- 14 ноября, 2017
- 190
ПОРЯДОК — ЗАЛОГ УСПЕХА
Рост числа жалоб, мошенничества и недоверия к страховщикам связан с плохим урегулированием убытков. Немалую роль в качестве урегулирования претензий и отстаивания интересов страховщиков в судах играют юридические подразделения. Если процессы продаж страховым бизнесом в России налажены на качественном уровне, то в области организации работы страховых юристов есть существенные пробелы. О данной проблеме рассуждает Татьяна Ветошкина, президент группы компаний ЦПА «Ваше право».
ССТ: Какие факторы влияют на эффективность работы юридической службы?
Т. В.: Наша компания имеет 11-летний опыт оказания юридической помощи страховым компаниям. Я очень хорошо понимаю истоки проблем. Можно выделить несколько факторов, влияющих на качество работы юридической службы страховщика.
Первый — это качество взаимодействия между подразделениями страховой компании. Юридическая служба является завершающим звеном в длинной цепочке бизнес-процессов страховой компании. На статистику по «отбитым суммам» по входящим искам влияет как корректность составления договоров и правил страхования, их соответствие закону, так и политика урегулирования убытков. Очень часто мы наблюдаем, что подразделения страховых компаний «живут своей жизнью», а юристы, область работы которых часто рассматривается как вспомогательная, остаются «за кадром». Важно, чтобы «выплатники» и юристы совместно принимали решения, в каких случаях они будут отказывать, а в каких — платить. Это поможет избежать необоснованных расходов на отстаивание в суде заведомо проигрышных позиций. Важно, чтобы эти решения опирались на судебную практику. В нашей компании мы собираем судебную практику по каждой категории дел и тщательно ее анализируем. Если мы видим, что складывается отрицательная практика, то мы расцениваем это как сигнал к действию. Наши выводы и предложения обязательно обсуждаем с клиентом-страховщиком.
Второй — это IT-решения для управления судебным делопроизводством. IT-системы страховых компаний подробно учитывают бизнес-процессы, связанные с продажей и урегулированием убытков. При этом юридические процессы отражаются только двумя или тремя строками: первая — о заявлении иска, вторая и третья — уже о вынесенном решении и взысканных средствах, хотя между иском и окончательным решением суда проходит много этапов. Судебное делопроизводство, особенно в судах общей юрисдикции, само по себе — это огромный бизнес-процесс, который вместе с исполнительной стадией длится годами. В итоге для контроля и организации своих процессов юристы вынуждены использовать в лучшем случае Access, в худшем — Excel или органайзеры. Конечно, такие вспомогательные средства не позволяют обеспечить надлежащее качество контроля за сроками и процессами, что сказывается на статистике.
Третий — это добросовестность и лояльность сотрудников юридических департаментов.