• 14 ноября, 2017
  • 165

НЕ ПОВТОРЯТЬ СТРАШНЫЙ УРОК

Карпов Валерий

начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО

Авария автобуса с гражданами Средней Азии под Владимиром, которая привела к почти двум десяткам жертв, остро поставила на повестку дня вопрос о синхронизации систем обязательного страхования перевозчиков в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), считает Начальник Управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Валерий Карпов. Создание общего финансового рынка предусмотрено соглашениями ЕАЭС к 2025 году, но к подготовке гармонизации законодательства страны приступают уже сейчас — и инициатива НССО о перевозчиках может стать одним из первых пунктов в этой работе.

ССТ: Расскажите: что произошло на самом деле 6 октября 2017 г. в Петушинском районе Владимирской области?

В. К.: Полную картину происшествия сможет дать только расследование компетентных органов, но мы со своей стороны также пристально наблюдаем за ситуацией и хотим разобраться в ней по имеющейся в открытых источниках информации.

В ночное время на железнодорожном переезде произошло столкновение автобуса и поезда сообщением Санкт-Петербург — Нижний Новгород (№ 60). Скорее всего, автобус заглох на железнодорожном переезде из-за неудовлетворительного технического состояния — это гипотеза следствия.

Машинист применил экстренное торможение, но не смог остановить поезд, который врезался в автобус с такой силой, что фактически разорвал его на две части. Часть автобуса осталась на переезде, а часть отлетела на несколько десятков метров. Те, кто находился в автобусе в момент столкновения, практически не имели шанса выжить.

В ДТП погибли 17 человек, в том числе 2 детей. Трое пассажиров, в том числе девочка 5 лет, находятся в больнице в тяжелом состоянии. Еще 36 пассажиров причислены к пострадавшим. В живых остались только те пассажиры, которые по просьбе водителя вышли вытолкать автобус с переезда. Как показывает расследование, организатор перевозок остался жив.

Всего в автобусе находилось 58 человек, в том числе 55 граждан Узбекистана, а также организатор перевозки и двое водителей — граждане Казахстана. Пассажиры направлялись в Казахстан для восстановления миграционных документов, срок которых заканчивался. Транспортное средство имело казахские номера и принадлежало казахскому перевозчику. Как выяснили казахские журналисты, лицензия на перевозку пассажиров у водителя была. Но в национальной единой базе Казахстана по техосмотру они это транспортное средство не смогли найти.

ССТ: Стало ли это трагическое происшествие страховым случаем?

В. К.: Потенциально это мог бы быть страховой случай сразу по нескольким договорам страхования, если бы перевозчик соблюдал законодательство РФ, или если бы системы страхования ответственности России и Казахстана были согласованы друг с другом. Первый вариант. В Казахстане действует свой закон об обязательном страховании пассажирских перевозчиков, аналог нашего закона. Он был принят на 10 лет раньше российского аналога. Но по размеру покрытия казахское страхование значительно уступает российскому: в текущих ценах за гибель пассажира предусмотрена выплата около 390 тыс. руб., в то время как в России — 2 млн 25 тыс. руб., лимиты выплат по здоровью отличаются еще более существонно — 78 тыс. руб. против 2 млн. Однако, авария под Владимиром не могла бы привести к выплатам по такому полису, так как действие этого закона ограничено территорией Республики Казахстан.

Второй вариант. Пострадавшие пассажиры и их семьи имели бы право на выплаты, если бы перевозчик приобрел полис страхования автогражданской ответственности в международной системе «Зеленая карта». Но Казахстан, в отличие от большинства стран на континенте (включая Россию), не является членом бюро «Зеленая карта». И, соответственно, его перевозчики не обязаны покупать «карту», въезжая на территорию РФ. Они могут сделать это добровольно: так, одна из болгарских страховых компаний авторизована продавать казахским перевозчикам «Зеленую карту». Но данный перевозчик не воспользовался этой возможностью.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ВЫГОДНО ВСЕМ

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), вицепрезидент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар считает, что введение механизма обязательного страхования ответственности владельцев…

ПОИСК СПРАВЕДЛИВОСТИ В ТРЕХ ЧАСТЯХ

В январе 2018 г. система страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами в России изменится. Вместе с тем, она еще недостаточно защищает пассажиров…

ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов в России 1 января 2018 года исполняется 6 лет. Полисами страхования охвачено свыше…