны, цифровые и финансо­вые инновации открывают новые гори­зонты развития. Но они также форми­руют новые вызовы в плане подготовки квалифицированных кадров, способных работать в условиях неопределенности и постоянного технологического прогресса. Это требует от специалистов не только тра­диционных знаний и навыков, но и новых компетенций, включая глубокое понимание цифровых технологий, аналитических ин­струментов и умение работать с большими объемами данных. Масштаб и острота всех этих вопросов и стали предметом обсужде­ния на стратегической сессии Банка России и Минобрнауки России «Кадры для финан­совой отрасли: совершенствование системы высшего образования».

ССТ: Какие кадры наиболее востребова­ны, каких специалистов не хватает?

А. А.: В страховом бизнесе, как и в любом другом, востребованность специалистов меняется в зависимости от ряда факторов.

В 2024 году в рамках партнерства Банка России с одним из сервисов по аналитике рынка был реализован исследовательский проект, результатом которого стал анализ запроса работодателей на специалистов в области страховой деятельности. Было обработано 18 тыс. вакансий специали­стов, размещенных на популярных сай­тах-агрегаторах.

ПРИЧИНЫ КАДРОВОГО ГОЛОДА

Наиболее высокий спрос — на страховых агентов и специалистов фронт-офиса: ме­неджеров по продажам, менеджеров по ра­боте с клиентами, руководителей отделов продаж. Также востребованы специалисты по оценке, управлению рисками и страхо­вым расчетам, ИТ-специалисты.

ССТ: В страховании активно внедря­ются новые технологии и продукты, развивается цифровизация процессов. Соответствует ли уровень компетенций работников страховых компаний теку­щим требованиям?

А. А.: Современные страховые техно­логии, InsurTech — это широкий спектр инноваций, направленных на повышение эффективности операций, сокращение затрат, повышение качества взаимодействия с клиентами и создание новых страховых продуктов и услуг. И страховые компании стремятся внедрять эти инновации, чтобы оставаться конкурентоспособными. Для этого необходимо обеспечивать развитие целых комплексов навыков (skillsets), лежа­щих на стыке различных сфер, и обеспечить их быстрое внедрение на разных уровнях управления финансовой организацией.

В такие периоды, естественно, возни­кает дефицит кадров. И особенно остро он ощущается в направлениях, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта и обеспечением информацион­ной безопасности.

ССТ: Проблема будет усугубляться?

А. А.: В будущем развитие ИИ может при­вести к еще более радикальной трансфор­мации бизнес-процессов и бизнес-моделей участников финансового рынка. Например, беспилотный автотранспорт на российских дорогах уже стал реальностью, и по планам цифровой трансформации транспортной отрасли трафик высокоавтоматизированных транспортных средств будет только расти. В контексте страхования — кто будет нести ответственность в случае ДТП: пассажир, производитель автомобиля или разработчик алгоритмов ИИ? Соответственно, возникает необходимость трансформации традицион­ных подходов в автостраховании.

Опять же, внедрение цифровых техно­логий влечет за собой рост киберрисков из-за возможных сбоев оборудования или хакерских атак, негативные последствия ко­торых могут быть весьма существенными. А риски высокой степени тяжести требуют высоких лимитов покрытия и выплат, что ставит перед страховыми компаниями за­дачу разработки инновационных страховых продуктов. Какие компетенции потребуют­ся для подобных продуктов, и как быстро появятся специалисты с такими компетен­циями? Вероятно, что в такого рода специа­листах будет возникать нехватка.

ССТ: Как Вы оцениваете текущий уро­вень подготовки выпускников высших и средних учебных заведений для сферы страхования?

А. А.: Сегодня много обсуждают пробле­му «разрыва» между системой образова­ния и рынком труда: профиль выпускни­ков не в полной мере соответствует модели компетенций работодателя. Встречный вопрос — а возможно ли, чтобы выпуск­ник вуза обладал всеми необходимыми компетенциями, чтобы сразу приступить к работе без дополнительной адаптации к конкретному рабочему месту?

Навыки, используемые для решения трудо­вых задач, узкоспециализированы и уни­кальны для конкретного рабочего места. В современных организациях функциональ­ные роли становятся все сложнее и требуют владение сотнями специфических навыков для выполнения рабочих задач в конкретных условиях. Маловероятно, что какая-то об­разовательная программа сможет включить такой безграничный объем предметов.

ССТ: Какие задачи стоят в связи с этим перед вузами?

А. А.: Сейчас крайне актуальная и непро­стая задача для системы образования — научиться быстро и правильно определять и актуализировать содержание образова­тельных программ: набор фундаменталь­ных дисциплин, общепрофессиональное ядро и специализированные предметы, максимально адаптированные под запрос работодателя. Правильно сбалансиро­вать соотношение дисциплин так, чтобы не утратить фундаментальности образо­вания и, в то же время, сделать его макси­мально практико-ориентированным.

На мой взгляд, качественная образова­тельная программа должна включать хоро­шую теоретическую подготовку по основам страхового дела, актуарные науки, эконо­мику и финансы, что является необходи­мым фундаментом для работы в страховой компании. Чтобы лучше понять отрасль и приобрести практический опыт, нуж­но включать в обучение стажировки или практики в страховых компаниях. Также студентам необходимы навыки работы с большими данными, использование аналитических инструментов и цифровых сервисов, а также целый комплекс «мяг­ких» навыков: навыки общения, работы в команде, решения проблем, управления временем и другие.

Найти баланс по принципу «необходимо и достаточно» — очень непростая зада­ча, которую мы сейчас прорабатываем в рамках пилотного проекта по совершен­ствованию модели высшего образования совместно с Минобрнауки России, вузами и работодателями.

ССТ: Какую роль в процессе подготовки кадров для финансовой отрасли должны выполнять участники финансового рын­ка как потенциальные работодатели и их профессиональные объединения?

А. А.: Повышение качества образователь­ных программ и их актуализация в соот­ветствии с требованиями работодателей в страховой индустрии требуют тесного сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнесом. Бизнес может играть ключевую роль в повышении каче­ства образовательных программ, профес­сиональных компетенций преподаватель­ского состава и эффективности подготовки специалистов на самых разных этапах.

Работодатели могут активно участвовать в формировании образовательных про­грамм, чтобы те включали освоение необ­ходимых для работы в страховом секторе навыков и компетенций. Они могут помочь обновить учебные планы в соответствии с текущими отраслевыми стандартами и квалификационными требованиями. Страховые компании могут предлагать стажировки и практики.

Полезна регулярная обратная связь от работодателей по качеству подготов­ки выпускников. Это поможет вузам улучшать свои программы. В некоторых случаях эксперты отрасли могут непо­средственно включиться в образователь­ный процесс в качестве преподавателей, особенно в профильных и прикладных модулях учебного курса.

Кстати сказать, одним из важных решений, которое получило поддержку всех участ­ников стратегической сессии стало предло­жение создать площадку для регулярного диалога и взаимодействия отрасли, системы образования и экспертного сообщества.

ССТ: Какова роль такой площадки?

А. А.: Преодолеть непростую ситуацию с кадровым дефицитом возможно лишь общими усилиями и ресурсами, консоли­дация которых позволит содействовать повышению качества подготовки кадров на институциональном уровне. Важно не только наладить системный диалог, но также перейти к практическому ре­шению задач по кадровому обеспечению финансовой отрасли.

По инициативе ряда крупных финансовых организаций сформирована рабочая группа по детальной проработке практических решений в области совершенствования системы подготовки кадров. И мы будем открыто делиться результатами решения задач данного стратегического контура.

Похожие статьи

РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ

РЫНКУ НУЖНА СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ

Бытует мнение, что страховой сектор в связи со стремительным сокращением количества компаний за последние 10 лет в настоящее время перенасыщен кадрами.…

«Росгосстрах» в Краснодарском крае организовал заезд на квадроциклах для…

Краснодарский филиал «Росгосстраха» организовал масштабное мероприятие для представителей ведущих дилерских центров Кубани, пригласив на него специалистов из крупных автоцентров региона. Местом…
КАК ПОДРАСТИТЬ INSURTECH

КАК ПОДРАСТИТЬ INSURTECH

Лишь 9 % финтех-решений нацелено сейчас на страховой рынок. Почему это происходит, рассказал в своем интервью управляющий директор Центра экспертизы и…